Not enough "teaching" in teaching math

Oct 11, 2013 13:10

Мне начинает не нравиться, как в Америке в хороших школах сейчас учат математику. При этом я знаю, что я в меньшинстве, потому что мне не нравится ровно то, от чего в восторге все остальные, и что считают важным и главным.

Иногда, когда я упоминаю, что у меня дети ходят дополнительно в RSM -- Русскую Математическую Школу, собеседники мне говорят: "но я слышал, что там все так скучно -- никакого креативного подхода, никаких дохождений до темы самим детям, а все берут и обьясняют!" Говорится это все таким тоном, что понятно, что это чуть ли не насилие над детьми. А мне хочется ответить: "Да! Там обьясняют темы, а не тратят урок за уроком на то, чтоб дети всем классом как-то изобрели велосипед. Там дают последовательный подход к задачам, и там учитель показывает, как решать такой-то тип задач, прежде чем обрушить их на учеников!" Жаль, что ответить так я не могу, потому что и в RSM достаточно креативности и "помучайся и придумай, как решать такие задачи сам" -- вернее, на уровне advanced там как раз такое приобладает. И это мне не то, чтоб нравится.

В обычной школе дети и вовсе только так и обучаются. Им даже поощрения выдаются за то, что кто-то придумает свой способ, как решить 7+5 или какую-то задачу. И вот они сидят и всем классом обсуждают. И обсуждают. И обсуждают. Впрочем, может это и хорошо с такого рода задачами, но когда речь заходит о чем-то более серьезном, мне кажется, что не надо списывать старый добрый метод "учитель обьясняет тему, показывает, как решать задачи, а потом ученики решают разные задачи на эту тему" со счетов. Не надо забывать, что дети все разные, и кому-то лучше подходит самому все придумать с азов, а кому-то -- чтоб все-таки показали и обьяснили.

Иногда по вечерам я сажусь решать с детьми сложные для них задачи. Я не заставляю их писать, я не требую, чтоб они сразу же придумали рабочее решение. Я сама записываю кратенько условия и зачастую сильно помогаю им в решении. В общем, мы решаем вместе. "Ты все за них решаешь", -- говорит мне муж. Но я с ним не согласна. Вернее, мне как-то все равно, кто из нас что решает. Потому что надо все-таки решить, в чем у нас цель: чтоб ребенок непременно решил вот эту задачу сам (и еще обязательно тем способом, что считает самым эффективным родитель) или чтоб ребенок научился решать такого рода задачи? Как мне кажется, мой метод вполне подходит для цели обучения. Я заметила, что сейчас уже дети напоминают мне "выписать важные данные" -- то есть они поняли для себя, как важно начать оформлять задачу правильно (нет, у меня нет ни подсчета клеточек, ни вообще какого-то основного метода -- я записываю так, как мне кажется удобным на тот момент, и дети подсказывают, какое оформление хочется видеть им: для этой задачу -- в табличку, для этой -- рисунок, для этой -- просто данные, и что назовем x, а что -- y). Плюс они явно продвигаются в решении задач, и задачи похожего типа, но отнюдь не одинаковые, решают гораздо быстрее и лучше. И, главное, им нравится.

Мне кажется, что из крайности "всегда показывать решения и заставлять решать только этим способом" многие как-то слишком переметнулись в крайность "никогда не показывать решения, никогда не говорить, что один способ быстрее/лучше другого, никогда не давать детям теоремы и правила, а пусть они всегда до этого сами доходят". А настоящее умение учить где-то посередине -- там, где учитель может уловить, какой именно метод подходит для данного ребенка для данной темы

parenthood, articles, family issues, math, observations

Previous post Next post
Up