Nov 29, 2012 10:06
Русские родители в Америке часто с презрением отзываются об американской приверженности к идеии "to feel special" -- чувствовать себя особенным/выдающимся -- по отношению к детям. Они говорят, что в школе это гипер-трофируется, вместо того, чтоб заниматься правильным делом -- обучением и т.д. И что всем тут говорится, какие они "special".
Мне кажется, что эта жалоба -- из рода тех же, что и про "здесь в школе все так легко; мой ребенок запросто их материал на три класса вперед прошел даже не зная языка." То есть несомненно есть дети, которым дается легко, и которые выделяются -- и наверное им и говорят про special, но это не значит, что "всем".
В ЖЖ я все время вижу, как родители пишут про "учитель так хвалил моего ребенка, сказал, что неординарный" или "тренер отметил, что у него талант" или "хотят его перевести на уровень для супер-выдающихся, потому что у него явно способности." Это очень классно, и я очень рада за тех родителей и их детей. Надо отметить, что как правило это передается как что-то сравнительное -- то есть не просто "все хорошо", а именно "замечательно по сравнению с другими детьми в классе" а то и "по сравнению с другими детьми, которых я видел за последние несколько лет."
Подумалось, что я как раз такого никогда про своих детей не слышала. Даже не могу придумать, кто бы из учителей или тренеров мог про них такое сказать. У меня абсолютно замечательные дети, но вот фраз про "явный талант" или "супер-способный" что-то я ни про одного из них не слышала. Обычно такое чаще слышишь про кружки и секции, и мои ходят и ходили в таких достаточно, но тоже как-то все промах.
Я и сама не могу представить, по каким занятиям про них такое могли бы сказать. У старшего выраженные способности если и были/есть, то в математике/технике и музыке, но в обоих дисциплинах очень нужна еще и собранность и внимание, чего у него очень не хватало, так что первые пару лет занятий математикой мы получали исключительно порицания от учителя математики, а не похвалу. С музыкой без усидчивости и желания трудиться он совсем никуда не продвинулся.
У младшей наоборот есть целеустремленность, усидчивость и старательность, но нет ярко выраженных способностей, поэтому учителя отмечают ее как милую, но вот никаких таких особых похвал и "special" нам про нее не достается, и ей про себя тоже.
А мне кажется, что моим детям, особенно старшему, этого как раз очень не хватает. Он очень остро чувствует отношение других и переживает, потому что замечает фразы про невнимательность, про еще что-то, и переносит это на общее собственное мнение о себе. Эх, ему бы тренера, который его бы выделил как способного, который продвинул бы его и как-то приветил особо.
Впрочем, это жалоба не на тренеров. Они несомненно привечали бы, если б таки он больше работал дома. А он не работает, потому что вот такой вот есть, что ему это сложно. Какое-то заколдованное кольцо, которое я очень понимаю и близко к сердцу принимаю, потому что сама точно такая же. И сама помню, как в подростковом возрасте мне не хватало того, чтоб кто-то из взрослых не-родственников назвал меня "особой", "одаренной" или, как тогда было модно, "неординарной". Да просто чтоб отличил как-то.
А пишу я чтоб послушать -- может другие родители есть, которые тоже не слышали про specialness своих детей. То есть я не теряю надежды -- дети же еще маленькие, да и кто его знает, может дело в тех кружках, классах и секциях, что мы выбираем. И в школе их хвалят, и в школе как раз учителя в них отмечают личные качества. То есть это не жалоба. А так -- наблюдение. И заодно чтоб сказать тем, кто таки слышит про особенность своих детей от тренеров и учителей -- это же классно! Не надо принижать достижения детей отмахиванием про "да они всем такое здесь говорят". Нет, не всем.
parenthood,
activities,
ld,
articles,
polemics,
observations,
adhd