В теории, принятие правильных решений является одной из основных задач высшего руководства. На практике в больших компаниях принятие правильного решения иногда так затягивается, что благом становится принятие хоть какого-нибуть решения - только бы двигаться дальше. В бизнесе вобще редко бывают однозначно правильные или однозначно неправильные решения. Последствия любого зависят от множетсва внешних и внутренних факторов, полной ясности и предсказуемости не бывает . Так что хуже всего - топтание на месте и потеря времени и ресурсов на согласования и пересогласования, откладывающие принятие решений. Поэтому речь тут пойдёт не о правильности принятых решений, а об эффективности самого процеса.
Почему централизация принятия решений в больших компаниях снижает эффективность:
- Самая очевидная причина - время на встречи и обсуждения. Возьмём пример из маркетинга: утверждение рекламного макета в прессу. Разработкой макета занимается бренд менеджер (БМ). Правом утверждения обладает - Маркетинг Директор (МД). Прежде чем показывать макет МД, БМ должен согласовать его с непосредственным начальником - Групп Менеджером (ГМ). МД предпочитает согласовывать утверждённый макет с Генеральным Директором (ГМ). Таким образом, в принятие решения вовлечено 4 уровня руководства. Встреча с каждым последующим уровнем руководства возможна только после согласования на предыдущем. При этом, в силу плотного графика МД и ГД, встречи с ними необходимо назначать за несколько дней. Допустим, на каждом уровне макет будет отправляться на доработку всего один раз и каждый раз рекламное агентство будет успевать вносить правки за 1 день. Итого получаем 3 цикла доработок (3 дня) и 9 встреч: 4 БМ + ГМ, 3 ГМ + МД и 2 МД + ГД. Из них последние 5 нужно назначать за несколько дней. Итого процес растягивается на пару недель. Для интереса можно включить в задачу стоимость рабочего времени на каждом из затронутых уровней. И это вовлечено только 4 уровня управления. В хедквотерах, где иногда доходит до 6 -7 уровеней, принятие решений затягивается на месяцы.
- Причина вторая - комментарии и доработки. Чаще всего просьбу «пожалуйста, утвердите» руководители воспринимают как «пожалуйста, скажите, что переделать». Для многих менеджеров давать комментарии это способ демонстрирования своей важности. При этом вопросы и комментарии непосредственного начальника, скорее всего, действительно, будут полезными и помогут выявить слабые места, поскольку начальник имеет больше опыта, шире горизонт, но при этом хорошо понимает суть вопроса. Если начальник в чём-то заблуждается, поскольку не пладеет всеми деталями, подчинёный сможет это аргументировано доказать. Начальник через один уровень, а тем более - через 2, имеет более общее и более отдалённое предствление о предмете. Он лучше знает, как такое решение вписывается в общую стратегию компании или направления, но, находясь довольно далеко от операционного уровня, может не владеть информацией относительно конкретного воплощения. Тем не менее, он всё равно даст комметарии. При этом указать ему на ошибку будет сложнее, потому что признавать свою неправоту при подчинённых могут очень немногие. А учитывая, что в нашем примере с макетом каждый предыдущий уровень руководства показывал макет следующему уровню только тогда, когда сам был им полностью доволен, то на стол ГД при первой встрече скорее всего лёг макет очень хорошо проработанный и одобреный тремя квалифицироваными профессионалами. Вопрос, который следовало ГД бы задать самому себе в такой ситуации: приведёт ли внесение моих комментариев к увеличению продаж, оправдывающему риск срывания сроков подачи, а так же затраты времени моего и моих подчинённых? И даже так: доверяю ли я профессионализму моих подчинённых или и правда думаю, что они не догадались попробовать передвинуть логотип на 1 мм влево?
- Менее заметная причина - мотивация принятия решений. На нижних уровнях руководства сотрудники думают, их личный успех напрямую зависит от их вклада в результат компании. Поэтому при принятии решений ориентируются исключительно на объективные факторы (условия рынка, ресурсы компании и т.д.). С опытом и продвижением по службе приходит понимание, что карьерному росту способствует не только бизнес-результат, но и умение производить хорошее впечатление на руководство. Таким образом, чем выше уровень принятия решения, тем более на него влияет желание угадать мнение вышестоящего руководителя, а не объективная реальность рынка. Молодой бренд менеджер может с пеной у рта доказывать генеральному директору свою правоту, потрясая пачкой маркетинговых исследований. Вице-президент, услышав пожелание президента написать слоган справа налево, пообещает оценить эту возможность и отправит подчинённым на доработку.
- Эффективность работы самого высшего руководства. Высшее руководство должно заниматься принятием действительно стратегически важных решений. Генеральный директор может сказать, что разрабатывать макет в прессу на этот бренд вобще не нужно, потому что сам бренд для компании не приоритетен. Но тратить драгоценное время генерального директора на решение вопросов, с которыми обязан справится специально для этого нанятый групп менеджер - непозволительная роскошь. Генеральный директор может выполнять работу своих подчинённых. Но кто тогда будет выполнять его работу?
Решением проблемы было бы делегирование принятия решений. От высшего руководсва это требует, во-первых, доверия к своим подчинённым, а во-вторых - усмерения своего Чувства Собственной Важности, от среднего - определённой смелости для самостоятельного принятия решения (риск «не угадать, чего хотел Босс»). Более чёткое закрепление полномочий принятий решения («если МД утверждает макет, то ГД его показывают только для осведомления») тоже может помочь, но без умения доверять с одной стороны, и готовности брать на себя риск - с другой, проблема останется не решённой. Вопрос доверия в свою очередь напрямую зависит от умния принимать правильные решения относительно подбора и развития команды, которой можно доверить принятие остальных решений.
Статья впервые опубликована в Клубе Директоров:
https://www.facebook.com/#!/photo.php?fbid=742540149105523&set=a.301415576551318.95198.298276320198577&type=1&theater