Молитва о балете

Jul 22, 2012 05:20


"Жизель" 13.07.12. в МАМТе

Наталья Ледовская - Семен Величко,
Роман Маленко, Оксана Кардаш.

В последнее время я зачастила в "Стасик".
Ходить регулярно я туда успеваю, писать отзывы - нет. Каюсь, потому как этот театр и его артисты не заслужили быть обойденными вниманием.

Расскажу о "Жизели", на которую я поехала ради Натальи Ледовской.
Причем именно что ПОЕХАЛА: в тот момент жила на даче, в ста с лишним километрах от МАМТА. Но мне и в голову не пришло пропустить поход на "Жизель" с Ледовской.
Причем, пришлось мне, отчаянной балетоманке, ехать в этот раз на общественном транспорте. 
В т.ч. по Октябрьской железной дороге. (Извините за отступление, но, бог мой, какая же разруха из окошка электрички наблюдалась мной. Давно не ездила, до сих пор под впечатлением от поездки...Бр-р-р!) 
Оффтоп я развела к тому, что с дачи до театра я добиралась три с половиной часа, выезжать пришлось заранее. Назад из театра меня везли на машине по пробкам. Весь мой безумный марш-бросок занял ровно двенадцать часов: с двух дня до двух ночи.
Пришлось задуматься, на какой же стадии балетозависимости я нахожусь, если решилась на такую эскападу и ничуть не жалею о предпринятой поездке. (?)

"Жизель"+Ледовская (плюс свободное время) - две мои большие любви за раз пропустить было бы грехом.
Довольно давно я не видела Ледовскую, а первый раз ее Жизель посмотрела еще ребенком, и это одно из самых главных моих балетных воспоминаний детства. Какое же все-таки счастье иметь возможность видеть на сцене настоящего большого мастера!

"Жизель", на мой взгляд, больше чем балет. Я бы сказала, что это что-то вроде развернутой молитвы о балете.
О его самом высоком предназначении, о его душе.
И не каждому артисту дано умение творить эту молитву.
К "Жизели" у меня совсем иные запросы, чем к другим балетам. Здесь мне не достаточно безупречной техники, сногсшибательных линий, естественной актерской игры или умения легко парить.
Признаюсь, у меня полно своих заморочек, какими могут быть Жизель и Альберт и какими они быть не должны.
Потому в некоторых балеринах и танцовщиках, красивых, талантливых и профессиональных, увидеть Жизель и Альберта у меня не получается.
Наталья Ледовская такая Жизель, на которую мне безмерно нравится смотреть.

Хотя по началу спектакль никак не хотел собираться в единое целое.
Ледовская была чудесна, юна и обаятельна. С сильным, светлым, жизнелюбивым характером. Было понятно, почему к ней тянутся все вокруг.

Подружки ее были весьма милы, аккуратны и синхронны.

Но остальные своей приме не помогали. 
Кордебалет, весьма слаженный, по началу не танцевал крестьянские танцы, а изображал что-то вроде парада перед Мао. "Резвились" по слогам и из-под палки. Правда, потом напряжение спало и смотреть на крестьян стало вполне приятно.

Резанули глаз костюмы знати, условные, раздражающе-белые с цветными вставками: у одной пары вышивка на груди была фиолетовой, у другой бирюзовой, у Батильды - малиновой, а у ее папеньки почему-то желтой. Аристократы напоминали какие-то монструозные ходячие холодильники, коим, естественно, нечего делать на фоне буколического пейзажа.
Не могу припомнить, видела ли эти неудачные костюмы? Давно ли они в данной версии?

Нежно любимое мной крестьянское па-де-де стало просто катастрофой и чуть не закончилось для меня истерикой. Более безнадежного исполнителя чем Сергей Кузьмин мне, кажется, видеть не доводилось. Даже антилавры Андрея Болотина померкли в моих глазах.
Абсолютные ватные ноги, плечи на уровне ушей, все прыжки исполнялись исключительно этими самыми плечами и с желанием жахнуть, разухабистые манеры, руки, как у сеятеля,
разбрасывающего облигации ;-)
 Па-де-де, конечно, крестьянское, но вообще-то наличие деревенского пентюха на сцене никак не предполагает.
Дебютировавшая во вставном па-де-де Мария Золотова на фоне гомерически смешного партнера смотрелась зачетно, но впечатление сгладить не могла.

В общем, было мне обидно, потому что у драгоценности театра, каковой является Наталья Ледовская, должна быть достойная оправа.

Ганс-Роман Маленко и Альберт-Семен Величко, тоже сначала разочаровали.  
(Никаких скидок на то, что это маленький "Стасик" я не делаю сознательно - МАМТ в последнее время зарекомендовал себя так, что хочется рассматривать качество его спектаклей всерез.)
Маленко ну о-очень простенько, без фантазии решает роль - лесничий у него одномерный узколобый парень с плохим характером.
У Семена Величко в первом действии роль разучена, но пока не продумана и не прочувствована.
Многовато суеты, общих мест, штампов.
Особенной любви в нем не чувствуется.
Пальцами тычет в воздух, принося клятву, быстрехонько и бездумно. Руку Батильде целует так же легко. За шпагу хватается не машинально, как дОлжно, а картинно. Чуть начинается трагедия, моментально утыкается носом в плечо оруженосцу.
Получается среднестатистический легкомысленный непутевый юнец, что сюжету не противоречит, но героя обесценивает. И из-за суетливости породистость этого графа была для меня весьма сомнительна.
Ссора а же Альберта с Гансом вообще смотрелась разборкой двух кемеровских пацанов. :)))
А теперь я перестану ругаться ;) и в защиту Величко скажу, что артист он молодой (2008 года выпуска) и, самое главное, во втором действии он мне понравился однозначно.
Вообще-то негоже давать артистам советы, поэтому я просто выражу надежду, что Семен не считает роль готовой и серьезно поработает над образом в первой части балета. Перестанет дергаться, приглушит простящую его эмоциональность, улучшит графские манеры и углубит выражение чувств.
Потому что "Жизель" прежде всего балет бесчисленных мельчайших нюансов.

В конце строптивого первого действия, упорно расползавшегося на отдельные части, аккурат в момент сцены сумасшествия, за кулисами случился какой-то технический кризис, и раздались громкие звуки вроде треска разворачивающихся жалюзи.
Потом еще раз.
И еще.

Напомню, дело было тринадцатого. В пятницу :)

Ледовская, разумеется, справилась. А я не совсем. В смысле, сосредоточиться на ее тихой трагедии у меня толком не получилось.
Да, первое действие закончилось неудачно как для Жизели, так и для "Жизели".
Но, по счастью, в этом балете есть действие второе, в котором по плану должна состояться реабилитация, а при наилучшем исходе  - случиться катарсис.

И так оно и произошло. :)

Давно я не видела такого идеально цельного второго действия в "Жизели".
Виллисы были прекрасны, аккуратны и стройны.

Миртой Оксаны Кардаш я просто не могла налюбоваться, не хотелось, чтобы она уходила со сцены.
Знали бы вы, как я устала от Мирт-злобных стерв, начальников погостов и свирепых фельдфебелей.
Кардаш тонкая, замечательно красивая, держится с аристократическим достоинством и воистину неземной отрешенностью. Без особого прыжка правда (кажется, сотбасков отпрыгала только семь), но общее ощущение легкости и воздушности от нее исходит, и мне этого достаточно.
Захотелось посмотреть ее в какой-нибудь главной роли.

Ганс-Маленко умер куда более впечатляюще, чем жил :)

Семен Величко просто поразил: два действия - два абсолютно разных человека. Совершенно перестал суетиться и форсировать эмоции. Был торжественно тих, благороден манерами, глубоко погружен в происходящее.
Достойно танцевал соло и замечательно партнерствовал. Был слегка в тени балерины, но все же не просто ассистировал ей.
Дуэт был.

Наталья Ледовская не имеет тех линий, к которым мы сейчас привыкли. Но она, миниатюрная, со своей пышной юбкой, тишайшая, мягкая-мягкая, с невероятными руками (таких фантастических струящихся рук давно не видела!), казалась крошечным светлым облаком, парящим в лунном свете над землей.
И никакой мелодраматической сентиментальности в ее Жизели - только чистая неземная благодать.

С самого начала второго действия я буквально уплыла, подхваченная медитативно-молитвенным потоком.
Все было так изумительно правильно. Именно так, как я люблю.

Я  глубоко благодарна  театру, Наталье Ледовской и "Жизели", которая парит сама и отправляет в счастливый полет души зрителей.

балет, Семен Величко, Наталья Ледовская, театр, МАМТ, танец

Previous post Next post
Up