Игра престола

Feb 19, 2015 18:08


Повинившись в прошлый раз за долгое молчание, я тут же пропала опять)
Но в этот раз я по крайней мере пропала с пользой: решила важную проблему, с которой долго тянула. Надо радоваться, я просто обязана радоваться и благодарить милостивое Мироздание, иначе оно может и осерчать на меня за неблагодарность. А я какая-то... опять эмоционально истончившаяся....Но  благодарю! Благодарю!)
Решила зафиксировать в жж зрительские впечатления, которые здорово подпитали меня в начале февраля.
С разницей в пару дней состоялись у меня два похода - удачный на оперу  и сверхудачный на балет.

Пока про оперу. Тем более что на нее я хожу теперь совсем мало.
С походами на оперные премьеры я редко спешу, уж больно рискованное это дело. Но на Дона Карлоса, теперь понимаю, стоило сходить пораньше. Сразу же захотелось повторить -  а в афише спектакля нет и, вероятно, до конца сезона не будет.
Самое лучше в Доне Карлосе, конечно же, музыка Верди) К тому же мне очень нравится сама  история. Многоугольник героев, о сложных взаимоотношениях которых размышлять одно удовольствие))
Если б еще театральное воплощение соответствовало - вообще бы цены спектаклю не было. Мне, конечно, на столько не повезло.
Режиссер допускал периодически какие-то мелкие глупости, вроде того что король Филипп в порыве раздражения примерялся раскроить череп Великому инквизитору чернильницей. Ну вот какого лешего такую несуразицу придумывать, ставя все остальное без особых изысков, но вполне жизненно? Или забавно было, когда несчастная королева, вся такая прекрасная, в ночнушке и с длинными черными волосами, живописно рухнула на холодный дворцовый пол  в  обмороке, а троица сочувствующих (король, маркиз и  Эболи) расселись по углам и принялись горестно петь, не пытаясь никак помочь бедняжке Елизавете))  Опера, конечно, многое стерпит , но раз уж ставишь спектакль без режоперных вывертов, то почему бы не включить житейскую логику на полную, а не эпизодически?
Ну что поделать, люблю я психологическую достоверность в любых спектаклях и когда вижу фальшь, в игре или режиссуре, каждый раз это меня выбивает из состояния насыщения благостью.

Постановка не поразила, но и не нервировала.
Самая большая неудача - образ Карлоса. И так-то довольно проблемная фигура, даже у Верди, то и дело рискующая выглядеть слабосильной и жалкой (а ведь в него влюблена королева и все свои чаянья с ним связывает самый обаятельный персонаж  -дон Родриго, а стало быть должно быть что-то в инфанте такое, что способно в него влюблять и в него верить), в нашем спектакле выглядит однозначно непривлекательно. И мне интересно, это режиссерское решение? Рецензии я читала давно и не помню...
Даже если говорить об одежде, все люди как люди, своего времени, а принц выглядит так будто сбежал из балета Чиполлино, где отплясывал в роли Перезревшего Стручка Зеленого Горошка//. К слову, Олег Долгов и пел... ну не то чтобы совсем отстойно, его однофамилец тенор меня как-то шокировал своим трухлявым типа-тенором гораздо сильнее... но в  общем пел Олег Долгов как будто он в недавнем прошлом был балетным)) А вот двигался как оперный, увы: непривлекательно, тоскливо-неуклюже.
Я смотрела и размышляла, что с движением у оперных беда, ходить не умеют, едва шевелятся, переваливаются, играют на порядок хуже балетных. Наверное, опера более сложное искусство, чем балет, и петь и играть одновременно сложнее, чем танцевать и играть...
Раньше меня как-то меньше смущала в  опере условность картинки. Нынче же, наверное, балетоманская зрительская специализация все сильнее дает о себе знать, мое визуальное восприятие стало более капризным. И на Доне Карлосе временами мне было так жаль, что оперные не могут создать на сцене визуально убедительной картинки, чтобы эта классная история зажила. Потому что история "Дона Карлоса", ее герои, все такие неоднозначные, - это ж прямо Игра престолов, осенило меня на спектакле))) только появившаяся на полтора столетия раньше. Смотришь с одного ракурса, сопереживаешь одни героям, потом гений Верди раз - и меняет угол показа, и вы мгновенно проникаетесь проблемами другого персонажа,и пусть он мешает счастью других героев, но в этой истории как в жизни нет разделения на плохих и хороших, нет белого и черного, есть множество оттенков и нюансов взаимоотношений. Всё как я люблю)
Дмитрий Ульянов, который больше всех мне понравился в составе, королем смотрелся очень убедительно.И по движению и по игре меня устроил. За исключением сцены с Великим инквизитором, которая меня со всех сторон сильно разочаровала. Помимо неуместного замахивания чернильницей (но я все же в этом виню режиссера, ну не должен был Ульянов сам такую нелепость придумать, вроде бы артист весьма разумный) меня сильно смутило, что в дуэте отношения были выстроены явно неправильно. Насколько я понимаю, Филипп должен опасаться инквизитора,  зная, что есть власть сильнее его королевской. У Ульянова же по игре этого совсем не чувствовалось, в своей комнате он вел себя как полный хозяин положения, его движения и манеры не выражали не малейшей озабоченности от присутствия опасного противника, а вообще-то инстинкты у Филиппа должны быть мобилизованы.
Ну и Инквизитор в бесцветном исполнении Петра Мигунова никакого ужаса протранслировать не сумел. И даже и не пытался, по-моему.  Разве что своим внешним видом пугал. 90летний слепой старец с подкрашенной розовым кожей вокруг глаз  выглядел как выходец их сериалов про вампиров. Высший вампир из какого-нибудь сериала по Лорел Гамильтон - один в один)
Про пение Агунды Кулаевой сказать мне нечего, всю знаменитую арию Эболи я проскучала. Но по типажу: рыжая, недалекая, заметно потасканная и слишком много о себе мнящая-  в логику истории нормально вписалась. Не раздражила и ладно.
У Анны Нечаевой голос мне не особо нравится, какой-то металлический, хотя потом мои уши притерпелись, и в них перестало звенеть. Зато Нечаева смотрелась красивой) И по манерам хороша - привлекательная, без простецкости и вульгарности, чем частенько оперные дамы грешат. Чисто визуально в такую героиню любовной истории верить было просто и приятно.
Если мерзкие розовато-коричневые дреды и задрипанный халат в Аиде превратили ее в замызганную чучундру, то брюнеткой в строгих кринолиновых платьях Нечаева временами напоминала королеву Марго из французского фильма. С ней мои глаза порадовались))) Правда,в лирических дуэтах  сложновато было верить, что эта очаровательная молодая женщина сохнет по несчастному пожухшему Стручку Горошка, на котором лежала недвусмысленная печать безнадежного лузерства.
Несколько расстроил Ладюк. Внешне ну совсем не маркиз .Мне показалось что потолстел или это покрой костюма по моде 16 века его так уродует? Ди Поза оказался совсем лишенным аристократичности манер и значительности (поклоны, важный элемент этикета, особенно мне резали глаза). "Не маркиз, а кучер" (цитирую мнение,  с которым согласна). Я все-таки на большее надеялась и по образу и по игре... Пел хорошо, но не ахово. Своим неуклюжим валянием подпортил знаменитую предсмертную сцену, надо было лежать и благородно умирать, а не ползать и не виснуть тюком на столь же неуклюжем принце. Потому в сцене смерти Родриго,в особо ожидаемом эпизоде,  моя душа так и не "развернулась" (((
Не дописала про Ульянова. Обидно - подразочаровал в главной арии. Не пробил меня эмоционально. Казалось бы, сама музыка подталкивает слушателя к душевному единению с исполнителем. Не обязательно даже знать слова, все заложено в музыке... Нервные звуки скрипки в начале -как скрежет натянутых нервов сильного, властного и  бесконечно одинокого человека,  из-за даденой ему по рождению власти заточившего себя в башню отчужденности. В ночи страдающего от своего  пожизненного приговора. У Ульянова уязвимости мне не хватило. В этой арии он был тем же королем, что и в других своих эпизодах оперы, волевым и угрюмым ,сильным, но не привлекательным для женского сердца. Женские сердца трогает уязвимость, хотя бы и глубоко скрытая. ИМХО, этот король просто не мог вызвать чувств у Елизаветы. И в глубину его страданий от одиночества и усталости от власти мне не верилось.  Этого не было в звуках, слишком ровно-тяжелых , в интонациях бестрепетных...
Король, суровый и умный монарх у Ульянова получился. Но в веридиевской игре престола, мне кажется, этого недостаточно. Верди необыкновенно щедр - он каждому своему герою дает шанс на завоевания сердца зрителей. Но шансы далеко не всегда реализовываются...
Как-то получилось, что в рассказе своем  всё и всех я раскритиковала) А при этом походом в целом я осталась довольна))  Из-за самой прекрасной оперы, ничем не испоганенной, по счастью. Еще потому что оркестр под руководством молодого худенького итальянца Джакомо Сагрипанти звучал очень деликатно и ничем не напоминал тот оркестр, которые я обычно слышу на балете, наводящий на мысли о стаде крупного рогатого скота на выгоне.
Хочется теперь на Белосельского, уж очень он душевно поет всегда.И Головатенко, судя по записи на ютубе, больше походит на аристократа.
Если они будут с следующем блоке, когда бы он ни случился.
И еще раз - как жаль что оперные слабы в актерской игре и пластике. Красивая сложная история взывает к достойному воплощению.

опера, ГАБТ, Большой театр

Previous post Next post
Up