Впечатления небалетоманки

Jan 09, 2015 03:26



Свой милый маленький журнальчик я опять почти забросила((
По многим причинам. Не хватает времени. Не часто сейчас хожу на балеты, а очень избирательно. Еще потому, что многие впечатления сейчас обсуждаю в личных письмах, а несколько раз прописанные мысли потом отказываются собираться в публичный текст. Еще потому, что значительная часть моих балетоманских мыслей принадлежит Полунину, а с ним я стала ужасно суеверной) И раньше была слегка, по правде, но Полунин с его странными отношениями с Судьбой то и дело меня наталкивает на какие-то нерациональные мысли, которые вслух озвучивать со всех сторон не полезно. Т.к. эти мысли запросто способны испортить репутацию здравомыслящему человеку)) а еще потому, что я все больше уверяюсь, что лучше молчать, чем говорить, что надежды озвучивать - страшно, ибо произнесенное вслух (или еще хуже - публично написанное) как правило рассыпается в пыль.
А еще в последние месяцы я много думала (больше чем обычно)) о своих отношениях с окружающим пространством, и эти размышления привели меня... скажем так, к дополнительным внутренним сложностям) Выбирая между написать-не написать, я сейчас в основном выбираю молчание (и тогда приходит жутковатая мысль: так проявляется возраст? в пассивности?) Учитывая и без того мою большую закрытость, тенденция намечается тревожная.



Летом, когда у нас в Москве случился локальный армагеддон, я в какой-то момент вполне всерьез подумала, что, возможно, с балетоманством мне придется закончить. Я не могла смотреть балеты, никакие, мне просто дурно становилось. Я была сама от себя в шоке. И растерянно гадала что ж мне теперь с собой делать. Потом решила, что некоторых избранных я все же через некоторое время смотреть смогу. В первую очередь имела в виду Гуданова: пока он танцует, решила я для себя, из балетных зрителей я не уйду)
Осенью я и на Маркиза его в ПП полюбовалась (хотя в целом тот спектакль оставил у меня некоторое чувство неудовлетворенности - наверное, потому что я видела более сильный, более целостный спектакль почти с тем же составом за полтора года до этого). И посмотрела, как  Дмитрий наконец-таки станцевал Джеймса в кобборговской Сильфиде, -  они с Горячевой сделали свою версию восхитительно романтической, одновременно человечной и возвышенной.
Ну и много лет для меня нет лучшего Щелкунчика в Большом, чем наш прекрасный Дмитрий Константинович))

И все же я чуть было не пропустила все Щелкунчики в этом году.
Для меня Щелкунчик вовсе не обязательное новогоднее блюдо. Я б с удовольствием ходила сразу после НГ на любой балетный спектакль из списка моих любимых. Но показывают только Щелкуна.
Перед НГ я редко куда-то хожу. Я ненавижу декабрь - это какой-то месяц бесконечной загнанности, когда надо заканчивать все дела, надо запасаться горой подарков (я, кажется, только один раз приготовила подарки заранее, хотя каждый раз себе обещаю на будущий год сделать все неспешно)), а  еще в конце декабря мне приходится непременно быть на двух днях рождениях  -  в этом году на них было так многолюдно и активно, что я еле пережила это испытание((  В общем, когда начинается декабрь, черный месяц вселенской суеты, мне хочется закрыть глаза, уснуть и проснуться прямо первого января) и пойти к холодильнику, полному салатиков,  - а после салатиков можно уже отправляться и по театрам)))
Но в этот раз мне пришлось как-то так тяжко, что даже по театрам не захотелось.
Захотелось на природу, приводить в божеский вид карму. Более-менее помогло.



Но новогоднее настроение, даже несмотря на прогулки среди белых кружев и вдыхание запаха снега (в городе мне мучительно не хватает запаха снега!), так и не пришло. И, забегая вперед, признаюсь, что даже чудесный Щелкунчик положенного настроения мне не дал -  я теперь уже совершенно точно перетекла в новый год без внутреннего осознания прихода следующего года. Вот думаю, может, мне тогда Вселенная два года за один посчитает?;)

В моем простоквашине было чудесно, уютно, живописно, и можно было спать хоть по три раза на дню, что я и делала))
И все же этот  благодатный уголок был мной покинут ради Щелкунчика моей любимой балетной пары, Екатерины Крысановой и Дмитрия Гуданова. Обожаю, когда они танцуют вместе. Потому что всегда есть шанс на восхитительный спектакль.
Хотя, по правде, даже их совместный спектакль не гарантия, что будет неимоверно круто,  многое у обоих зависит от настроения, видела я и не совсем удачные их спектакли... Помнится, как-то Катерина, тоже в Щелкунчике, тоже с Дмитрием изящного тевтонского рыцаря, блистающего бронированной пачкой, изобразила)) Помню Дмитрия, поглощенного досадой на себя из-за незадавшейся техники...
И все же гораздо чаще эти партнеры оказываются на одной волне друг с другом и добавляют друг другу свободы и вдохновения.

В этот раз Щелкунчик у меня как-то необычно смотрелся. То, что история новогодняя, отошло для меня на задний план. Несмотря на великолепнейшего Дроссельмейера Андрея Меркурьева. Глядя на которого, хочется снова стать ребенком и получить возможность детскими глазами смотреть на добрейшего чародея, безостановочно искрящегося увлекательными затеями. Мне кажется, для детей такой сказочник, увлеченный и увлекающий, просто счастье!
Я же Андреем восторгнулась, умилилась душевнейшей парочкой Лопаревич-Карасева в роли родителей Маши, с ровной симпатией приняла к сведению все, что натанцевали куклы (запомнились только роскошно-медитативные Индийские.... как же идет избыточно хорошенькой Ребецкой строгость лица...), - при этом балетоман, критически рассматривающий каждое па, во мне отключился напрочь (люблю такое состояние, когда просто плывешь по спектаклю, полностью лишившись критического взгляда, -  жаль, что оно сейчас редко приходит))

Все мои мысли и эмоции принадлежали главной паре, чья гармоничная и одновременно пронзительная история вывела меня за рамки поставленного Григоровичем спектакля. У Грига прекрасный Щелкунчик, но в этот раз для меня и Григ отошел на второй план... Иногда видишь, как артисты, даже превосходные, встраиваются в спектакль, здесь же мне чувствовалось, что артисты владели спектаклем и на базе поставленного спектакля создали свой.  Не берусь решить, в моем ли настроении дело или так случилось на самом деле...



Такой открытой, трогательной, ранимой и женственной Катю Крысанову мне доводилось видеть только с Гудановым.
А ее женская слабость - ее лучшее оружие для покорения зрительских сердец) Жаль что использует это оружие Катя осторожно, дозировано, чаще предпочитает сражать зрителей техническим блеском, решительностью и эмансипированностью.  Ну в общем-то с некоторыми партнерами только так и возможно танцевать...Если Катерина партнеру не доверяет, то точно выйдет с настроем "я сама". А балет все же искусство романтическое, старомодное. Балетные же дамы нынче на сцене демонстрируют совершенно современный подход к отношениям -  потому на спектаклях классического репертуара я регулярно переживаю когнитивный диссонанс.
Но в этот раз сочетание юности и звонкого очарования Кати-Маши с тонкой минорной интровертностью, ее кротость, затаенная тревожность и отважная порывистость нарисовали замечательно волнующий портрет. Такой я Крысанову больше всего люблю!

Довольно солидный по балетным меркам возраст Гуданова, создавая некоторые проблемы в технике, в последнее время добавляет ему наслаждения от пребывания на сцене. Каждое самое мелкое движение он наполняет смыслом и чувством, -  а для меня такой исполнительский подход - чистый кайф. ..Момент, когда Принц первый раз видит Машу и его как магнитом начинает тянуть в направлении своей освободительницы...Его взгляд, безотрывно следующий  за Машей весь их общий танец.... Момент, когда принц нежно и счастливо приникает лицом к ее рукам....У Гуданова роль сделана давным-давно, замечательно то, что его любовь к этой партии продолжает оживлять все его движения, будто этот спектакль он танцует один-единственный раз.
Говорят, по технике спектакль 27 декабря был лучше, в этот раз поддержкам заметно не хватало уверенности, но Дмитрий Константинович отнесся к этому досадному обстоятельству с великолепнейшим пофигизмом и не позволил мелочам испортить свой вдохновенный настрой, - меня это ужасно порадовало!))

Кроме того, как обычно бывает, актуальные темы накладывают отпечаток на ход моих мыслей.
В этот раз, вспомнив про трансляцию, я как-то особенно полно осознала, что у Гуданова Принц-Щелкунчик не просто кавалер для девушки Маши, не галантная фантазия юницы, а глубоко чувствующая личность, не ожившая кукла, а расколдованный человек со своей историей и судьбой.
Ну а благодаря Ирине Мил, меряющей мужественность героев шириной плеч и количеством накрученных пируэтов, я очень внимательно вгляделась, какие у Гуданова деликатные движения, лишенные не только размашистости, но и повелительной тяжести, - но его аккуратность каким-то парадоксальным образом создает ощущение природной властности, безупречного благородства и уверенности в своей силе.

Вот так, сходив в который раз на знакомый спектакль и на знакомых исполнителей, я, никак себя не настраивая, получила новые радующие сердце впечатления. И увиденное продолжает звучать у меня в душе гимном, не новогодним и не рождественским, но праздничным.
Для меня настоящие праздники те, что по настроению, а не по расписанию)


балет, Екатерина Крысанова, настроение, личное, театр, ГАБТ, Большой театр, Дмитрий Гуданов, танец

Previous post Next post
Up