What constitutes a good societal education policy

Feb 27, 2015 14:01

Вокруг меня много споров про образование -- на нескольких городских рассылках, где родители обсуждают городские школьные системы и как их улучшить, здесь в ЖЖ, просто со знакомыми, по радио и в газетах часто ссылки про "финляндскую систему" или "корейскую систему" или бывшую советскую систему или еще что-то. И всегда советы про то, насколько та ( Read more... )

articles, polemics, education

Leave a comment

angerona March 13 2015, 11:42:59 UTC
Мой личный опыт учительства -- это максимум на группу из четырех-пяти детей, так что вряд ли подходит.

в тех начальных школах, где учились мои дети, я как раз почти не слышала о проблеме перешептывания у детей когда учитель обьясняет материал.

Возможно это как раз из-за вольности с сидением: когда учитель обьясняет, то дети сидят полукругом близко друг к другу и к учителю. Тут все на виду и никак не пошепчешься. Да и если хочется что-то спросить, всегда можно спросить у учителя, или свой умный комментарий (или смешной) сказать так, чтоб все слышали. И учитель вовлечен и нацелен на класс.

Плюс дети знают, что это не на весь урок, а потом они пойдут по своим местам за столами, где можно будет и обсудить услышанное в процессе работы над заданием.

ну или, как в школе где дети сейчас учатся, когда учитель обьясняет, дети сидят где хотят и как хотят -- на шкафу, на полу, на подоконнике, на мягком большом мяче. Тоже сильно не поговоришь друг с другом. Но их в классе не больше 14ти, плюс они чувствуют себя свободно и вовлеченно в урок. если им скучно, они в конце концов так и скажут учителю (вежливо) -- как сказала моя дочка, например, вчера учительнице математики.

Дочке 7 лет. Учительница математики послала им на уроке линк на онлайн-игру, чтоб они играли. Игра, по мнению дочки, была довольно скучной: летают какие-то самолетики, и надо решать примеры на деление/умножение десятичных дробей чтоб "спасти" самолетики. Дочке сказала учительнице: "Мисс Ким, сегодняшняя игра мне не понравилась. Мне показалось, что она просто добавляет стресса ни за чем. Я предпочитаю просто решать примеры отдельно."

Но проблема дисциплины несомненно есть в других школах, если учитель неопытный или не знает, как контролировать класс. "контроль" -- это не обязательно идеальная тишина, но надо, чтоб отдельные дети не срывали уроки, и чтоб внимание учителя было на обьяснении материала каждому, а не на установление дисциплины в классе.

Reply

aleksey_kubikov March 13 2015, 12:20:09 UTC
Мой личный опыт учительства -- это максимум на группу из четырех-пяти детей, так что вряд ли подходит.

Эх. А я так надеялся. Будем дальше по-старинке.

Reply

angerona March 13 2015, 21:28:45 UTC
ну я вам предложила вариант, когда дети сидят в кругу близко к вам.

Reply

aleksey_kubikov March 14 2015, 03:56:30 UTC
Не понял.
У меня в группе минимум 13 человек. Минимум. А в среднем по 15.
Более того. Есть не делимые классы, в которых 21-22 человека.

О каком круге сидящих речь?

Reply

angerona March 14 2015, 03:59:03 UTC
у детей в прошлой школе в классе было по 25-28 человек. Иногда они делились на группы, но часто на время обьяснения нового были как раз всем классом. Все садились на пол в полукруг вокруг учителей. Место как раз занимали не так и много (в это время у них в руках ничего нет -- им не надо записывать, им надо только следить за тем, что рассказывают и показывают учителя).

Reply

aleksey_kubikov March 14 2015, 04:06:19 UTC
На пол? Не надо записывать?
Какой предмет был и какие результаты потом?
Если дети не запишут, не зарисуют элемент блок-схемы - они не смогут потом его использовать. Если дети не запишут оператор языка программирования - они не смогут выполнить домашнюю работу - элементарно забудут как пишется, какие параметры.
Нет. Я в начале практиковал такое "свободные беседы". Но потом отказался. Эффективность мала. И сейчас когда у меня в старших классах как раз те дети, с которыми в младшем классе я практиковал такое несколько лет назад - мне же и сложно с ними работать. Те кто записывал - помнят на много лучше и четче. А те кто слушал максимум помнят просто факт рассказа. Но это у них не фактическое воспоминание, а эмоционально. Они помнят как им было интересно и приятно на уроке, но не помнят материал.

У нас класс больше 25 делится на два. Меньше 25 - не делится. Это закон и школа не имеет права делать по другому. Объединять две группы в одну - и кто из двух преподавателей будет вести урок?
Вот сейчас есть класс, который из-за карантина сидит в одном кабинете. Эффективность обучения по моему предмету будет ниже. Неизбежно ниже.

Reply

angerona March 14 2015, 04:13:51 UTC
во первых надо определиться, о каком возрасте идет речь. Я говорю о начальной школе (до местного 6го класса -- то есть до 12 лет).

Предметы так преподавались все (хотя на математику их часто разбивали). Учителей в классе было два, плюс еще и ассистент часто был. Иногда оба учителя сразу обьясняют материал -- это удобно, потому что у них smart board на стене, и один учитель рассказывает, а другой в это время на таблете выбирает, что показывать на smart board и/или рисует и пишет на доске и/или вызывает к ней детей. Иногда один учитель обьясняет, а другой в это время готовит кабинет к последующей работе -- раскладывает рабочие материалы на столы и т.д.

Обьяснения не длинные -- так, чтоб обсудить материал или обьяснить новое. Дальше ученики работают над своими заданиями у себя за столами -- иногда группами, иногда каждый сам. В это время в принципе не запрещается общаться, но обстановка стоит рабочая.

В Американских школах вообще дети редко что записывают сами на уроках. Я например такого у своих детей пока что вообще не видела. Задачи решают, примеры делают, наблюдения записывают, вопросы записывают, а то, что рассказывает учитель как материал -- нет. Предполагается, что все это легко доступно и/или будет выдано ученикам учителем. Так что к домашнему заданию они точно не забудут названия операторов -- это будет записано у них на листке с домашним заданием, так что не забудешь. Собственно это и правильно -- ведь речь идет о том, чтоб научиться пользоваться концепцией какого-то оператора, а не о том, чтоб запомнить как именно он пишется с первого взгляда. В конце концов пока им будешь пользоваться, запомнишь -- никуда не денешься :).

Reply

aleksey_kubikov March 14 2015, 09:16:29 UTC
Возраст, на мой взгляд, не важен. Не зависимо от возраста если полученную информацию не закрепить - она забудется.

Но ведь какое-то движение в аудитории во время объяснения отвлекает внимание. Ассистенты нужны, я то же использую помощь лаборанта. Но только на этапе подготовки к уроку или к какой-то части урока. Во время объяснения материала мне нужна тишина в аудитории и сосредоточенность, готовность детей к работе.

Длинные объяснения, действительно, появляются только для старших классов. Чем младше - тем короче объяснения. Для 3 класса я вообще чередовал объяснение с закреплением чуть ли не по предложениям. А в 11 можно вообще один урок в виде лекции давать, а на втором - в виде практической работы.

То ость это учитель должен подготовить им карточку для домашней работы? У меня позиция простая: чем меньше учеников сделают домашнюю - тем меньше мне проверять. Услышав такой вариант подхода к "домашке" ученик реально задумывается и делает домашнюю.

Вот из последнего. 9 класс. Класс на карантине и сидит в одном кабинете. Решили сделать так: я даю материал на уроке, даю домашнюю работу, дети дома составляют программу и высылают ее на эл.адрес учителя. На первом же уроке один из учеников не моей подгруппы заявил: "Я не могу нарисовать блок-схему цикла, так как я ее не записывал в тетрадь". И еще и возмущался в конце урока за то, что я ему поставил "2", аргументируя тем, что... он не записывал в тетрадь и не помнит :)

Я не знаю программу американской школы и не знаю какие требования предъявляются выпускникам школы. Может быть им такого обучения достаточно. Но хотелось бы посмотреть на аттестационные задания, по которым ставится итоговая аттестация знаний учеников.

Reply

angerona March 14 2015, 13:07:06 UTC
Мне кажется, что мы с вами говорим на каких-то совершенно разных языках. У вас в голове просто один формат обучения, и вы никак не можете от него отступить.

Во первых, как я уже сказала, в младшей школе вообще нет домашних заданий. Они появляются только в более сложных классах по математике, и то -- это совсем задания не на повторение.

Вот пример первого домашнего задания, который ребенок в этой школе встретит (в смысле это первое домашнее задание того класса, в котором мой старший сын, и это первый класс, в котором ребенок в этой школе получит домашнее задание):
https://lh4.googleusercontent.com/-3DKeq7gDg5Q/VQQwgpsKzBI/AAAAAAAAiFw/xeB8DuTaMxI/w733-h645-no/screenshot.11.jpg

Понятно, что это довольно продвинутый класс (им предлагается сначала вывести формулу простой алгебраической прогрессии самим, а в последней задаче -- recurrence, которые в советской программе не проходили вообще). Плюс там комбинаторика, которую, опять-таки, в советской школе по-моему вообще не проходили (я не знаю, что проходят сейчас в Российской).

Но суть в том, что до этого уровня можно дойти вообще без домашних заданий.

Если взять другую школу и более стандартный вариант, то учитель выдает ученикам листочки, на которых написано задание и оставлено место для решения (в младших классах) или листочки с заданиями и определениями, которые нужны в заданиях.

Задача учителя -- научить детей, а не упростить себе работу.

Теперь про ваш пример: я вообще не понимаю, зачем записывать блок-схему какой-либо программы. Чем это поможет обучению программированию? Настоящие програмисты должны уметь быстро копировать блок-схемы с доски себе в тетрадь?

Насколько я знаю, программисты должны уметь совсем другое:
1. составить себе схему/алгоритм (и записать ее как блок-схему, если вам это так хочется) для определенной задачи.

2. уметь написать программу соответствующую алгоритму/схеме.

Если ваша цель того урока была научить детей делать пункт 1, то зарисовывание в тетрадь, понятное дело, только мешает, плюс отнимает время, которое лучше б потратить на понимания алгоритма в этой схеме.

Если цель того урока была пункт 2, то надо раздать детям выпечатанные бумажки с нарисованной блок-схемой (и/или поставить их на веб, раз они все равно на компьютере будут домашнее задание делать) -- а дальше уже смотреть, как они запрограммируют.

Чему конкретному должно научить детей копирование с доски схем? Ну и оно выделит детей, которые более внимательны и копируют лучше (и почерк у них лучше, так что они в своих каракулях не запутаются) -- это очень важный skill для программиста?

Reply


Leave a comment

Up