Nov 24, 2013 07:47
Одноактные балеты Иржи Килиана в МАМТе 22.11.13.
Восковые крылья (премьера),
Бессонница,
Маленькая смерть. Шесть танцев
Все-таки я пока недостаточно продвинутый пользователь современной хореографии, чтобы всесторонне оценить признанного гения Иржи Килиана.
По-настоящему восторженно мной упорно воспринимается только Маленькая смерть, которой несколько лет назад театр Станиславского начал приучать наших зрителей к Килиану.
Впервые увидев Маленькую смерть, я мгновенно растворилась в густом золотисто-туманном мареве, наколдованном Моцартом, Килианом и танцовщиками Стасика. Помню, даже Шесть танцев, изящные и озорные, мне при первом просмотре показались легким излишеством, ибо смех имеет свойство выдергивать из состояния зачарованного блаженства.
Год назад поставленная Бессонница, вязкая, холодящая сердце жуть, меня заинтриговала, но не пробила до конца. За год я так и не рискнула повторить попытку, хотя смутное желание имелось.
При нынешнем просмотре ситуация повторилась. Я так и осталась на поверхности, следя за выразительными телами танцовщиков. Не смогла утонуть в омуте килиановского сна.
Я оценивала красоту артистов, размышляла о любви Килиана к театральности... но не дышала в унисон со спектаклем.
Премьерные же Восковые крылья, выбранные самим Килианом для МАМТа, меня почти и не зацепили.
Движения все те же, медитативные, сонно-плавающие. Эстетичные, но как будто даже слишком совершенные. И, вдруг подумалось, что музыкальность Килиана преувеличена. В какой-то момент я уловила, что музыка сама по себе, а Килиан ведет свой рассказ так, как ему удобно. Замени музыку - и ничего не изменится.
Килиан, конечно, отнюдь не Йорма Эло, но Восковые крылья у меня вызвали ощущения мертвенного бездушия.
Должна признаться, к постижению этого балета я заранее не готовилась. Разве что видела кусочек в ютьюбе. Запись вроде бы приглянулась.... Но откуда название "Восковые крылья" - я не знала.
Оказывается, Килиан отсылает нас к Икару и Брейгелю... Если он хотел рассказать о бессмысленности полета души, то я могу засчитать ему попытку. Если идея все-таки в воспевании полета - то увиденное для меня бессмысленно.
Что интересно, повторный просмотр, уже после премьеры, кусочка видео опять вызывал у меня бОльшую приязнь, чем живой спектакль. В чем дело, не пойму, к танцовщикам у меня претензий нет, наоборот, их движениями я любовалась... Но движения эти так ни во что для меня не и сложились.
Во время просмотра я была ни в состоянии сосредоточиться и периодически начинала размышлять, сумею ли я достигнуть нужной степени просветления, если буду регулярно приучать себя к подобному искусству.
Как раз в день премьеры мне рассказали историю про коллекционера Щукина, который обожал импрессионистов, но собирал живопись самых разных направлений, ту, которую считал перспективной. В том числе и Пикассо, работы которого Щукин терпеть не мог. И коллекционер, дабы воспитать свой вкус, отводил по два часа времени в день, рассматривая картины Пикассо. Как он сам признавался, он смотрел... и плакал от невыносимых ощущений...но не сдавался в попытке привыкнуть и проникнуться.
Вот и я, сидя в зале, почему-то грустно вспомнила о самовоспитательных муках г-на Щукина.
...А когда я вернулась домой, в Новостях культуры услышала фразу, что специалисты сравнивают Килиана с Пикассо))))
В общем, покаянно констатирую, что дальше первого уровня просветления мне пока пройти не удалось.
На данный момент для меня идеальная история о единстве духа и плоти, повествуемая в Маленькой смерти, остается главным впечатлением от хореографа Иржи Килиана.
Остальные мамтовские балеты Килиана для меня "на вырост".
Наверное, если последовать примеру Щукина, можно искусственно попытаться дорастить себя как зрителя.
Но... сконструированные крылья только приподнимают тело над землей. А направляет к солнцу порыв души, свободной и искренне влюбленной.
балет,
Иржи Килиан,
театр,
МАМТ,
танец