Уход за голосом

Apr 30, 2013 23:28

Навеяно дискуссией у arashi_opera.

Во-первых, дорогой Арась, я не поленился и полез таки в клавир "Марты". Песня про последнюю розу в нём встречается (в более-менее полном виде) в четырёх тональностях: в фа-мажоре (у леди Гарриет), в соль-бемоль-мажоре (обрубок в партии Лионеля), в ми-бемоль-мажоре (опять у леди) и в соль-мажоре (в финале оперы, леди и Лионель за запевал, остальные солисты и хор на подпевках).

У одного автора я прочитал, что непоставленным голосом можно петь без вреда для оного только если не надо петь долго, высоко и громко - а профессиональное пение именно этого и требует, по крайней мере, академическое пения живьём и без подзвучки. В течение репетиционного периода какого-нибудь спектакля надо петь по многу каждый день, особенно если опера - длинная, а партия - главная ("Тристан и Изольда", скажем - но не только, какой-нибудь "Парсифаль",  "Зигфрид", "Вильгельм Телль" или "Семирамида" тоже сойдут). Иногда это и просто Калаф в "Турандот" - довелось слышать, как на спектакле тенор к третьем действию остался без голоса.

Как правило, пение всё время в полный голос на репетициях отражается на его звучании - даже у техничных певцов может слышаться усталость. Естественно, голос нельзя чрезмерно напрягать. Поэтому певцы пытаются разными способами избежать лишней нагрузки - пением не в полный голос, неисполнением высоких нот, а иногда и октавированием больших кусков, расположенных в высокой тесситуре. Допустим, у сопрано вместо рабочего диапазона от ля1 до соль2 оказывается задействован участок диапазона октавой ниже. Живьём и в записях доводилось слышать самое разное - например, Ширли Верретт на съёмках "Макбета" октавировала почти постоянно, но пела с той же интенсивностью, что и всегда - только массы звука она не давала. Один драматический тенор со специфической техникой октавировал так, что по насыщенности звука и децибелам в большой октаве (верхней её части) мог дать фору многим баритонам и даже посоперничать с басами. В то же время, бывают и такие певцы, как К. Ф. Фогт, у которого почти не развит низ - но который в состоянии постоянно петь Лоэнгрина на репетициях как на спектакле - в голос и без транспорта.

А Вы как делаете, дорогие вокалисты, и почему? Что лично Вам удобно и помогает беречь голос, и прибегаете ли выобще к подобным способам?

ЗЫ: Комментарии и инфа от невокалистов тоже приветствуются! Спасибо Нарлот!

пение, музыка, (под-)теКсты, опера

Previous post Next post
Up