Как-то так получается, что последние посты посвящены погребальным обрядам первобытных обществ. Ну, как ни крути, а это весьма значительная часть той информации, что нам осталась от далеких предков. О некоторых периодах истории мы знаем исключительно по погребальным памятникам. Грубо говоря, по могилам. Стоит заметить, что и в современном обществе погребальный обряд меняется. Вам могут показаться странными такие вещи, значимые для археолога, как ориентировка умерших по сторонам света, их поза, инвентарь. Однако приведу простой пример. Лет сто назад, до революции, людей хоронили с руками на груди, а после революции уже могли и с руками по швам, как лениных и сталиных. Сто лет назад человека могли похоронить с крестом, а пятьдесят - чаще без креста. Я уже молчу про надмогильные сооружения. Угловатые памятники, памятники со звездами, цыганские памятники - вы и сами прекрасно понимаете, что люди, которые могли лежать там тоже разные. Все, что сейчас перечислено - вполне себе изменение погребального обряда. И мы нынешние понимаем, что за этим стоят определенные события или определенные характеристики людей. А что бы сказал археолог будущего, не зная о них?
Кстати, у меня есть пара занятных постов на эту тему. Например, о погребальной обрядности лихих девяностых. Оказывается, это тоже изучается. Как хоронили бандитов и какой смысл вкладывали в их памятники можно почитать, клацнув по
этой ссылке. Или другой пример - как изменились похороны с приходом советской власти, и как их эта власть рекомендовала проводить. Клацнуть можно
сюда. А я предлагаю вернуться в мой любимый первобытный период и поговорить о такой штуке, как гендерно-дифференцированное погребение. Гендерно-дифференцированный погребальный обряд - это когда, как следует из названия, мужчин и женщин хоронят по-разному. Для доисторического периода он говорит о важных социальных изменениях.
В самые древние времена, такие как палеолит или мезолит нет свидетельств о сколь-нибудь значимом распространении этой традиции. Мужчин и женщин хоронили одинаково. Нет таких свидетельств и для неолита. Зато с наступлением медного века гендерно-диференцированный погребальный обряд ( пусть будет ГДПО для удобства) вдруг расцветает в целом ряде культур: Варна, Хаманджия, Бодрогкерестур, Тисаполгар, люблинско-волынская, бжесць-куявская. Но зато в целом ряде других соседних культур того времени, типа Гумельницы, трипольской (если не считать поздний могильник Выхватинцы) и т.д., отсутствует. Даже восточноевропейские скотоводы того времени, типа ямников или катакомбников, мужчин и женщин хоронили в одинаковой позе. Затем появляются культура шнуровой керамики и культура колоколовидных кубков, где ГДПО снова в почете. У них был ряд продолжателей, но в целом, это был не определяющий для бронзы и раннего железного века обряд, хотя он и отмечен на различных территориях Европы, Азии и Африки.
Культуры, о которых идет речь в посте. А- Хаманджия и Варна, В- Тисаполгар и Бодрогкерестур, С - люблинско-волынская культура, D - Бжесць-Куявская.
Представляет интерес то, что гендерно-дифференцированный погребальный обряд возник в составе своеобразного комплекса обрядовых инноваций. Этот комплекс появился на западном побережье Черного моря на рубеже 6-го и 5-го тысячелетий до н.э. Его характерными чертами стали:
1) Собственно само гендерно-дифференцированное погребение. Различные позиции мужчин и женщин в погребении.
2) Появление кладбищ, отделенных от территории поселения.
3) Депонирование престижных предметов в погребение (медных, импортных или в той или иной степени считающихся ценными).
Часто эти основные признаки сопровождали и другие явления, общие для разных культур того периода: увеличение доли импорта, производство длинных кремневых ножевидных пластин, примитивная каменная архитектура. Этот комплекс быстро распространился и стал характерен для неолитических культур полгарского круга, люблинско-волынской, бжесць-куявяской. И эти культуры были различны по происхождению, разновременны, но без хронологического перерыва. Пальму первенства при этом занимают общества культур Хаманджия и Варна, существовавшие примерно от ок. 5250/5200 до прибл. 4400 г. до н.э.
1) Первые отделенные от поселений кладбища появляются в мезолите и организуются вдоль побережий морей, у берегов крупных рек и озер. Есть примеры таких кладбищ и на берегах малых рек, но они не противоречат правилу. Связано такое расположение с особенностями жизни древних охотников мезолита, которые начали переходить к полуоседлой жизни вблизи крупных источников ресурсов. Ранние неолитические земледельцы придерживались другого принципа захоронения, погребая своих мертвых внутри поселений, иногда даже внутри домов. Так продолжалось долгое время, пока в позднем неолите Юго-Восточной Европы не появляются отделенные от поселений кладбища. Распространяются они и в Центральной Европе. Так кладбища известны в культуре линейно-ленточной керамики, первой принесшей земледелие на север. Но с другой стороны, они характерны не для всей ее территории. А доминировать отделенные от поселений кладбища в среде земледельческих культур стали с появлением культур Боян, Хаманджия и других в Юго-Восточной Европе.
2) Самые ранние свидетельства существования погребальных обрядов, дифференцированных по полу, были обнаружены в могилах на кладбищах культур Хаманджия и Варна. На могильниках в Дуранкулаке и Варне мужчин хоронили вытянуто на спине, а женщин скорченно на правом боку. Большинство погребений было ориентировано на север. В ранний период мужские могилы там были существенно богаче женских и включали в качестве инвентаря каменные топоры, в том числе символические, украшения из раковин Spondylus, фрагменты оленьих рогов, черепов животных и иные кости. Типичный женский инвентарь для этого времени трудноопределяем. В более поздний период мужские погребения включают керамику и металл, обычно в качестве украшений. Возможно выделить группы внутри полов, отличающиеся инвентарным наполнением погребений.
Мужское погребение культуры Варна
Женское погребение культуры Варна
Еще одно мужское погребение культуры Варна
Более подробно о погребальных группах Варненского некрополя я уже писал здесь
https://andvari5.livejournal.com/69178.htmlЕсть сведения о существовании гендерно-дифференцированного обряда и на западной окраине культуры ленточно-линейной керамики. Скорченные на левом боку женские погребения встречены в бассейне Тисы в первой половине 5-го тысячелетия до н.э.
В тисаполгарской культуре мужские (на правом боку) и женские (на левом) погребения ориентированы на восток и юго-восток, но различаются хронологически. Самые ранние - менее скорченные, более поздние - сильнее и чаще ориентированы на восток. При этом число вытянутых костяков не превышает 10%. Кроме того, могилы этой культуры значительно различались сопроводительным инвентарем. Мужские захоронения включали, например, скипетры, топоры из камня, меди или рога, клыки кабана, кремневые стержни и лезвия, и челюсти свиней. Женские могилы содержали украшения из меди и камня. Наблюдается отчетливая дифференциация по инвентарю в каждой из групп. К примеру, медные боевые топоры или каменные скипетры, оставленные в могилах взрослых (adultus) или пожилых (maturus) мужчин означают наиболее привилегированную социальную группу внутри тисапольгарской культуры. Другая группа включала мужчин, погребенных с каменными топорами, кремневыми ножевидными пластинами и подвесками из клыков кабана, еще одна - мужчин, в могилах которых были свиные челюсти. Захоронения первой группы оснащены самыми многочисленными керамическими сосудами; в могилах второй и третьей групп керамика встречалась реже. Более того, на могильниках Тисаполгар можно выделить две группы женских захоронений. Первая включала могилы с поясами, сделанными из бус, вторая - могилы без таких поясов.
Мужские (на правом боку) и женские (на левом) погребения культуры Тисаполгар
Мужское погребение культуры Тисаполгар
В люблинско-волынской культуре мужчины тоже похоронены на правом боку, а женщины на левом. И тех, и других клали в погребение головой на юг. В мужские могилы помещали медные, каменные топоры и долота, костяные и медные кинжалы, длинные ножевидные пластины и кремневые наконечники стрел. Украшения из камня и меди более характерны для женских могил. Керамические сосуды, медные украшения и кулоны сделанные из клыков кабана, однако, были задокументированы для всех. Как и в предыдущей культуре, здесь выделяются несколько различных по инвентарю групп среди женских и мужских погребений.
Мужское погребение люблинско-волынской культуры
И его инвентарь
Женское погребение люблинско-волынской культуры
И его инвентарь
Бжесць-куявская культура. Мужчины на правом боку, женщины на левом. И те, и другие похоронены скорченно. В женских могилах много украшений - бусы, диадемы из кости, меди, ракушек. Мужчины сопровождались роговыми боевыми топорами и керамикой.
Мужские погребения бжесць-куявской культуры
Женские погребения бжець-куявской культуры
В культуре Бодрогкерестур мужской инвентарь был схож по своему наполнению с тисаполгарским, но также в погребениях обнаруживаются стрелы и медные шилья. В женских погребениях фигурируют украшения, в том числе золотые. Также наблюдается отчетливая дифференциация внутри половых групп. Мужские могилы первой группы содержали медь или каменные топоры, второй группы - длинные кремневые клинки, подвески, сделанные из клыков кабана, медные ножи, шилья и кремневые наконечники стрел; мужчины из третьей группы были похоронены без каких-либо из этих артефактов. Женские захоронения также можно разделить на три группы. Первая представляла собой захоронения с металлическими украшениями, вторая - погребения с поясами из каменных бус, третья - захоронения без этих артефактов
Мужское погребение культуры Бодрогкерестур
Мужские и женские погребения культуры Бодрогкерестур
Такова краткая характеристика ранних групп с гендерно-дифференцированным обрядом в Европе.
3) Одним из предметов инвентаря в таких группах были различные орудия из камня. Эксперты говорят, что кремневые изделия, особенно ножевидные пластины из ранних погребений Дуранкулака (культура Варна) говорят о сильных традициях мезолитических культур и обнаруживают аналогии как к востоку, так и к западу, обнаруживаясь и в таких культурах неолита, как Старчево, Криш, Боян, Прекукутень. Некоторые исследователи, например, Ян Лихардус, интерпретировали такие находки в Варне как влияние степных племен Восточной Европы. Однако подобные черты были характерны для большинства мезолитических культур Европы, к тому же, нет оснований предполагать здесь масштабную миграцию с востока, и население культур Хаманджия и Варна представляет собой местное мезолитическое население, вступившее в контакт с неолитизаторами. Кроме того, металлургия и кремневая индустрия здесь претерпевали постепенное поступательное развитие, эволюцию, которая была бы исключена при любом значимом вторжении. Сначала металл использовался местный из нескольких близких балканских месторождений. Затем возросло количество импортного металла из отдаленных месторождений. Отдельный вопрос - золотые изделия. На кладбище в Дуранкулаке золотые изделия обнаружены в 142 могилах, их общий вес составил более 50 кг. При этом на раннем этапе функционирования могильника золото сосредоточено в мужских погребениях. Затем его удельный вес в погребениях уменьшился, но зато золото стало депонироваться в женские и детские могилы.
Кремень для ножевидных пластин использовался местный из северо-восточной Болгарии. В кремневой индустрии сильны местные мезолитические традиции. Однако на поздних этапах культуры Хаманджия и ранних культуры Варна содержатся кремневые изделия импортного производства. Они были доставлены уже как конечный продукт, это не обработанное местными умельцами сырье. На позднем этапе культуры Варна, несмотря на развитие медной металлургии, кремневая индустрия была на пике производства, став частью обменной сети от Украины до Греции.
Интересно также распространение раковин Spondylus. Изначально они добывались на побережье Эгейского моря, откуда распространялись на север. Со временем они стали концентрироваться на Северо-Западном побережье Черного моря, где потом стали и добываться, в ареале трипольской культуры. Затем наблюдается некий спад около 4600 г. до н.э., но изготовление украшений из этих раковин продолжалось между Днепром и Прутом до 4200 г. до н.э. Добавлю от себя, что они могли быть предметом обмена изделий из металла, потому что ок. 4200 резко затухает европейский медный век.
С другой стороны, обменные сети раковинами Spondylus сформировались еще до появления культур Хаманджия и Варна. В какой-то степени их появление и стало результатом эти обменных сетей, которые включали в себя далеко не только Spondylus. Мезолитические традиции кремневой индустрии указывают на значительное влияние охотников-собирателей на формирование этих культур. Более того, исследователи считают, что и Хаманджия, и Варна сложились в результате взаимодействия неолитического, знакомого с земледелием населения с охотниками-собирателями. В пользу этого свидетельствуют как данные археологии (кремневая индустрия, вытянутое положение мужчин в погребении имеет корни в местных мезолитических культурах), так и данные, например, антропологии, фиксирующей смешанное население.
те самые ракушки
Spondylus имели широкое распространение. Выше реконструкция элемента одежды с нашитыми раковинами из неолита Франции
Подводя итог обзору ранних гендерно-дифференцированных погребений, можно сказать, что:
- этот феномен возник в результате синтеза неолитических (женские захоронения скорченно на боку) и мезолитических (мужские захоронения в вытянутом положении на спине) традиций;
- дифференцированное размещение умерших обычно дополнялось различия в погребальном инвентаре;
- новые погребальные обряды возникают на пересечении культурных влияний;
- новые погребальные обряды усиливаются не только разнополым погребением, но и дифференциацией внутри групп, сопровождением их различным инвентарем разной степени престижа.
Впоследствии идея дифференцированного по половому признаку обряда погребения была принесена в Карпатский бассейн, где обычай хоронить женщин скорченно на левом боку, а мужчины скорченно на правом был обнаружен уже в начале 5-го тысячелетия до нашей эры. Захоронение на кладбищах, отделенных от поселений, однако, не было введено до 2-я половина 5-го тысячелетия до нашей эры, когда его начали практиковать в культуре Тисаполгар развитого периода. Таким образом, на север распространился не сформировавшийся обрядовый комплекс, а скорее общая идея, адаптированная и претерпевшая внутреннюю эволюцию. Схожим путем ГДПО восприняли и в люблинско-волынской и бжесць-куявской культурах. В последней, однако, не стали полностью отказываться от практики погребения внутри поселений.
Подробнее можно почитать здесь
Gender-differentiated burial rites in Europe of the 5 th and 4 th millennia BC: attempts at traditional archaeological interpretation
https://www.researchgate.net/publication/274194341_Gender-differentiated_burial_rites_in_Europe_of_the_5_th_and_4_th_millennia_BC_attempts_at_traditional_archaeological_interpretation