Недавно
3seemingmonkeys скинул пару ссылок. Там довольно интересные работы, которые надо бы в ближайших постах осветить. Одна из них касается войн и боевых столкновений в мезолитической Европе. Странно, что она прошла мимо меня. Впрочем, я больше сосредотачивался на неолите, но про мезолит кое-что тоже проскакивало. Вот здесь, например, кое-что про
столкновения на севере европейской части России, здесь было коротенько
про стрелы в костях,
Однако какой-то общей сводки по мезолиту я не видел. В статье "Violence and group cohesion in the European Mesolithic" она представлена в виде карты. Попробую рассказать вкратце о чем статья, дополнив ее несколькими другими работами, которые нашлись у меня в загашнике. Стоит учитывать, что если в случае неолита у нас гораздо больше свидетельств войн, таких как укрепления, оружие и травмы, то для мезолитического населения круг источников сузится. Оно было более мобильным, следовательно не было нужды в укреплениях, а оружие воина ничем не отличалось от оружия охотника. Поэтому главным источником вооруженных столкновения для мезолита остаются травматические повреждения скелета. Но не всякие.
Считается, что нападающие с большей вероятностью атакуют голову и шею, поэтому травмы посткраниального скелета (все кости ниже головы) считаются связанными в основном с несчастными бытовыми случаями. Хотя есть исключения. Например, травмы кистей и рук могут считаться травмами самозащиты, когда человек пытается заслониться от удара. Но такая трактовка не считается однозначной. Другое дело травмы головы. Их наличие отмечены во многих случаях, причем это травмы как зажившие, так и приведшие к смерти. Зачастую это повреждения характерной формы, которые не оставляют сомнений в том, что характер их получения не бытовой. Отдельный случай - травмы с застрявшими наконечниками. Более подробно про стрелы в костях можно почитать по одной из ссылок вверху.
Но вернемся к статье. Наши представления о древних - это обычно две противоположности, такие как «жестокий варвар» и «благородный дикарь» (типа синих человечков из Аватара) и по большей части отражают только наши представления, а не реальность.
Этнографические данные об охотниках-собирателях показывают значительную изменчивость, когда нет радикальных вариантов - полностью пацифистских или полностью вовлеченных в войны обществ. Что интересно, эта вариабельность отражена и в распределении боевого травматизма на археологических памятниках мезолита. Где-то мы видим лишь одиночные могилы с травматическими повреждениями, а где-то явные следы вооруженных столкновений.
Распределение вероятных боевых травм в Европе.
Chronology is represented alphabetically, with A representing the earliest site, and V the latest. The exception is W, which is not included in Estabrook's list. A: Voloshkoe and Vasilyevka, Dneiper Rapids, Ukraine; B: Zvejnieki, Latvia; C: Vlasac, Lepenski Vir (Iron Gates), Serbia-Romania; D: Ofnet, Germany; E: Franchthi Cave, Greece; F:Schela Cladovei, Romania; G: Muge, Portugal; H:Culoz, France; I: Gough's Cave, UK; J: Trou Violet, France; K: Colombres, Spain; L: Tågerup, Sweden; M: Møllegabet, Denmark; N: Mannlefelsen, France; O: Stora Bjers, Norway; P: Vatte Di Zambana, Italy; Q: Donkalnis, Lithuania; R:Skateholm, Sweden; S:De Bruin, Netherlands; T: Gøngehusvej, Denmark, U: Korsør Nor, Denmark; V: Téviec and Hoëdic, France; W: Hohlenstein Stadel, Germany. (Basemap from www.youreuropemap.com)
Некоторые примеры вооруженных столкновений в мезолите.
На Дунае,в местечке Скела-Кладовей, было найдено 57 захоронений, часть из которых имела следы травматических повреждений. Пятеро человек имели в костях застрявшие наконечники, у пяти черепно-мозговые травмы и у девяти травмы посткраниального скелета. Часть из этих людей, вероятно, была погребена примерно в одно и то же время, что указывает на какое-то столкновение. Кстати, самая верхняя картинка изображает не кельтов,как можно было бы подумать, а боевые столкновения на Дунае в мезолите и оружие, которое тогда использовалось. Лучник как раз демонстрирует орудие поражения скелетов из Скела-Кладовей.
На Днепре в свое время были раскопаны памятники Волошское и Васильевка, и характер тамошних повреждений позволил исследователям предположить столкновение за ресурсы, вероятно рыбные (интересно, как это установили?). Причем, судя по характеру травм, они были нанесены оружием другой культурной группы.
Здесь коротко я упоминал об этом, заметив, что представленные данные вряд ли репрезентативны, потому что серии малочисленны.
В Южной Германии в местечке Офнет было найдено знаменитое захоронение черепов, всего 34 черепа. Часть из них отделена от тел еще до разложения, на что указывают сохранившиеся позвонки. Хотя это захоронение указывает скорее на культ черепа, чем на братскую могилу жертв боев, как минимум восемь черепов имеют травматические повреждения.
Черепа из пещеры Офнет
Похожая находка есть в Хоэнштайн-Стадель, где найдены три головы - мужчины, женщины и младенца. Черепа взрослых имели травмы без следов заживления.
В Дании и Южной Швеции есть следы насильственных травм. Это время культур Маглемозе, Конгемозе и Эртебёлле, и среди погребенных на их могильниках есть двадцать один человек с травмой черепа. Однако большинство травм зажившие. Незажившие принадлежат двум женщинам и одному мужчине. Есть также трое погребенных с травмами от наконечников стрел или копий - в двух случаях в районе таза, в одном в районе шеи. Все три раны были смертельными. Всего процент смертельных ран от количества погребенных в Дании и Швеции составляет 3%. Индивидов с тупыми травмами черепа 12% в Дании и 6,5% в Швеции.
Слева одна из жертв мезолитических войн в Скандинавии. Черным выделен наконечник, застрявший в области шеи.
Впрочем, эти свидетельства ни в коей мере не являются отражением какой-то тотальной войны, ведь они не повсеместны. Крупные кладбища мезолита, такие как Олений остров или Лепенский Вир показывают большое число погребенных и низкий процент травм. Не обязательно случающиеся столкновения могли быть лишь там, где имелась высокая концентрация населения. Богатое морскими ресурсами побережье Португалии было относительно густонаселенным в мезолите, но случаи насильственных травм невелики. Кроме того, война могла быть не единственным способом разрешения конфликтов. Например, для высокого уровня заживших черепных травм в Южной Скандинавии предположена модель ритуальных поединков на дубинках, без намерения убить. Из девяноста свидетельств повреждений черепа, показанных на карте сверху, сорок зажившие, что указывает на то, что убийство не было обязательной или единственной целью столкновения.
Violence and group cohesion in the European Mesolithic
https://www.theposthole.org/read/article/376 Violence in Palaeolithic and Mesolithic Hunter-Gatherer Communities
https://www.cambridge.org/core/books/cambridge-world-history-of-violence/violence-in-palaeolithic-and-mesolithic-huntergatherer-communities/3A47960C35DF4B0246A6436FC1353E87#:~:text=Current%20data%20shows%20that%20cases,gives%20evidence%20of%20group%20conflict.&text=Violence%20is%20present%20not%20only,Palaeolithic%20and%20Mesolithic%20hunter-gatherers. Anthropology, archaeology, and the origin of warfare
https://www.jstor.org/stable/3560217 Mesolithic human remains from Southern Germany
https://www.researchgate.net/publication/315380707_Mesolithic_human_remains_from_Southern_Germany Interpersonal violence at Lepenski Vir Mesolithic/Neolithic complex of the Iron Gates Gorge (Serbia-Romania)
https://www.researchgate.net/publication/7446255_Interpersonal_violence_at_Lepenski_Vir_MesolithicNeolithic_complex_of_the_Iron_Gates_Gorge_Serbia-Romania