Петербург. Ноймайер и Нижинский.

Nov 11, 2012 19:04



Помимо посещения ноймайеровских спектаклей в Петербурге, правоверному балетоману нельзя было не сходить в Музей театрального искусства, чтобы посмотреть на выставку, посвященную Нижинскому, привезенную тем же Ноймайером.
Честно говоря, я планировала забежать на часок и умчаться дальше, по делам и музеям. Но не тут-то было)
Оказалось, помимо рисунков, афиш и фотографий, в зале демонстрируется замечательнейший документальный фильм "Нижинский и Ноймайер", в котором в течение полутора часов маэстро рассказывает о своей коллекции, о своих балетах, посвященных Нижинскому, о своей попытке вглядеться в эту уникальнейшую личность.

Фильм - не оторваться.
Заслушалась Ноймайера, никак не могла им налюбоваться. Такой добротой и любовью светятся его глаза, когда он рассказывает о своей бесконечной попытке постичь Нижинского.
О том, что его гигантская коллекция - огромный пазл, каждый кусочек которого открывает ему новую грань Нижинского.
О том, как он не мог допустить распродажи по частям рисунков Нижинского (глаза и круги), и бросил кличь, и всем миром удалось купить все рисунки для Гамбурга.
И в каждый из этих рисунков он вглядывается, и словно бы заглядывает в глаза самого Вацлава.
Вот эти рисунки он-то и привез в Петербург, и, скажу я вам, они потрясают.
Именно тот случай, когда бездна смотрит на тебя.

В этом же фильме можно посмотреть фрагменты балетов "Павильон Армиды", "Весна священная" и "Нижинский".
От "Нижинского" меня опять будто током ударило.

И, конечно, очень интересно послушать рассуждения маэстро о своей работе, о поисках современной форме лирики, тяжелой, реалистичной, которая не должна быть похожа на лирику старинную. 
О том, как в некоторых случаях пытался цитировать хореографию Нижинского и других хореографов Дягилева, а иногда сознательно дистанцировался и пытался собственными средствами передать дух тех легендарных танцев.

В первый день пришлось мне довольно быстро уйти, посмотрев коллекцию и не очень внимательно - фильм.
Но я поняла, что придется мне на следующий день, забив на все дела, непременно вернуться.
К сожалению, в зале нет стульев. Т.ч. пришлось запасаться газеткой и проводить полтора часа, сидючи на полу.

А в привезенной коллекции, помимо поразительных рисунков самого Нижинского, больше всего меня привлекли те его изображения, где на лице Вацлава сияет знаменитая блаженная улыбка. 
Этот внутренний сладчайший экстаз буквально примагничивает к нему.
Возможно, именно то, как он нес в себе чистейшее счастье танца, и сделало его легендой.
Ноймайер в своем рассказе, конечно, и об этом упоминает.

Кроме выставки Нижинского, сагитированная отзывчивейшими сотрудницами музея, я посмотрела и постоянную экспозицию.
ЗдОрово, просто отличный музей. Очень симпатичный по атмосфере: почтительно рассказывает о старине, но никакой замшелости в нем не чувствуется. 
Рекомендую всем питерцам, кто там еще не был)
Сужу по себе, в Москве по музеям почти не хожу, дома почему-то вечно некогда. 
Т.ч. у вас под боком музей, который стоит посетить.

А уж про выставку Ноймайера и Нижинского и про фильм!!! и говорить нечего! Смотреть обязательно!

Да, еще купила книгу Наталии Николаевны Зозулиной "Джон Ноймайер в Петербурге", побоялась, что на встречу с ней в Бахрушинский не попаду, в этот день мне жутко неудобно.
 Т.ч. в Михайловском первым делом подбежала к первому попавшемуся сотруднику и вцепилась в книжку)
Читать пока еще не начинала, дел много, времени мало, не обещаю, что осилю скоро, буду продвигаться медленно и вдумчиво, но заранее большое ей спасибо.

Джон Ноймайер, балет, театр, танец

Previous post Next post
Up