На мой взгляд, в большинстве хороших детских развивающих пособий математика для малыша 2-3 лет подразумевает под собой изучение простых, несложных, базовых понятий:
-сравнение размера (больше/меньше)
-сравнение длины, ширины
-определение количества (много/мало/ни одного)
-выстраивание однотипных предметов по убыванию/возрастанию
-минимальный счёт (до 3, 5, 10).
Мы с дочей (в 2г 5 мес) такие "математические" навыки оттачиваем по книжечкам и пособиям из своей домашней библиотеки:
-
Грамотейка. 2-3 года (или
тут) - отличное комплексное пособие, в т.ч. и по "математике".
-
Великая книга о Зайке (или
тут) - десяток сказок-историй с пошаговым, постепенным изучением "математических" понятий.
-
Школа 7 гномов. "Один много". Для занятий с детьми от 2 до 3 лет. (или
тут) - в виде рассказа. Понятия много/один/ни одного.
-
Земцова. Цифры и счет 2-3 года (или
тут) - с наклейками, счёт до 3.
-
Цифры - с наклейками. Изд."Стрекоза" (или
тут) - наклеивать цифры, обводить по контуру, раскрашивать.
Ещё из наглядных пособий у нас есть большой плакат с цифрами, деревянные рамки-вкладыши с цифрами и ладошками, и магнитные цифры.
-
Плакат: Цифры и счет - у нас именно такой, но можно и любые другие выбрать, например,
здесь. Считаем количество фруктов, запоминаем визуально цифры.
-
Рамка вкладыши "Цифры" деревянные (или
тут) - хорошо развивает мелкую моторику и помогает запоминать порядок цифр от 0 до 9. На занятиях-развивалках такого рода фигурки с цифрами (деревянные или магнитные) для годовасиков, например, прячут в мешочки на завязочках, или в тазики с крупой. Малыш находит цифру, запоминание идёт пока просто механически, дополнительно к занятию на моторику- развязывание мешочка или перебирание крупы.
-
"Мои ладошки". Считаем пальчики. Рамка-вкладыш. - нам подарили такую игру на 2 годика. Доче нравится собирать пазлик-ладошки, а под ними - окошки с предметами и цифрами.
-
Доска магнитная "Моя первая азбука", с цифрами и маркером - очень полезный набор. Можно и маркером на доске рисовать, и буквы/цифры магнитные лепить на доску или на холодильник/стиралку.
Счёт и понятия "больше/меньше", а также выстраивание предметов по размеру очень удобно и интересно разыгрывать с малышом при помощи таких деревянных игрушек, как матрёшки, и "грибочки", а также пирамидки-вкладыши, ну, и конечно же, счётные палочки. Это так называемые дидактические игрушки:
-
Матрешка 5 в 1 - замечательная игрушка, доче очень нравится собирать/разбирать. Я сначала хотела взять набор с 7 матрёшками, но для 2-летки это излишне, первая матрёшка слишком велика, чтоб малыш смог открыть её сам.
-
Счетный материал - деревянные грибочки (12 шт.) - у нас вариант на подставке со штырёчками (грибочки на полянке) и с разноцветными шляпками. Покупала в ДК Крупской. Подешевле ещё вот здесь наборчик есть -
"грибочки". Вариантов таких наборов очень много, с разными предметами:
выбрать можно здесь или
здесь. Игр можно придумать очень много. В годовалом возрасте мы собирали для зайчика грибочки на полянке, возили их на машинке на кухню, потом варили из них "супчик". В 2 года уже идёт сортировка по цвету/размеру.
-
Счетные палочки 30 штук, пластмассовые (или
тут). Добавлю, что удобно для игр иметь 2 набора - плоские и гранёные палочки. Гранёные удобнее втыкать в пластилиновые и пенопластовые "пироги" :)) А с плоскими удобнее заниматься по пособиям, например -
Волшебные палочки (1-3 года)-
Набор "Учись считать" деревянный в пластиковом пенале - замечательный наборчик с разноцветными деревянными фигурками. Удобно изучать цвета/формы, учиться сортировке. К 1,8 годам на развивалках предлагается выбирать из тазика с крупой, например, только кружочки, и складывать их в стаканчик. Или складывать зелёные фигурки в зелёный стаканчик, а жёлтые - в жёлтый. За один раз нужно обращать внимание пока только на ОДНО свойство - или цвет, или размер.
Как сказала нам преподаватель на развивалках, обучение малыша на 90% происходит в быту. Поэтому самая наглядная и эффективная математика - это просто разговаривать с малышом, вызывая его на диалог, и обсуждая необходимые (по возрасту) понятия. Поднимаемся по лестнице - считаем ступеньки. На дет.площадке считаем кубики на "счётах" в песочнице. Смотрим, что шире - дорога или тротуар. Какая веточка толще - та или эта. Вот было много голубей, а вот они улетели - ни одного. Ну, и так далее, что в голову придёт :)))
Все детские потешки, где идёт перечисление предметов или животных- это не только пальчиковые игры (на каждый предмет загибаем/разгибаем/массируем пальчики) и массажик, это и обучение "математике" тоже :)) Помните?
-Сидит белка на тележке, продаёт она орешки. Лисичке-сестричке, воробью, синичке...
-Сорока-ворона кашку варила...
-Едет, едет из-за гор старый дедушка Егор. Сам - на лошадке, жена - на коровке...
К 2годам 5 месяцам нам очень полюбились считалочки С.Михалкова, особенно
Пальчики, и
Считалочка (про котят). Иллюстрации хорошие. Очень хорошо запоминается счёт до 5:
А у нашей внучки
Маленькие ручки
И на ручках пальчики-
Девочки и мальчики.
Дружно пальчики живут.
Их по имени зовут:
Пальчик Зина, пальчик Нина,Миша,Гриша, Николай,
Пальчик Саша, пальчик Маша, Вова, Лева, Ермолай.
Внучка пальчики считает: раз,два,три,четыре,пять.
И считая засыпает,
Потому что хочет спать.
У С.Маршака есть замечательное стихотворение "Весёлый счёт". Такие книжечки мне нравятся:
-
Веселая азбука. Веселый счет (или
тут) - на картоне.
-
Детям, (или
тут) - у нас оно в таком сборнике, с картинками из моего детства - Конашевича, Лебедева и пр. Там "Весёлый счёт" и стихи "От одного до десяти".
С цифрами мне попалась также симпатичная тоненькая книжечка А.Богдрина
-
Знакомые цифры Фанатам мультяшного Кротика, к которым мы с дочей тоже относимся, могу порекомендовать вот такую книжку-игрушку:
-
Считаем с Кротиком (со вкладышами). Соответственно, фанатам Лунтиков, Смурфов, Смешариков и иже с ними можно поискать соответствующие по тематике издания :))
И не могу не похвалить потрясающе шикарные обучающие книги-альбомы с иллюстрациями-фотографиями из серии "Яркие уроки":
Цифры и счет
Сходства и различия И от издательства "Арка" замечательные эрмитажные "Азбуки" -
Считаю сам в музее. Из коллекции Государственного Эрмитажа
Ну вот, называется, хотела написать про то, как мы пекли пиццу. Увлеклась, и написала про все наши игрушки и пособия с книжками :))
Итак, приступим к пицце. Это традиционное итальянское блюдо очень интересно готовить вместе с малышом. Попутно мы легко и непринуждённо проводим "урок математики".
Нам нужно:
-пласт готового слоёного (недрожжевого) теста.
-смесь кетчупа (или томатной пасты) и майонеза (или сметаны)
-любая начинка на ваш вкус.
Размораживаем при комнатной температуре (или в микроволновке) пласт теста. На противень кладём смазанный маслом лист пергамента для выпечки. Прямо на нём и раскатываем тесто.
Я нашла для дочи симпатичный деревянный
кухонный наборчик, теперь у дочи есть своя маленькая скалочка. Вот и сравним БОЛЬШУЮ мамину скалку и МАЛЕНЬКУЮ дочкину:
Тесто смазываем соусом. У нас самый простой вариант - смесь томатной пасты и майонеза. Доверим малышу смешать продукты (обратим его внимание, как изменился цвет томат.пасты на розовый). И попросим намазать тесто смесью - аккуратно, не выходя за края (координация движений, пространственное мышление :) ) :
Далее начинается самое интересное. Мелко режем те продукты, из которых хотим сделать начинку для пиццы. Можно дать малышу игрушечные ножичек, "
овощи разрезные" (или
вот такие, большие!!!)- и пусть повторяет за мамой процесс шинковки на игрушечной деревянной досочке (из того же
наборчика). Также можно доверить малышу очистить перепелиные яйца и порезать их пластиковым ножичком. Опа, смотри, было ОДНО целое яичко, а стало - ДВЕ половинки :)
Нашинковав продукты, попросим малыша аккуратно, слоями разложить их на тесте. У нас пока 2 варианта пиццы:
-лук, перепелиные яйца, болгарский перец, помидоры, сардельки, сыр.
-маринованные грибы, лук, сыр.
По несколько кусочков каждого продукта отложим в сторону - для урока математики.
Противень ставим в духовку (200 градусов) на 10-15 минут. А пока займёмся математикой:
-колечки лука можно разложить по убыванию, поискать самое большое и самое маленькое
-можно обратить внимание малыша, что сарделька, помидор и лук порезаны кружочками, а перец - полосками
-можно сравнить полоски перца по длине, найти самую длинную и самую короткую, узкую/широкую
-ну, и так далее, что вам придёт в голову :)))
Для меня польза этого занятия для дочки в итоге получилась в том, что она охотно стала лопать сыр, до этого просто так она его есть не любила. А теперь просит!
P.S. Спасибо Леночке Лебедевой за идею по выпечке пицц в компании с малышом! Теперь мы всегда знаем, как скрасить наш досуг с пользой для дела и порадовать папку вкусным и простым блюдом!