To feel special

Nov 29, 2012 10:06

Русские родители в Америке часто с презрением отзываются об американской приверженности к идеии "to feel special" -- чувствовать себя особенным/выдающимся -- по отношению к детям. Они говорят, что в школе это гипер-трофируется, вместо того, чтоб заниматься правильным делом -- обучением и т.д. И что всем тут говорится, какие они "special".

Мне кажется, что эта жалоба -- из рода тех же, что и про "здесь в школе все так легко; мой ребенок запросто их материал на три класса вперед прошел даже не зная языка." То есть несомненно есть дети, которым дается легко, и которые выделяются -- и наверное им и говорят про special, но это не значит, что "всем".

В ЖЖ я все время вижу, как родители пишут про "учитель так хвалил моего ребенка, сказал, что неординарный" или "тренер отметил, что у него талант" или "хотят его перевести на уровень для супер-выдающихся, потому что у него явно способности." Это очень классно, и я очень рада за тех родителей и их детей. Надо отметить, что как правило это передается как что-то сравнительное -- то есть не просто "все хорошо", а именно "замечательно по сравнению с другими детьми в классе" а то и "по сравнению с другими детьми, которых я видел за последние несколько лет."

Подумалось, что я как раз такого никогда про своих детей не слышала. Даже не могу придумать, кто бы из учителей или тренеров мог про них такое сказать. У меня абсолютно замечательные дети, но вот фраз про "явный талант" или "супер-способный" что-то я ни про одного из них не слышала. Обычно такое чаще слышишь про кружки и секции, и мои ходят и ходили в таких достаточно, но тоже как-то все промах.

Я и сама не могу представить, по каким занятиям про них такое могли бы сказать. У старшего выраженные способности если и были/есть, то в математике/технике и музыке, но в обоих дисциплинах очень нужна еще и собранность и внимание, чего у него очень не хватало, так что первые пару лет занятий математикой мы получали исключительно порицания от учителя математики, а не похвалу. С музыкой без усидчивости и желания трудиться он совсем никуда не продвинулся.

У младшей наоборот есть целеустремленность, усидчивость и старательность, но нет ярко выраженных способностей, поэтому учителя отмечают ее как милую, но вот никаких таких особых похвал и "special" нам про нее не достается, и ей про себя тоже.

А мне кажется, что моим детям, особенно старшему, этого как раз очень не хватает. Он очень остро чувствует отношение других и переживает, потому что замечает фразы про невнимательность, про еще что-то, и переносит это на общее собственное мнение о себе. Эх, ему бы тренера, который его бы выделил как способного, который продвинул бы его и как-то приветил особо.

Впрочем, это жалоба не на тренеров. Они несомненно привечали бы, если б таки он больше работал дома. А он не работает, потому что вот такой вот есть, что ему это сложно. Какое-то заколдованное кольцо, которое я очень понимаю и близко к сердцу принимаю, потому что сама точно такая же. И сама помню, как в подростковом возрасте мне не хватало того, чтоб кто-то из взрослых не-родственников назвал меня "особой", "одаренной" или, как тогда было модно, "неординарной". Да просто чтоб отличил как-то.

А пишу я чтоб послушать -- может другие родители есть, которые тоже не слышали про specialness своих детей. То есть я не теряю надежды -- дети же еще маленькие, да и кто его знает, может дело в тех кружках, классах и секциях, что мы выбираем. И в школе их хвалят, и в школе как раз учителя в них отмечают личные качества. То есть это не жалоба. А так -- наблюдение. И заодно чтоб сказать тем, кто таки слышит про особенность своих детей от тренеров и учителей -- это же классно! Не надо принижать достижения детей отмахиванием про "да они всем такое здесь говорят". Нет, не всем.

parenthood, activities, ld, articles, polemics, observations, adhd

Previous post Next post
Up