У нас здесь есть местный девичий клуб любителей книги, организованный
inostranka. Там собираются милые девушки и обсуждают очередную книгу, смягчая свои мнения вином. Обсуждения мне очень нравятся, и я б ходила на каждую встречу, если б не одно но -- книги, которые мы читаем. Нет-нет, я уверена, что дело не в них, а во мне, потому что книги эти все известные, авторы -- уважаемые иностранные писатели, номинированные на всяческие премии, и их произведения считаются современной классикой. Я не спорю, но каждый раз, когда я их читаю, у меня создается впечатление, что все-таки либо со мной что-то не так, либо с современной классикой (либо и то и то, конечно).
Я уже писала, что убеждена, что a hard reading does not a classic make. То есть только потому, что книгу сложно читать (и даже только потому, что в ней много разных сложных слов) не значит, что это уже хорошая книга. Наоборот по-моему, сложность должна быть обусловлена, в ней должна быть причина, а не просто так, автор решил показать свою sophistication и заставить читателей почувствовать себя очень утонченно-интеллектуальными, потому что они смогли продраться через все это. Нет, понятно, чем сложнее работа, тем потом чувствуешь удовлетворенней, что ее проделал, но может все-таки этот король голый, а? Но может это я слишком занятая, слишком невнимательная, слишком ленивая и не умею ценить красоту, я не знаю.
Вот сейчас мы прочли A Heart So White. Я очень извиняюсь, но следующее предложение -- спойлер. Все, что происходит в этой книге: в начале мы узнаем, что у отца повествователя есть секрет, в конце мы таки узнаем этот секрет (в какой-то момент я начала подозревать, что мы просто секрет так и не узнаем, и это тоже было бы ужасно литературно, но нет, нам его рассказали). Все. Больше в книге ничего не происходит -- дальше идут завихрения, повторения, отступления, в скобках, через тире и без -- и это, конечно, все авторский стиль, но я не заметила, чтоб отступления эти были особенно уж глубокомысленны. Нет, скорее так: в 15 лет они показались бы мне очень глубокомысленными, но сейчас... сейчас как-то не впечатлило.
Автор в этой книге все время повторяется, так что повторюсь и я в том, что уже когда-то здесь писала, но я очень, очень не люблю приемчики вроде " и тут что-то интересное случилось! Но я вам не скажу, что, а вместо этого перейду на другую нить повествования, отвлекусь на пять страниц размышлений на пространные темы или просто буду вас мурыжить ожиданием -- ну надо же мне как-то заставить вас продолжать читать." Вот в этой книге такой прием используется постоянно -- и не то, чтоб там много чего случалось, опять-таки, но каждый кусочек, где хоть что-то происходит, предвосхищается вот именно таким маневром.
В общем это не плохая книга, нет. Но у меня ощущение "ну и на что я только что потратила это время? Я не узнала ничего нового, никаких новых мыслей она мне не принесла, и даже как развлечение было так себе." Впрочем, если вы сейчас прочли эту запись, то у вас, наверное, такое же впечатление -- но можете себя похвалить, что вы получили тот же experience, а времени потратили гораздо меньше.
А вообще я наверное просто недостаточно интеллектуальная чтоб читать настоящую литературу. Поэтому, если я мечтаю о том, чтоб написать книгу -- то это не классическая "the next great american novel", а что-нибудь из chick lit.