Бледная тень "Баядерки"

Mar 04, 2012 14:19


"Баядерка" 03.03.12.
Никулина-Гуданов-Крысанова

"Баядерка" идет у нас так редко, и до чего же я по ней соскучилась!
Ждала объявления составов, но как узнала - совсем расстроилась.
В итоге решила посмотреть на молодежь. Но одна "Баядерка" в год это ведь так мало... Ну вот и собралась я еще и на Гуданова Солором посмотреть, тем более что событие сие случается раз в пять лет. Партнерш ему при этом упорно выделяют, не особо чтимых балетоманским людом. В прошлый раз была Антоничева. Сейчас Никулина.
Меня любят наставлять, что, мол, надо всех артистов во всех ролях смотреть, а уж потом критиковать. Так вот, Никулину Никией я увидела. И никому из нас (в смысле ни мне, ни Никулиной) это не пошло на благо.

Но начну с "нижних чинов". Почитала хвалы кордебалету 1-го и 2-го марта и пришла в недоумение. То ли за день-два все способно развалиться, то ли нашим зрителям пора начинать тренировать требовательность.
Общий недостаток спектакля - вялость. Были и спотыкания, и торчащие локти, и распальцованные руки, и нестройные ряды, и ноги, поднятые совсем на разную высоту.
Тени - это в принципе зрелище красивое, но в данном случае оно не было близко к совершенству.

Магедавея, Ян Годовский, был тяжеловат и малопластичен.
Золотой божок, Денис Медведев, - не то чтобы плох, но мягкотел и совсем не графичен. На золоте теперь в БТ экономят, его хватило только на голенени, колени и локти.
Мария Прорвич в дебюте в ману показала, что умеет бойко стрелять глазками и прелестно улыбаться, а вот ногами шевелит куда менее впечатляюще.
Три тени расстроили. Мария Виноградова ничем не запомнилась.
Дарья Хохлова свой очередной дебют проскакала не тенью, а кузнечиком.
Анжелина Воронцова как обычно выделялась красивыми руками и культурной несуетливостью, но, к сожалению, заметно погрузнела. Отсюда неповоротливость, отсутствие легкости и общее впечатление балерины с лишним весом.
Весь спектакль зал боролся со сном. Вовсю работали клакеры, не давая народу спокойно вздремнуть.
Танец с барабанами выполнил свою функцию и слегка расшевелил аудиторию.

Из главный героев наименьшее количество вопросов вызвала Екатерина Крысанова. Не самая моя любимая Гамзатти, но весьма ораганичная. И опять же не самое лучшее ее выступление в этой партии. Выход провела как-то вяловато, неярко. Совместные части в свадебном дуэте прошли с некоторыми трудностями. Наиболее удались сольные моменты.
Позабавила откровенно сладострастная улыбка при виде укушенной Никии. Эта Гамзатти явно сама придирчиво выбирала змею для реализации киллерских планов)))
Ну и хорош вышел эпизод дележа жениха. Крысанова охотно демонтрировала силу матримониальных чувств, была полна достоинтства, аристократизма, непоколебимой уверенности в своих правах.
Анна Никулина-Никия во всем с ней контрастировала. Т.е. выглядела по-аутсайдерски, простецки, заполошно. Паника с поножовщиной в ее трактовке смотрелись весьма убедительно.
Уж сколько я наступала на эти грабли (в смысле ходила на Никулину), и каждый раз искренне надеялась рассмотреть причину, по которой ей в театре доверяют знаковые партии.
Но честно - нельзя так не уважать зрителя и священное имя Большого театра!
При внешней красоте Никулина вопиюще некрасива на сцене. Вечно "зависающее" выражение лица либо неумелая фальшь в сильных эмоциях, аутичная незаинтересованность партнерами, некультурная манера танца. Вышла, сняла вуаль - как хороша! Стала двигаться и играть - хоть плачь.
В исполнении Никулиной "Баядерка" воистину мыло мыльное. Первая часть "корзинки" - сериальная грубость в выражании эмоций. Вторая, быстрая часть, почти понравилась: такая она была разнесчастная, неудачливая, загнанная, что во мне даже жалость проснулась.
Начало "Теней" дало надежду. Равнодушной эктоплазмой Анна смотрелась эффектно.
Но потом был "шарф", и рваный сход на стопу, и безобразные бесконтрольные вращения на манер сломанной юлы. А дальше сил совсем не осталось. Финал был просто прошамкан, диагоноль назад протопана тяжко и коряво...
С такой техникой больше чем вариацию по-хорошему не должны поручать.
Не говоря уж об отсутствии актерской убедительности, столь необходимой, чтобы "Баядерка" не выглядела дешевым фарсом.
Для Дмитрия Гуданова это был не самый удачный день. Партнерша его откровенно не вдохновляла. И, вероятно, совсем не помогала, потому что к поддержкам он подходил, как спортсмен ко взятию веса.
Честно и зачОтно старался изображать энтузиазм влюбленного в начале и муки совести в конце. Но жениться на Гамзатти согласился сразу, почти без колебаний и с видимым удовольствием. Было забавно, что этот Солор в момент танца Никии сам потянулся за неподвижно лежащей рукой Гамзатти и припал к ней губами. Если кто запамятовал, гораздо чаще Гамзатти настойчиво сует ручку под нос Солору;)
Ну и вообще во время "корзинки" вид у него был, как у человека, мечтающего поскорее забыть об ошибках прошлого.
В принципе, образ мне понравился. Не воин, не романтик, а аристократ. С соответсвующими жизненными ценностями и спокойным самомнением. Но об образе имело бы смысл говорить при наличии подходящей партнерши, достаточной практики (раз в пять лет это издевательство) и танцевальной безусильности.
Потому что временами с техникой была явная борьба. Почему-то заметную трудность представляло вращение обеих балерин.
Вариация во втором действии была станцована без настроения, крайне осторожно, мягкотело.
Вариация в третьем, правда, выглядела гораздо удачнее, ну и культура танца добавила мне позитивных эмоций. Прыжка у Гуданова в общем-то нет, поэтому он периодически высоту заменял скоростью (как я понимаю, маленькая профессиональная хитрость)
Удивили костюмы Гуданова, сплошь белые, т.е. траурные. "Траур по своей жизни" с самого начала? Почему? Кстати, никакого голого живота - все сдержанно и закрыто, очень по-гудановски.
У Крысановой отчего-то свадебная пачка тоже была белой. В театре вообще не осталось людей, способных проконтролировать ситуацию?

Итог. Печально прежде всего то, что общий уровень спектакля был крайне низким. Солисты меняются, не всегда составляются в удачные пары... Все понятно.
Но "Баядерка" идет у нас раз в год. Это спектакль любимый и желанный. И дорогой во всех смыслах.
Выпускать его отрепетированным на совесть - обязанность руководства. С которой оно откровенно не справилось.
О том, что сходила, не жалею. Если б не пошла, вот тогда бы точно печалилась понапрасну.
К тому, что удачные спектакли Гуданова надо терпеливо караулить, я привыкла и мирюсь с этим.
При другой Никии готова повторить попытку. Наверное... Возможно...

Анна Никулина, балет, Екатерина Крысанова, театр, ГАБТ, Большой театр, мрак и ужас, Дмитрий Гуданов, танец

Previous post Next post
Up