Прогулявшись немного по Потсдаму, мы заспешили в парк Сан-Суси. Потому как, зима, и световой день
короток. Летом, весной и осенью этот парк, наверное, прекрасен. А в декабре он таинственен. особенно,
в такой туман. И романтичен.
Ворота парка
Идём по длинной аллее, уходящей в туман. У нас хороший проводник, и заблудиться мы не боимся. Да и люди в некотором количестве
присутствуют.
Опять Флоренция! Что же это за парк такой? Откуда?
А всё очень просто.
Вот что нам пишет википедия, упомянув при этом, что парк занесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО:
«Дворец и парк Сан-Суси, часто называемые „прусским Версалем“, являют собой синтез художественных направлений в европейской
городской и придворной архитектуре XVIII в. Ансамбль является выдающимся образцом архитектурного творчества и ландшафтного
дизайна, возникшего на интеллектуальной основе монархической идеи государственного устройства».
Как я поняла, парк существовал и до Фридриха Великого, по крайней мере, место это было известное, и окультуренное :)
Фридрих решил сделать парк местом своего летнего отдыха. Сначала появилась идея устроить виноградники на южных склонах Борнштедтских холмов. Когда-то на этих холмах росли дубы, но Фридрих Вильгельм I дубы порубил на нужды строящегося города.
10 августа 1744 года его сын, Фридрих Великий, повелел разбить на голых холмах виноградные террасы.
А это уже какая-то Англия. Хотя, мне пока не с чем сравнивать.
Так вот. Виноградные террасы. Шесть пологих террас. В центре - лестница, ведущая на вершину холма. Внизу- фонтан, которым Фридриху не удалось насладиться - фонтанных дел мастера оказались неумехами.
Хотела бы я в таком домике... ну, если не жить, то хотя бы иногда на чай заглядывать :)
А, вот как раз и террасы виноградные, и фонтан, и дворец. Дворец-то хоть видите? Кстати, построен он был по эскизам самого Фридриха. Вообще, король не только проектировал свой дворец, но и строго следил, что бы при постройке деньги из казны не утекали
по чужим карманам.
Дворец Фридрих называл "своим маленьким виноградарским домиком". Он был предназначен только для отдыха, там не проводились приёмы, и эээ от женщин от тоже был свободен :)
Вот эти белые будочки, что виднеются - совсем не то, что вы подумали. Так на зиму прячут скульптуры парка. Чтобы не замёрзли.
Вот подошли поближе, и фонтан во всей своей красе. И террасы с дворцом. Дворец видите?
Вокруг фонтана стоят вот такие замечательные скамейки. Только сидеть на них холодно.
Ну, теперь-то вы видите его? Дворец очень скромный, всего один этаж. Хотя архитектор предлагал устроить цокольный этаж и передвинуть дворец так, чтобы он был всегда полностью виден. Но Фридрих отказался. Ему требовалось не представительное здание,
а уютный жилой дом в стиле рококо, соответствовавший его личным потребностям. И чтобы культура быта сочеталась с живой природой. По замыслу Фридриха дворец Сан-Суси должен быть одноэтажным, а цоколем ему должен был служить сам холм. Фридрих отказался от длинных лестниц, из внутренних помещений он хотел выходить непосредственно на широкую террасу, ведущую в сад.
Сан-Суси, кстати, переводится как "без забот" от французского sans souci.
Дворец хоть и невысокий, но достаточно длинный, поэтому опять-таки смотрим фрагментарно.
Спустя два года после начала строительства, 1 мая 1747 года, несмотря на то, что ещё не все залы дворца были готовы, состоялось торжественное открытие виноградарского дворца. В мирное время Фридрих жил во дворце с конца апреля до начала октября.
Неумытые вакх и вакханка поддерживают крышу.
Как я уже говорила, Фридрих Великий желал быть похороненным в парке Сан-Суси.
«Я жил как философ и хочу быть похоронен как философ, без пышности, без торжественной помпы, без роскоши. Я не желаю,
чтобы меня вскрывали и бальзамировали. Пусть меня похоронят в Сан-Суси на холме с террасами в могиле, которую я повелел
возвести для себя. Если я умру на войне или в пути, то пусть меня похоронят в ближайшем подходящем месте, а зимой перенесут
в Сан-Суси"
Была даже подготовлена специальная камера на верхней террасе. Но похоронили его в гарнизонной церкви, о чём я уже рассказывала.
В 1943 году останки короля переместили в подземный бункер в потсдамском районе Айхе, в марте 1945 года они перевезены в соляную шахту в тюрингском Бернтероде, откуда по окончании войны были отправлены американскими солдатами в гессенский Марбург. Там останки прусских королей находились в местной церкви Св. Елизаветы, а в августе 1952 года перевезены в замок Гогенцоллерн близ Хехингена в Баден-Вюртемберге.
После объединения Германии завещание Фридриха Великого наконец-то было исполнено.
Спустя 205 лет после смерти, 17 августа 1991 года король упокоился в месте, которое выбрал для себя больше двух веков назад.
Туман подкрадывается всё ближе. Он уже почти догнал нас.
А тут внезапно обнаружился сбежавший из домика бюст.
Сетчатый павильон на солнце сверкает золотом. А без солнца - не сверкает :)
Поворачиваем за угол. Колоннада и такая романтичная парочка.
А без людей всё-таки лучше.
Вот это мой самый любимый кадр. Распечатать и на стенку в рамочку. Ага, я поняла, что сей фонтан мне напоминает.
Пейзажи Морровинда :)
Романтик был этот король, Фридрих Великий.
Дворец, кстати, открыт для посещения. Посещение строго с экскурсоводом.
Тут мы разделились Чатсь пошла посмотреть на дворец изнутри, а чать пошла искать Новый дворец.
Ветряная мельница. Руки в боки, и в тумане выглядела устрашающе. Стояла на этом месте ещё до появления парка. И отравляла покой монарха скрипом своего механизма. Но сколько ни просил Фридрих мельника продать ему это сооружение, мельник не соглашался.
Так и пришлось королю терпеть мельничные безобразия.
А мы идём в сторону Нового дворца. Где-то далеко в тумане, его не видно, но мы знаем приблизительное направление.
Дорожки норовят убежать в другие стороны, а одна привела нас к Китайскому Чайному домику.
Чайный домик был также построен по проекту Фридриха II. Пишут, что здание имеет форму листка клевера. а купол его украшает
фигурка китайского мандарина.
Мы шли так долго, что уже почти отчаялись и хотели повернуть обратно. Но вот впереди внезапно появились Аргонаты, а далеко
впереди забрезжил огонёк надежды. И мы пошли на этот огонёк, в надежде, что он не обманет нас. А то вдруг это болотный блуждающий огонь, который заманивает легкомысленных путников в туманную трясину?
Но нет, это был правильный огонёк, и привёл он нас к дворцу. Крастоту и величие его мы могли, наверное, только нащупать, разглядеть не получалось.
Да и времени не было совсем. Час был на исходе, и надо было быстрее возвращаться к фонтану, пока ещё совсем не стемнело,
и пока парк не закрыли.
И мы успели!
Замерзшие и уставшие, а я ещё и переполненная впечатлениями, возвращались мы на вокзал. А по пути встретили почтовый ящик.
С рукой..
Или нет, без руки. Всё-таки, без руки.
На вокзале оказалось, что времени у нас - сколько хочешь, поэтому решено было сходить в кино, и посмотреть "Хоббита" уже на немецком языке, для разнообразия.
Предыдущие записи:
Германия 2013. Берлин. Первый взгляд Германия 2013. День третий. Лейпциг Германия 2013. День третий. Лейпциг 2 Германия 2013. День третий. Лейпциг 3. Музыка в камне Германия 2013. День третий. Лейпциг 4. Доктор Фауст Германия 2013. День четвёртый. Берлин. Вокруг Александрплатц. Германия 2013. День четвёртый. Берлин. Старый город. Германия 2013. День пятый. Берлин. Немного ночи. Германия 2013. День шестой. Потсдам.