Пару недель назад я ходила на лекцию
Анжелы Дакворт -- профессора психологии в ЮПенне. Она занимается исследованием человеческой черты под названием "grit". Grit -- это что-то вроде упертости и трудолюбивости вместе -- это perseverance and passion for long term goals in the face of challenges. То есть то, что по русски описывается поговоркой "терпение и трут все перетрут." Вот именно это "терпение и труд" -- и есть grit.
Лекция была в школе и во многом затрагивала вопросы воспитания детей, но все утверждения подтверждались ссылками на исследования, а выводы полезны и для взрослых. Вот мои записки с лекции, с моими интерпретациями:
-- важно именно "терпение и труд", а не просто готовность преодолеть определенную трудность вроде "пошли заберемся на ту гору, и все." Самый сложный труд -- это в постоянных, частых подготовках, в которых зачастую нет ничего вдохновляющего или интересного, но они необходимы для прогресса и достижений. Футболист не продвинется пока не оттренирует сотни скучных пассов в пустые ворота; танцор -- без постоянного повтора позиций, где нет особого места творчеству; а участник соревнований по правописанию (spelling bee) -- без выписываний и зазубриваний новых слов.
-- эта подготовительная работа называется "deliberate practice" -- то есть не просто повторение, а именно осознанная работа над материалом. Например, когда человек играет раз за разом уверенно мелодию на пианино -- это повторение, но не deliberate practice. Deliberate practice -- это разбор нового материала, такт за тактом, с ошибками и остановками. И повторение тоже важно, но без "осознанной работы" будешь продвигаться очень медленно.
-- "Осознанная работа" со стороны выглядит неприглядно: ошибки в мелодии, запинки и повторы; или неуверенные движения у танцора; или ошибки в расчетах и не те идеи в решении математической задачки. Обычно это не показывается миру -- показывается уже готовый отлаженный результат.
-- из-за того что миру показывается отлаженный результат, мы зачастую не обращаем внимания на то, сколько работы наверняка ушло на то, чтоб его добиться. Очень часто мы и вовсе списываем все на талант, а не на подготовку в поте лица. Этим списыванием на талант мы можем вредить и себе и, особенно, своим детям -- потому что из-за этого можем думать, что что-то у нас точно не получится, потому что "нет таланта", и не указываем на важность неприглядной осознанной работы.
-- и хвалим детей мы зачастую неправильно: за хорошо сыгранную мелодию (а это повторение накатаного), а не за то, что они сидели пятнадцать минут и пытались разобрать новую песню. Пусть всего два такта, и с ошибками -- но факт что сидели и что старались и что фокусировали внимание на этом, хоть это наверняка и не самая легкая и не самая приятная часть игры на пианино. Этой осознанной работы не надо слишком много тоже. Минут 20 в день на предмет для ребенка -- более, чем достаточно. Если это делается регулярно, то результаты будут и заметные.
-- мы все ходим по жизни с определенными стереотипами-картинками, которыми мы обьясняем мир вокруг. Например, увидели видео про гимнаста или блестящего репортера или менеджера, и кто-то подумал "вот это талант у человека. Надо же с таким родиться!", а кто-то подумал "надо же сколько человек тренировался." Так вот это второе видение мира -- сильно помогает в собственном прогрессе/успехе, даже если ты хочешь продвигаться в совсем другой области. Просто привычка придавать больше значения работе, а не "данным от судьбы" меняет и наше поведение.
-- важно не перепрыгивать с одной долгой цели на другую только потому, что новая вдруг заинтересовала. А то получается человек, который все начинает, всем интересуется, но во всем дилетант.
-- способность к "терпению и труду" предсказывает успех в многих разных начинаниях и профессиях лучше, чем IQ и даже лучше, чем self-discipline (силя воли). То есть grit -- это не силя воли. Это не способность воздержаться от поедания зефира или умение заставить себя сделать что-то страшное или неприятное. Это что-то больше, чем просто сила воли -- это умение идти к цели направленно шаг за шагом и не сдаваться.
-- способности к терпению и труду лучше предсказывают успехи в работе, чем многие другие (все другие?) способы, вроде успехов в учебе или разносторонности и т.д. Если вы нанимаете людей на работу, то выбирайте не тех, кто перескакивали из одной области в другую, а тех, кто считай с колледжа занимается одним и тем же, но не стоит в этом на месте, а улучшает и увеличивает навыки.
Еще в этой лекции Анжела упомянула про то, как же тогда все-таки бросать что-то. Или совсем никогда не бросать? Конечно, иногда имеет смысл не грызть один и тот же камень, который не приносит тебе удовольствия, а бросить и пойти во что-то новое. Про это я напишу потом отдельно -- когда и как принимать решения бросить какую-то из своих целей (бросить футбол или гимнастику, или переклассифицироваться из докторов программисты или наоборот).
Лекция мне в общем очень понравилась и показалась полезной, хоть и не очень революционной в моем понимании. Но на протяжении всего часа, особенной второй его половины, у меня в голове зудела мысль: "ну хорошо, ты убедила нас, что grit -- это отлично; это все, что надо для успеха, и без него, даже с талантом -- никак. Так расскажи, как же заполучить побольше этой grit-способности и себе и своим детям дать. Может есть какие-то упражнения? Тренинги? Ну же?" Но, увы, она об этом так ничего и не сказала. Этим, впрочем, часто страдают статьи и книги психологов-социологов. Как я понимаю, они только исследуют понятия, а уж как развивать -- это может будут делать те, кто придет после них. Но мне-то надо прямо сейчас. И, похоже, не одной мне -- первым же вопросом из зала был именно этот зудящий, как будто из моей головы. На что она, увы, ответила не очень внятно, списав многое все-таки на врожденный талант. Isn't it ironic?
Впрочем, зачем нам полагаться на психологов. Для себя я вынесла вот что:
-- рассказать детям про выводы этого психолога и про то, как важны терпение и труд (уже сделано, дети вроде во время рассказа прониклись).
-- ввести в наш с ними обиход понятие 'deliberate practice' и хвалить, когда они это делают, плюс подмечать, когда это ведет к результатам.
-- стараться корректировать их картину мира в сторону "как тот мальчик потрудился, что у него так хорошо получается!"
-- не давать бросать занятия просто так; уговаривать, убеждать довести дело до конца (хотя бы до конца тренировки), а потом решать.
И уже несколько раз сработало -- просто в момент, когда они ноют или не хотят продолжать, напомнить про то, как важна deliberate practice -- и они идут и продолжают, а потом сами рады, что не остановились.
Это, кстати, была одна из идей, которую Анжела вынесла из встречи с учениками нашей школы в тот же день: что дети иногда используют "пусть родитель заставит" как методику заставить себя делать deliberate practice, и что они в общем благодарны родителям за это -- даже когда в процессе ноют и сопротивляются. Это мне по самой себе знакомо: я очень благодарна родителям за все пинки и заставления.
Для тех, кто хочет сам послушать лекцию, вот запись Анжелы Дакворт на TED. Очень похоже на то, про что она говорила нам.
Click to view