Mar 04, 2013 12:19
Мои дети ходят в Russian School of Math (RSM), и мне давно хотелось написать про то, как мне нравится их программа. Это в частности немного как обьяснение себе давнишней, которая думала, что не будет детей туда записывать. Что, мы их сами не можем обучить математике?
На самом деле это отличный вопрос, и ответ на него такой: можем, еще как. То есть "могли бы, если б жили в идеальном мире, где у нас было бы всегда достаточно сил, времени, и, главное, силы воли, и где мы могли бы сами подготовить и программу и каждую неделю неукоснимо заниматься". Более того, в том идеальном мире, возможно, наши дети даже больше знали бы математики, чем они получают из RSM, но, увы, тот мир не существует, по крайней мере для нашей семьи.
В реальной жизни же получается, что у нас очень ограничено и время и силы -- и мне сложно было бы, например, самой составить хорошую разностороннюю программу по математики на много классов, если б я продолжала заниматься своей основной работой, а не только этим. Плюс идея того, что надо ходить на занятия и делать домашние задания дисциплинирует и нас и детей. То есть даже в те недели, где иначе мы может быть отвильнули бы, потому что устали, времени нет и "почему б не сделать потом?", дети все равно идут на занятия и, в результате, есть заметный прогресс, что всех радует и дает вдохновение стараться и дальше.
На данный момент мы перепробовали разные уровни классов от K до 4го. На каждый класс, кроме Kindergarten, у них есть три уровня: beginner, intermediate и advanced. Новички обычно вливаются в начальный уровень, а на следующий год могут перейти в intermediate, а потом и в advanced. Не обязательно, чтоб ребенок брал класс по номеру соответствующий его классу в обычной школе, но большинство, насколько я понимаю, делают именно так (то есть если ребенок во втором классе в обычной школе, то и в RSM он будет во втором, но может в intermediate или advanced, чтоб получать дополнительный материал).
Это все предисловие. А теперь отдельные пункты, почему мне нравится их программа:
-- программа продуманная и разносторонняя. Преподаются элементы и геометрии, и теории вероятности, решение задач, функции, задачи на смекалку, множества, таблицы и многое другое.
-- из-за того, что программа разносторонняя, то не получается, что все домашнее задание или весь класс -- только на одну тему.
-- домашние задания хорошо продуманы: они с одной стороны помогают закреплять материал, а с другой стороны достаточно разнообразны, чтоб не были только повторением.
-- в домашних заданиях есть задачи повышенной сложности. Есть всякие задачи вроде олимпиадных; есть и на отработку скорости навыков.
-- новый материал подается хорошим размеренным темпом -- почти нет слишком огромных скачков или классов без нового материала.
-- из года в год идет использование уже известного материала чтоб перейти к новому, при этом нет бездумного повторения (как в школьных программах вроде everyday math, где каждый раз, когда они начинают деньги и время, например, много времени уходит на повторение).
-- очень нравится, как рано они начинают вводить разные концепции: переменные, функции, абстракции, множества и т.д. Сначала это все идет как рисунки, но уже в первом классе их учат про "мистера Х", который решает задачи интересным способом: записав их с помощью Х, а потом ищет этот Х. Постепенно это превращается в уравнения. Так же и с переменными и выражениями -- довольно рано детей учат записывать решения в виде выражений с переменными.
-- еще раз повторю пункт выше про абстракции: мне лично это кажется важным и отличительным от школьной математики (и очень важным навыком вообще). Так что то, что они хорошо это прорабатывают, очень радует.
-- я не могу придумать ни одной темы, которую мне хотелось бы, чтоб они прошли, а они не проходят за эти классы. Там есть и скобки (тоже довольно рано появляются), и уравнения, и решение задач (word problems), и соотношения, неравенства, графики, открытые/закрытые регионы, таблицы, сложение и вычитание в столбик, умножение/деление, функции, дроби, units (и очень внимательное к ним отношение с самого начала).
-- я слышала, что некоторым не нравится программа RSM как "слишком формальная" -- но во многом это я считаю плюсом. "Формальная" здесь она в том, что детям обьясняется новая тема, а не дается самим проработать ее/предугадать. Как раз этого, как мне кажется, им хватает в школе, и некий элемент "смотрите, как оно работает" в обучении очень нужен. Тем более, что потом детям все же дается свобода -- они могут предлагать/задавать вопросы и т.д. Например, недавно в классе старшего они проходили "пересечения" (по сути -- Venn diagrams) и решение задач через них. Ребенок тут же спросил "а как это будет, если у нас не два условия, а три или больше?" И учительница ответила: "отлично, давайте разберем пример."
-- они проверяют домашнее задание, и переодически тестируют, чтоб знать, на каком уровне находятся дети.
Наверное, еще многое другое можно вспомнить.
Тут надо заметить, что они не выпускают книг, и вообще ревностно относятся к интеллектуальным правам на свою программу (что я могу понять. Насколько я вижу, она действительно проработана, и на это ушло немало сил).
Из-за того, что обучение идет очно, качество каждого класса очень зависит, как всегда, от качества учителей. Вот тут уже все гораздо более неравномерно. Например, в первый год, когда мой старший там учился, у него были большие проблемы с классами. Он приходил домой, и было такое впечатление, что он абсолютно ничего не понимает. Но мои обьяснения он схватывал очень быстро. Я начала волноваться, что он вообще не способен в коллективе/от учителя ничего нового учить (на тот момент в школе он еще тоже не дошел ни до какого нового материала). Отзывы учительницы о ребенке меня только еще больше запутывали, но вроде все другие говорили, какая она хорошая.
Мы не последовали рекомендации той учительницы, чтоб ребенок повторил класс, а записали его на курс старше. Там ему попалась другая учительница -- и это такая огромная разница! Она у него сейчас уже второй год, и все идет ну просто настолько лучше и легче, что не описать. Я как-то очень волнуюсь, что в следующем году будет иначе, потому что опять будет кто-то другой.
С другим ребенком, я думаю, возможно было бы по другому. Не для всех детей так важно чтоб учитель имел именно один правильный подход к ним. Но в любом случае, программа хорошая, а вот учителя -- это как повезет.
В общем и целом RSM я очень рекомендую; как у них все устроено, мне нравится (например, они держат класс вместе, и оставляют одно и то же расписание из года в год). Еще мне очень нравится именно Лексингтонский центр. Там замечательная директор -- Сона Антонян. С ней всегда приятно разговаривать, она старается подстраиваться под пожелания родителей и учеников, и ее любят дети. Мы уже много кому рекомендовали ее центр, и все довольны общением именно с ней. Из тех учителей, у которых дети там учились, могу дать наилучшие рекомендации Мисс Хасмик, Мисс Марико (она ведет и математическую олимпийскую команду) и Мисс Прерана.
Мне, как всегда, никто не платил за эту запись и рекламу (а может и анти-рекламу, это уж как вам покажется). Просто захотелось поделиться. Хотя они и так растут довольно устрашающими темпами, из-за чего может сказаться нехватка хороших учителей. Но для тех, у кого рядом открываются новые центры, я б вполне рекомендовала попробовать.
parenthood,
activities,
math,
reviews