Программное: Насилие

Jun 07, 2013 03:32

Некая мысль не оставляет уже несколько месяцев, а может и лет. И есть поводы ее подумать, только не очень хочется.

Вот вижу, как по сети ходит текст, и те, кто участвуют в рассылке, делают это порой со словами "стыдно, ребята". Якобы это компиляция воспоминаний ветеранов и свидетелей Чеченской компании. С характерной интонацией повидавших житуху людей, автор(ы) доносят, что русские были сами как бы виноваты в том, что их убивали. Всего лишь один абрек с автоматом убивает в день до десяти семей из инженера, учительницы и детей. Чеченские школьники бьют русского отличника, а тот плачет и зовет маму - сам виноват. Если разобраться, чеченцы нормальные пацаны, у них сила духа, Путь Воина.  Конечно, отдельные нормальные пацаны есть среди русских, служат в спецназе ГРУ. И так далее.



Вообще, высокомерие высшего сословия - оно отсюда изначально. Дворянин - это человек с оружием, а походив денек с пистолетом в кармане неизбежно начинаешь чувствовать себя Тварью, Право Имеющей. Казалось бы, с гуманизацией общества аргумент пистолета терял свою силу, поэтому за право смотреть на людей с высока элите приходилось хотя бы читать умные книжки, знать языки и душиться парфюмом. Как вдруг, маленькое геополитическое потрясение - и снова элитой оказываются наемники с каменной дубиной.

Не вопрос элит интересен, конечно, а вопрос отношения к насилию, оправдания насилия, оправдания насилием. Вопрос психологии жертвы интересен. Только, начав говорить об этом, я могу и не остановиться, потому что вообще-то поля, где об этом говорят, у нас нет. Я бы даже сказал, это табуированная тема. Механизм превращения человека в жертву практически не описан, а сама жертва вызывает страх и отвращение. Даже на уровне произведений искусства это так. Типичный ход: чувака обижали в школе, он вырос нехорошим маньяком-убийцей. Вроде как и диалектика, монстр тоже человек. И протагонист, повздыхав над превратностями жизни, сносит маньяку башку из дробовика. Сочувствие жертве, подсознательный страх перед "прокаженной" жертвой, окончательное решение вопроса.  Или еще трагикомический вариант, смеховое снятие страха от демонстрации насилия.  Игрушка Пьер Ришар, которого все любят, но очень не хотят стать им в реале.



Что-то есть, конечно. Научные работы, где сухим языком описывается статистика, связанная с насилием в закрытых коллективах (школа, армия, тюрьма). Хранилища паст и анонимных признаний, типа архивов борд и всяческих "Килл ми плиз". Книжка "Кадеты" Куприна.  Дурной, но сыскавший невиданную для эстонского кино популярность из-за своей искренности фильм "Класс". Короче, капля в море.

Конечно, можно читать переводной интернет. Там разбирается явление, называющееся смешным словом "bullying", даются советы планирующим суицид подросткам (вкупе с вдохновляющими рассказами об Оззи Осборне и Курте Кобейне, над которым тоже издевались в школе), рассказываются истории подростков, суицид совершивших. И это довольно страшное чтение даже на их почве, на датской. Что же на нашей? Вот журналисты дружно стонут: закон о пропаганде гомосексуализма означает волну самоубийств среди подростков-гомосексуалистов.     Но принятие закона ничего не изменит в стране, где артефакты зверского социализма наложились на не самые приятные фрагменты общеевропейской культурной парадигмы. Между тем реальные много лет фиксирующиеся случаи подростковых самоубийств в массовом сознании (а значит, с подачи журналистов) у нас объясняются "чувствами"/пьянством/тем, что быдло читает мало книжек.

Если число самоубийств все же сравнительно невелико, то число тех, кто становится невротиком к совершенным годам явно приближается к ста процентам. Отчасти поскольку существует проблема пересекающихся социальных страт, классов. Русские интеллигенты жили в стране чеченских бандитов, и их всех убили. Русские интеллигенты попадают в культурное поле "понятий", "дворовых кодексов" этологических откровений про альф и омег, и сходят с ума.

Кстати, а каков, в отличие от понятий, положительный пример поведения и разрешения конфликтов, принятый в культуре? Конечно, "дать в морду подлецу". Не дал - не мужик, отправляешься на свалку истории.

Выводов, которые на сегодня относительно проблемы должно уяснить себе общество, вероятно, всего два:
- жертва насилия в принципе не "виновата",
- культ насилия в принципе плох.

Похоже, раньше, чем это осмысление придет естественным путем, произойдет "насильственная гуманизация", в ходе которой всех любителей бокса отправят в гетто, а воспитание детей поручат роботам-инкубаторам. Во всяком случае, на не-тезисное изложение сути проблемы потребуется не пост и не два, а то и целая жизнь.

разум, насилие, будущее, культура, дети

Previous post Next post
Up