Несколько месяцев жизни в одной комнате с другими людьми показали мне, где проходит эта тонкая красная линия, отделяющая, за неимением лучших терминов, интеллигентных людей от неинтеллигентных. Проходит, конечно, не по прочитанному Борхесу. А вот, например, такой расклад: все в комнате встают в разное время. В комнате есть чайник. Тот, кто встал первым и знает, что в ближайшие часы его примеру никто не последует, может поставить чайник, и тот наполнит комнату звуком, похожим на шум взлетной полосы. Может забить и позавтракать молоком. А может поставить чайник три раза за час.
Надо заметить, это не хамство и не невежливость в строгом смысле. Это все missunderstanding. Если сказать, например, оставить чайник в покое, человек оставит, он ведь просто не понял. Но все также при этом будет хлопать дверью, отшвыривать ногой ботинки, сушить волосы феном и бог знает что еще. Это отсутствие слуха на вероятную реакцию братьев и сестер твоих, эмпатическая тупость - то есть, в принципе, почти аутизм.
Также немаловажно, что говорить, будто Борхес тут совсем не при чем - явное лукавство. Конечно, можно при некотором усердии разыскать деликатного и доброго тракториста с двумя классами образования. Только с ценителем Борхеса, который забывает снять покрытые навозом сапоги в сенях все-таки будет напряженка. Потому что книга-то не пускает того, кто в сапожищах. И это критерий.
А самый наглядный критерий - все же музыка, особенно для представителей (пост)подростковой группы в соцсетях. Если у человека в подборке аудиозаписей дикий набор из пяти песенок - Олег Митяев, саундтрек "Миссии невыполнимой", Челентано, "Лох - это судьба", "Йеллоу сабмарин" и 40-я симфония Моцарта, - это безнадежный случай. Такой человек не имеет слуха, эмпатии, обычно имеет тупо-догматические представления о функционировании мира. Проверено опытом.
P.S.: Следующий выпуск мы посвятим проблеме невротиков, которые годами будут умирать от раздражения, но никогда не скажут глухому, чтоб он забрал чайник с собой и завтракал в Кофехаузе. Это я.