Проект демократического проектно-ориентированного налогообложения

Mar 23, 2014 17:37

Помимо всего прочего Майдан продемонстрировал очень интересный фискальный феномен: те самые украинцы, которые, как все нормальные люди, терпеть не могли платить налоги и всячески от них пытались уклоняться - с радостью и гордостью нести кровно заработанные деньги на Майдан (как в виде прямых денежных взносов, так и в натуральном выражении - продуктами, медикаментами, одеждой, дровами). Стоило появиться сообщению «на Грушевского срочно нужны лимоны и молоко», или в «в доме профсоюзов нужны мужские носки размеры 40-46», как проблема решалась в течение нескольких часов.

Так почему же не работает существующая налоговая система? Почему бюджет з дефицитом? Почему люди уклоняются от налогов? Как видно из абзаца выше - не потому, что люди жадные эгоисты (не спорю, такие тоже есть - но, как оказалось, далеко не все). Да просто потому, что люди согласны давать деньги на то, что считают важным. Вот считают они важным носки для майдановцев или бензин для генераторов Спильно-ТВ - и дают деньги. А куда идут налоги, которые мы платим государству, в лучшем случае - непонятно (в лучшем - потому что на самом деле вполне понятно: на золотой батон Януковича и ему подобных).

Предлагаемая демократическая проектно-ориентированная фискальная система основана на опыте проектного управления и бюджетирования в частном секторе, а так же на вышеописанном опыте Майдана.
В основе демократии лежит идея о том, что власть принадлежит народу. При этом существование аппарата государственного управления, которому делегируется осуществление власти от лица граждан, финансируют сами граждане (а так же принадлежащие им предприятия) через систему налогообложения. Поэтому, они должны иметь возможность влиять на формирование бюджета (использование их денег, отданных государству для выполнения его функций), а так же, именно перед ними, государственные органы должны отчитываться о потраченных средствах.

Демократическая проектно-ориентированная фискальная система предполагает несколько этапов бюджетирования:
1. Планирование бюджета профильными министерствами на основании предполагаемых проектов на следующий год.
Каждое министерство составляет детальный список того, что оно собирается делать в следующем году, и сколько на это потребуется денег - то есть составляет список своих проектов и текущих затрат. При этом затраты разбиваются на статьи и подстатьи. Например, у министерства образования, будут проекты:
• Увеличение зарплаты учителям средних общеобразовательных школ на 5% - ХХХ тыс. грн
• Закупка учебников для учеников младших классов - ХХХ тыс грн
• Ремонт школ, находящихся в аварийном состоянии - ХХХ тыс грн.
И так далее
Под каждый проект есть детальное обоснование цены - сколько и каких учебников, сколько школ и т.д. Так для каждого проекта указывается расчётный счёт. Полное описание предлагаемых проектов публикуется на сайте профильного министерства и на сайте Кабмина. Копия отправляется всем налогоплательщикам.

2. Выбор налогоплательщиками проекта или проектов, которые будут финансироваться с налогов данного гражданина или организации.
Граждане, плательщики налога на доход физических лиц, и предприятия, плательщики налога на прибыль, ознакамливаются с предложенными проектами и выбирают те, на которые они хотят, чтобы шли их налоги, указав расчётный счёт соответствующего проекта. Технически, можно разработать некую всеукраинскую систему (типа SAP, только более дружественную), в которую налогоплательщик логинится с помощью идентификационного кода и выбирает проекты самостоятельно. При этом система, зная сколько налогов заплатил этот гражданин в прошлом году, автоматически заносит прогноз налога на будущий год на счёт этого проекта, и указывает, на сколько % обеспечен данный проект. Если проект, которые я хочу финансировать, уже обеспечен на 100%, он становится неактивным, и я должна выбрать другой проект. Далее весь следующий год налогоплательщик будет платить налоги непосредственно на указанный счёт выбранного проекта.
Разумеется, что такой подход возможен не со всеми налогами. Тот же НДС, например, платит покупатель, а переводит на счёт Государства - продавец, указывать на какой код переводить налог при каждой покупке будет слишком сложно. Поэтому такие налоги продолжают поступать в общий бюджет, который пойдёт либо на обеспечение базов текущих расходов, либо на финансирование проектов, которые граждане не выбрали, но государство всё равно считает крайне важными.
3. Утверждение или отклонение проектов в зависимости от заявленного финансирования, утверждение бюджета Парламентом
После того, как все налогоплательщики выбрали проекты, профильные министерства пересматривают свои планы. Проекты, обеспеченные на 90-100% - принимаются. Не обеспеченные совсем либо обеспеченные меньше какого-то процента - отменяются. Обеспеченные на спорный процент - дорабатываются: можно ли выполнить проект частично, удешевить, привлечь средства общего бюджета? Если нет - проект отменяется, и деньги идут на финансирование других недофинансированных проектов того же министерства.
4. Выполнение бюджета и отчётность профильных министерств перед финансировавшими их налогоплательщиками.
После того, как бюджет утверждён, он публикуется на сайте Кабмина со всеми утверждённыеми проектами. В течении года по каждому проекту указывается статус выполнения. При этом налогоплательщики, этот проект финансирующие, могут оставлять отзывы о выполнении. Например, если я финансирую проект капремонтов школ, и в статусе проекта указано, что уже отремонтирована школа №3 города Бровары Киевской области, а я прихожу туда и вижу, что с потолка течёт и зимой в помещении +5, то я ставлю неудовлетворительную оценку за выполнение проекта и в комментариях оставляю объяснения с фото подтверждениями. В конце года полученная оценка будет влиять как ответственного за его исполнение чиновника (поощрение, бонус, продвижение по службе, понижение, штраф, люстрация, уголовная ответственность) , так и на возможность данного министерства привлекать финансирование своих проектов в будущем.
По опыту годового планирования в бизнесе, составляться эти бюджеты проектов должны летом, публиковаться - не позже начала сентября. Далее на второй этап необходимо отводить как минимум месяц (сентябрь), ещё месяц-два на доработку (шаг три: октябрь-ноябрь) и таким образом к декабрю имеем утверждённый бюджет на следующий год, основанный на приоритетах граждан, и с высоким качеством прогноза доходной части бюджета, поскольку меньше людей будет уклоняться от налогов, которые сами выбрали.

Основным недостатком такой системы является её сложность, как на этапе внедрения (разработка самой системы и программного обеспечения, законодательное закрепление, обучение чиновников и граждан), так и на этапе поддержания. Она требует от чиновников более высокого профессионализма и проектного мышления (то есть нацеленности на результат в условиях временного и бюджетного ограничения), а от граждан - ответственности за свой выбор и несколько часов в год на чтение проектов и их анализ. Но я думаю, что трудности с внедрением вполне преодолимы, а то, что гражданам приходится думать и анализировать - это только дополнительный бонус. Будем побеждать идиократию меритократией и гражданской позицией.

ПС: Поскольку я не являюсь специалистом в налогообложении и макроэкономике (хотя и то и другое изучала в университете), и поскольку предложенная системы пока что только фантазия, я буду благодарна за конструктивную критику или дополнительные предложения. Особенно, предложения по воплощению в жизнь.

утопически меритократия

Previous post Next post
Up