Несовпадения

Mar 11, 2012 00:00


"Баядерка" 04.03.12.
Смирнова - Лантратов - Тихомирова

В связи с просмотренным балетом вспомнилась мне песенка из фильма:
Мы выбираем, нас выбирают,
Как это часто не совпадает,
 Я за тобою следую ТЕНЬЮ,
 Я привыкаю к несовпаденью...

Нынешний балет в Большом театре - сплошь несовпаденья :(

Очень любопытный вечер, неоднозначный, щекочущий нервы. И, несмотря на сомнительность художественных достижений, доставивший мне массу удовольствия.
С большой симпатией отношусь ко всем выпущенным дебютантам, критиковать их не хочется. Претензии скорее к "мозговому центру" операции "тройной дебют".
"Центр", ИМХО, не очень-то мозговит. Нам упорно демонстрируется поразительная нечуткость при подборе артистам партнеров и ролей.

Например, Анна Тихомирова, конечно, заслужила большую роль. Но почему Гамзатти? Анна никогда не выглядит на сцене ни царственной, не высокомерной, не стервозной, не эгоцентричной. Как правило, она обаятельна, мила, открыта и лучезарна. Естественно, переломить ей себя убедительным образом не получилось. Отсюда местами сериальное переигрывание, изображение страстей, которые, видимо, Анне мало близки. И общее впечатление дискомфорта от этой роли. Показательно, что Тихомирова с сочувствием смотрела со своего трона на танец Никии и только изредка вспоминала, что ей надо бы мертвой хваткой удерживать жениха. Вообще, напоминала она не дочку раджи, а скорее белую леди, волею судьбы вынужденную жить в странноватой стране Индии. На обвинение в отравлении Анна отреагировала точно как благопристойная и добродетельная мисс: была шокирована подобными инсинуациями до глубины души и поспешила удалиться подальше от скандального и душераздирающего зрелища.
Смутила меня и танцевальная часть: сил и энергии хоть отбавляй, радость от танца есть, но, увы, стиль совсем нехорош. Гримасничанье в танце - это зло! Ну и замена яркого парадного танца на нарядную пляску тоже не комильфо, по-моему.

Если уж появилась идея вводить Владислава Лантратова Солором, то почему с двумя дебютантками, совершенно неопытными? Одно дело, как с вводом Альбертом, когда наша лучшая Жизель Светлана Лунькина стала Владу истинным ангелом-хренителем и сделала все, чтобы партнер предстал в наилучшем свете. И сразу получился спектакль.
И другое дело, когда в бурлящую пучину коварнейшей "Баядерки" выбрасывают всю молодежь скопом и наблюдают, кто выплывет, а кто потонет. Нет, зрелище, конечно, по-спортивному увлекательное, азартно щекочущее нервы пресыщенным балетоманам. Но большинство зрителей в зале пришли смотреть не опасный эксперимент, а прославленное качество супербренда "Большой".
В итоге Солор Лантратова выглядел близнецом его же Альберта, что лично меня не радует. Все же это два разных персонажа.
Милый и благовоспитанный герой (опять же скорее белый джентльмен, чем индийский знаменитый воин), который зазевался, и оттого "без меня меня женили", вызвал у меня лишь раздражение.
Хотя понравился момент в свадебном танце, когда Солор думает о Никии. Обычно герой явственно кручинится или стыдится, Влад же светло улыбнулся, как вспоминают о чудесных юношеских мечтах, у которых не было шансов сбыться. Вот это было действительно интересно! Видимо, Лантратов вполне осознает эмоциональную незрелость своего персонажа, его непонимание последствий клятвопреступления, и грамотно выстраивает реакцию в эпизоде.
А вот в сцене с "корзинкой" просто возмутительно самоликвидировался, чем подставил обеих партнерш, особенно Смирнову, которой пришлось тащить весь эпизод на себе.
Вообще эти Солор с Никией были друг другу совсем чужими людьми (в спектакле накануне, если помните, была такая же печальная ситуация).

Ольга Смирнова меня очаровала, хотя это абсолютно иррациональное чувство. Мне просто нравится на нее смотреть: и неканонические руки не возмущают, и йоговая экзотичность мне интересна, и яркий грим в этот раз ей шел, по-моему. И манера играть крупно, как актрисы старого кино, в "Баядерке" смотрелась весьма колоритно.
Но я понимаю, что ей бездумно выдали гигантский аванс, который в первую очередь подставил под удар саму артистку. Потенциально это действительно Никия. Но все же нельзя выпускать на сцену в главной роли балерину, не имеющую никакого запаса прочности, танцующую на пределе сил и возможностей.
Ошибок было немало, но не хочется сильно ругать, потому что было лучше, чем у Никулиной накануне (а Никулина, между прочим, 9-й год в театра, всего на ступеньку ниже прима-балерины!)
Хотя понятно, что оценка "лучше, чем Никулина" комплимент сомнительный.
И понятно, что потенциал у Смирновой серьезный, в отличие от безнадежной Никулиной. Но в фаворе у руководства обе, и обе на сцене Большого театра в роли, предполагающей высочайший не потенциальный, а реальный уровень мастерства.

Вот, получается, что раскритиковала я всех дебютантов. Но на всех продолжаю надеяться. И очень сильно хочу, чтобы потенциал их реализовался в полной мере, и на моих глазах.
А еще хочется адекватного и грамотного распределения ролей в театре. Но тут у меня нет ни иллюзий, ни надежд. :(

Ну и в заключение о не главном герое и не дебютанте. Первый раз мое внимание привлек факир Магедавея, обычно я этому персонажу уделяю минимум своего внимания. Танцевал его в этот вечер Антон Савичев, которого, каюсь, до этого я для себя никогда не отмечала. Пришла домой, проверила, оказывается, даже видела его уже в этой роли, но тогда проигнорировала. А в этот раз ну очень приятно было смотреть на его притягательную диковатую пластичную пружинистость, даже хотелось, чтобы факир побыл на сцене подольше.
Нда, вот как оно странно бывает....

Анна Никулина, балет, Владислав Лантратов, театр, ГАБТ, Большой театр, Анна Тихомирова, Ольга Смирнова, танец

Previous post Next post
Up