Grit

Apr 17, 2012 11:35

Пару недель назад я ходила на лекцию Анжелы Дакворт -- профессора психологии в ЮПенне. Она занимается исследованием человеческой черты под названием "grit". Grit -- это что-то вроде упертости и трудолюбивости вместе -- это perseverance and passion for long term goals in the face of challenges. То есть то, что по русски описывается поговоркой "терпение и трут все перетрут." Вот именно это "терпение и труд" -- и есть grit.

Лекция была в школе и во многом затрагивала вопросы воспитания детей, но все утверждения подтверждались ссылками на исследования, а выводы полезны и для взрослых. Вот мои записки с лекции, с моими интерпретациями:

-- важно именно "терпение и труд", а не просто готовность преодолеть определенную трудность вроде "пошли заберемся на ту гору, и все." Самый сложный труд -- это в постоянных, частых подготовках, в которых зачастую нет ничего вдохновляющего или интересного, но они необходимы для прогресса и достижений. Футболист не продвинется пока не оттренирует сотни скучных пассов в пустые ворота; танцор -- без постоянного повтора позиций, где нет особого места творчеству; а участник соревнований по правописанию (spelling bee) -- без выписываний и зазубриваний новых слов.

-- эта подготовительная работа называется "deliberate practice" -- то есть не просто повторение, а именно осознанная работа над материалом. Например, когда человек играет раз за разом уверенно мелодию на пианино -- это повторение, но не deliberate practice. Deliberate practice -- это разбор нового материала, такт за тактом, с ошибками и остановками. И повторение тоже важно, но без "осознанной работы" будешь продвигаться очень медленно.

-- "Осознанная работа" со стороны выглядит неприглядно: ошибки в мелодии, запинки и повторы; или неуверенные движения у танцора; или ошибки в расчетах и не те идеи в решении математической задачки. Обычно это не показывается миру -- показывается уже готовый отлаженный результат.

-- из-за того что миру показывается отлаженный результат, мы зачастую не обращаем внимания на то, сколько работы наверняка ушло на то, чтоб его добиться. Очень часто мы и вовсе списываем все на талант, а не на подготовку в поте лица. Этим списыванием на талант мы можем вредить и себе и, особенно, своим детям -- потому что из-за этого можем думать, что что-то у нас точно не получится, потому что "нет таланта", и не указываем на важность неприглядной осознанной работы.

-- и хвалим детей мы зачастую неправильно: за хорошо сыгранную мелодию (а это повторение накатаного), а не за то, что они сидели пятнадцать минут и пытались разобрать новую песню. Пусть всего два такта, и с ошибками -- но факт что сидели и что старались и что фокусировали внимание на этом, хоть это наверняка и не самая легкая и не самая приятная часть игры на пианино. Этой осознанной работы не надо слишком много тоже. Минут 20 в день на предмет для ребенка -- более, чем достаточно. Если это делается регулярно, то результаты будут и заметные.

-- мы все ходим по жизни с определенными стереотипами-картинками, которыми мы обьясняем мир вокруг. Например, увидели видео про гимнаста или блестящего репортера или менеджера, и кто-то подумал "вот это талант у человека. Надо же с таким родиться!", а кто-то подумал "надо же сколько человек тренировался." Так вот это второе видение мира -- сильно помогает в собственном прогрессе/успехе, даже если ты хочешь продвигаться в совсем другой области. Просто привычка придавать больше значения работе, а не "данным от судьбы" меняет и наше поведение.

-- важно не перепрыгивать с одной долгой цели на другую только потому, что новая вдруг заинтересовала. А то получается человек, который все начинает, всем интересуется, но во всем дилетант.

-- способность к "терпению и труду" предсказывает успех в многих разных начинаниях и профессиях лучше, чем IQ и даже лучше, чем self-discipline (силя воли). То есть grit -- это не силя воли. Это не способность воздержаться от поедания зефира или умение заставить себя сделать что-то страшное или неприятное. Это что-то больше, чем просто сила воли -- это умение идти к цели направленно шаг за шагом и не сдаваться.

-- способности к терпению и труду лучше предсказывают успехи в работе, чем многие другие (все другие?) способы, вроде успехов в учебе или разносторонности и т.д. Если вы нанимаете людей на работу, то выбирайте не тех, кто перескакивали из одной области в другую, а тех, кто считай с колледжа занимается одним и тем же, но не стоит в этом на месте, а улучшает и увеличивает навыки.

Еще в этой лекции Анжела упомянула про то, как же тогда все-таки бросать что-то. Или совсем никогда не бросать? Конечно, иногда имеет смысл не грызть один и тот же камень, который не приносит тебе удовольствия, а бросить и пойти во что-то новое. Про это я напишу потом отдельно -- когда и как принимать решения бросить какую-то из своих целей (бросить футбол или гимнастику, или переклассифицироваться из докторов программисты или наоборот).

Лекция мне в общем очень понравилась и показалась полезной, хоть и не очень революционной в моем понимании. Но на протяжении всего часа, особенной второй его половины, у меня в голове зудела мысль: "ну хорошо, ты убедила нас, что grit -- это отлично; это все, что надо для успеха, и без него, даже с талантом -- никак. Так расскажи, как же заполучить побольше этой grit-способности и себе и своим детям дать. Может есть какие-то упражнения? Тренинги? Ну же?" Но, увы, она об этом так ничего и не сказала. Этим, впрочем, часто страдают статьи и книги психологов-социологов. Как я понимаю, они только исследуют понятия, а уж как развивать -- это может будут делать те, кто придет после них. Но мне-то надо прямо сейчас. И, похоже, не одной мне -- первым же вопросом из зала был именно этот зудящий, как будто из моей головы. На что она, увы, ответила не очень внятно, списав многое все-таки на врожденный талант. Isn't it ironic?

Впрочем, зачем нам полагаться на психологов. Для себя я вынесла вот что:

-- рассказать детям про выводы этого психолога и про то, как важны терпение и труд (уже сделано, дети вроде во время рассказа прониклись).

-- ввести в наш с ними обиход понятие 'deliberate practice' и хвалить, когда они это делают, плюс подмечать, когда это ведет к результатам.

-- стараться корректировать их картину мира в сторону "как тот мальчик потрудился, что у него так хорошо получается!"

-- не давать бросать занятия просто так; уговаривать, убеждать довести дело до конца (хотя бы до конца тренировки), а потом решать.

И уже несколько раз сработало -- просто в момент, когда они ноют или не хотят продолжать, напомнить про то, как важна deliberate practice -- и они идут и продолжают, а потом сами рады, что не остановились.

Это, кстати, была одна из идей, которую Анжела вынесла из встречи с учениками нашей школы в тот же день: что дети иногда используют "пусть родитель заставит" как методику заставить себя делать deliberate practice, и что они в общем благодарны родителям за это -- даже когда в процессе ноют и сопротивляются. Это мне по самой себе знакомо: я очень благодарна родителям за все пинки и заставления.

Для тех, кто хочет сам послушать лекцию, вот запись Анжелы Дакворт на TED. Очень похоже на то, про что она говорила нам.

image Click to view

school, parenthood, articles, psychology

Previous post Next post
Up