Сохраню, пожалуй.
«Убийцы великого князя Андрея»: Надпись об убийстве Андрея Боголюбского из Переславля Залесского*
Алексей Алексеевич Гиппиус,Савва Михайлович Михеев
Осенью 2015 г. на внешней стене южной апсиды Спасо-Преображенского собора XII в. в Переславле-Залесском была раскрыта пространная надпись с почти полностью читаемым списком убийц владимиро-суздальского князя Андрея Юрьевича, провозглашением проклятия убийцам и вечной памяти князю, погибшему от их рук в Боголюбове 29 июня 1174 г. Выполненное, вероятно, в 1175-1176 гг., во время княжения в Переяславле младшего брата Андрея - Всеволода Юрьевича, - граффито представляет собой древнейший относительно точно датируемый памятник письменности Северо-Восточной Руси. Подтверждая общую достоверность летописных рассказов об убийстве, надпись важна для изучения древнерусской княжеской
титулатуры (Андрей Юрьевич назван в нем «великим князем») и социальной терминологии, так как убийцы князя - по-видимому, пейоративно - названы в ней паробками ‘слугами’, несмотря на высокий статус зачинщиков заговора. Она также представляет значительный интерес для истории церкви как самый ранний пример анафематствования на Руси государственных преступников. Ценную новую информацию дает перечень убийц, включающий имена 11-13 лиц. Главный заговорщик Петр, зять боярина Кучка, был, как выясняется, сыном Фрола - возможно, ктитора церкви Свв. Флора и Лавра в
Московском Кремле. Написание через ц отчества третьего из убийц, Якима, - Куцковичь - может свидетельствовать о новгородском происхождении Кучка. Для отчества четвертого в списке - Офрема Моизича - принимается объяснение В. С. Кулешова, возводящее его к арабскому имени Му‘изз, которое могло принадлежать мусульманину из Волжской Булгарии. Занимающий пятую позицию Добрына Микитич предположительно идентифицируется с ростовским боярином Добрыной Долгим - активным участником борьбы за наследство Андрея Боголюбского, погибшим 27 июня 1176 г. в битве на Юрьевском поле. Последним в списке значится носитель редчайшего славянского имени Стырята, встречающегося также в комплексе надписей-граффити из церкви Благовещения на Городище под Новгородом. С лингвистической точки зрения текст выделяется сильной продвинутостью процесса падения редуцированных, сближаясь в этом отношении
с новгородской берестяной грамотой № 724, датируемой тем же временем
http://slovene.ru/2020_2_Gippius_Mikheev.pdf