Nov 17, 2011 02:17
Диана Вишнева "Диалоги" 16.11.11.
У меня странное отношение к Вишневой, сложное, никак не определяющееся. Ни разу не видела ее в полном классическом спектакле. Ее же модерновые эксперименты раз за разом разочаровывают.
В этот раз чуда опять не случилось. Наоборот, кажется, я начинаю привыкать к мысли, что мне не нравится вкус Дианы в выборе репертуара, и сама Диана тоже меня не привлекает.
При всем уважении к ее регалиям, работоспособности, энтузиазму и пр.
Сначала нам показали фильм с рассказами четырех хореографов о своих работах. Да еще с фрагментами репетиций, чтобы, видимо, окончательно убить интригу. Авторы постарались, разжевали все что можно. Это было довольно скучно и крайне неприятно, т.к. я люблю давать волю своей фантазии, без указки о чем мне следует думать и как читать тот или иной ход. В модерне, по-моему, совершенно необходимо шевелить мозгами и искать ответы в себе. А когда хореографы с помощью слов пытаются сделать бессюжетник понятным зрителю, имхо, это намек на беспомощность. Или на неуважение к зрителю.
"Лабиринт". Занятный опус. Эффектная музыка, напоминающая голливудский саундтрек. Балетик, поставленный в 1947, как ни странно, навеял мысли не о новаторстве Марты Грэм. А больше походил на отголоски балетов Дягилева, благополучно дошедшие до сознания американцев лет 30-40 спустя.
Диана была эффектна. Холодная, озлобленная, пугающая. Было понятно, что не минотавр ее враг, а собственные демоны в душе. Пока танцевала в одиночестве - завораживала наполненностью негативной энергией. Но стоило появиться ее т.н. противнику - накачанному самцу с нелепыми рогами, большому, но совсем нестрашному, - и интрига пропадала. Все сводилось в банальному животноводству. Диана укрощала минотавра, как крупного невоспитанного бычка. Без чувств, без интереса, жестко - работа такая.
В итоге психологического триллера у Дианы не случилось, наличие партнера ей помешало все сделать самой как надо.
Балетик "Диалог" еще более утвердил меня в ощущении, что Диане партнеры не просто не нужны, а противопоказаны. Довольно вторичная хореография под хорошую музыку могла бы не быть скучной, если бы для Вишневой Тиаго Бордин не был таким же аксессуаром, как пара стульев. Оба работали, изображали какие-то отношения. Любовные - только потому, что Ноймайер так объяснил. С таким же успехом это могли бы быть и профессиональные трения двух коллег. Или маета двух знакомцев, случайных попутчиков. Ни малейшей химии, взаимопонимания, остроты чувств.
Я смотрела на танцевальные выверты пары, и понимала, что истории-то нет. Ни хореография, ни артисты ее не обеспечили. Опять же, когда Бордин исчезал со сцены, и Диана куролесила одна, погруженная в себя, без необходимости отвлекаться на надоедливого мужчину рядом, смотреть на нее было на порядок интереснее. В себя балерина заглядывает с любопытством.
Как оказалось, название "Объект перемен", увы, не обманывало. Вишнева в этом сочинении была лишь объектом заботы, беспокойства, борьбы. Она, конечно, периодически двигалась, подчеркнуто уродливо. Но полбалета стояла, замерев, с откляченным задом, завернутыми ногами и болтающимися руками, напоминая человекообразную обезьяну из какого-нибудь музея естественной истории. Или лежала где-нибудь в сторонке окоченевшим неприглядным чучелком.
Куда интереснее было смотреть на четверку молодых ретивых неназванных в программке артистов Мариинки, проскакавших в стиле обезумевшего Джеки Чана под соответствующие крики из оркестровой ямы.
Главной же радостью балетика, да и всего вечера для меня стал Андрей Меркурьев. Пластичность, эстетичность, свобода движения, полная отдача себя партнерше, нерв, но не истеричность!, при создании истории.
Тема-то пронзительная. Все, кто пережил долгий тяжелый уход близкого человека, в теории должны были проникнуться. Но...
Думалось лишь о странных предпочтениях Дианы. Выбирая спектакль для себя, она нашла такой, где надо играть тело. Обидно.
Вообще-то, логика есть - разнообразие образов: агрессивный наскок в "Лабиринте", местечковая нервная суета в "Диалоге" и одинокая покорность в "Объекте перемен".
Но ни одного попадания в яблочко(((
Главное, самое неприятное мое открытие: похоже, темперамент Вишневой больше миф, чем реальность. По крайней мере в модерне она холодная, закрытая и одинокая.
Джон Ноймайер,
Диана Вишнева,
танец