Доисторическая зеленая революция

Aug 21, 2020 21:00




В середине прошлого века в сельском хозяйстве произошли значительные изменения. Чудеса селекции, пестициды и агротехника принесли ощутимые результаты, привели к повышению урожайности. Эти изменения окрестили Зеленой революцией.
В энеолите/позднем неолите в Европе случилось нечто похожее.  Технологические новинки подняли земледелие на новый уровень.  Это был промежуток времени где-то между 4000 и 3000 гг. до н.э. и эти изменения были частью т.н. революции вторичных продуктов, о которой я недавно вскользь  упоминал. Если вкратце, началось использование шерсти, молока и тягловой силы животных со всеми многочисленными вытекающими.
Одним из нововведений этого периода стало использование плуга. Считается, что пахота более производительна, чем ручное земледелие и несет ощутимые преимущества.  Однако есть эмпирические данные, которые могут поставить под сомнение этот тезис.  Напрямую соотнести их с доисторическими реалиями Европы медного века можно только с изрядной долей осторожности, но полезную информацию они могут донести. Например, в  Африки южнее Сахары  в 30-е французские власти вводили пахоту на животных вместо ручного мотыжного земледелия.  Эти проекты не были особенно популярны и в итоге привели к дебатам в 70-80-е годы. В чем же была причина непринятия?
Считается, что использование тягловой силы животных помогает возделывать большие площади, чем в ручном земледелии. И действительно, данные из Буркина-Фасо указывают, что площади полей увеличились. Но вместе с тем увеличилось и количество работников, а в пересчете на одного пахаря увеличение площади оказалось равным всего лишь около 5%.  Схожие результаты выявлены и в Мали, где вместе с площадями увеличились и размеры домохозяйств.  На практике количество работников является ограничивающим фактором для расширения площади обрабатываемой земли вне зависимости от технологии.




Темная шкала - мотыжное земледелие, серая - с применением животных сил. Первая колонка - общая доля обрабатываемой земли на хозяйство. Вторая - на члена хозяйства. Третья - на активного работника.

Другое преимущество - трудозатраты на гектар. Считается, что использование тягловых животных облегчает жизнь человеку.  По сравнению с мотыжными земледельцами, пахари тратят меньше сил и времени на гектар обрабатываемой почвы. Однако это относится только к работе в полях. Если учесть время, которое тратится на обслуживание животных, трудозатраты пахарей выше.
Продуктивность тоже мало зависит от технологии. Задокументированы случаи, когда введение тягловых животных в сельское хозяйство не только не увеличивало продуктивность, но даже уменьшало ее.


Черная шкала - мотыги, серая - вспашка с применением животных, белое - вспашка с применением животных, учитывая время их обслуживание.  Перая колонка - трудозатраты на гектар, вторая - пиковые трудозатраты, третья - пиковые трудозатраты на гектар, четвертая - пиковые трудозатраты на активного работника.

В итоге получается, что пахота сама по себе не настолько прорывное нововведение. В чем же тогда причина ее популярности?  Исследования показали, что огромную роль играет способность транспортировки при помощи животных. Плуг даст наибольший эффект лишь в сочетании с тележкой.  Речь о широком использовании животных для транспортировки - причем  транспортировки не только удобрений, сена, урожая и т.д., но и например, корма для животных, работников.  Если тягловая сила используется в полной мере, а не только для вспашки, то это неизменно ведет к успеху.  Собственно, именно поэтому плуг трудно приживался в этих африканских странах - крестьяне из-за бедности редко могли себе позволить иметь достаточное количество животных, поэтому простым применением плуга их проблемы трудно было решить.
Если вернуться все же к доистории, то можно увидеть, как редкие древние следы вспашки 6-5 тысячелетий до н.э.(самым древним свидетельством считается след от плуга в Месопотамии возрастом около 7000 лет) контрастируют с поразительным увеличением свидетельств в 4 тысячелетии до н.э.   В это же время растет количество сведений о применении животных в сельском хозяйстве в принципе.


Свидетельства использования животных в с/х в Северной Европе в период 3600-3000 до н.э.

Для иллюстрации стоит обратиться к трем регионам доисторической Европы - Североевропейским равнинам, Карпатскому бассейну и Североальпийской области.
Для Карпатского бассейна, который считается одним из наиболее ранних регионов  распространения классических пахарей, зооархеологичеких данных не так уж и много. Особенности  скелета быка (3140-2990 до н.э.), обнаруженного в районе Балатона, вероятно, могут говорить об использовании примитивного ярма. В Словакии есть данные об останках двух кастрированных быков, а также пара свидетельств из Венгрии и Румынии, где останки животных позволили предположить их работу в парной упряжке.  С другой стороны, некоторые предметы, как статуэтка из пещеры Лискова, свидетельствуют о появлении тягловых животных еще в середине 4-го тысячелетия. Тем не менее, неясно в какой системе земледелия были задействованы тягловые животные.  Важнейшей зерновой культурой оставался эммер.


Северные Альпы.
В этом регионе в рассматриваемый период произошел ряд изменений. В течение тысячелетия (4000-3000 до н.э.) произошло уменьшение доли рогатого скота (с 60% до 20%) в фаунистических коллекциях с археологических памятников.  При этом стало больше старых самцов 10-14 летнего возраста, в то время, как раньше их забивали в возрасте 3-10 лет. Стало гораздо больше следов использования тягловых животных - от находок ярма и следов от плуга до отпечатков колес. Отдельно следует сказать о  растущих свидетельствах использования навоза - на это указали исследования стабильных изотопов.  Передние ноги крупного скота становятся мощнее.  Совершенствуется зерноуборочный инструмент, позволяя эффективно собирать урожай, удалять сорняки и оставлять солому на месте, вместе с эммером выращивается ячмень.  В итоге, можно сказать, что в североальпийском регионе произошли значимые изменения, усилившие роль тягловой силы животных не только для вспашки, но и для других операций. Эти изменения произошли после кризиса 3700-3500 гг. до н.э., когда снижение урожайности в регионе компенсировалось повышением роли охоты.
Североевропейские равнины.
Свидетельства использования тягловых животных присутствуют здесь с середины 4-го тысячелетия до н.э. Характерные изменения  фаланг крупного рогатого скота задокументированы в Дании на нескольких участках.  В Деренбурге есть двойное захоронение быков, которые интерпретируются как тягловая пара.  Соответствующие изображения не оставляют сомнений, что быки использовались для тяги.  В том числе и для распашки полей. Самое древнее свидетельство - 3770-3637 гг. до н.э. Шестнадцать случаев находки следов распашки плугом найдены в период 3500-3300 гг. до н.э., десять для 3300-3000 гг. до н.э. Еще два можно отнести к промежуточному периоду.  Помимо этого найдены различные следы повозок, их изображения, изотопные анализы подтвердили использование навоза в 4-м тысячелетии до н.э. Фиксируется антропогенное воздействие на ландшафт - леса вырубаются, увеличивается площадь пахотных земель в период 3750-3500 гг. до н.э. Так же, как и в Альпах, эммер вместе с ячменем становятся преобладающими культурами.  Короче говоря, население в этих регионах перешло к новому типу сельского хозяйства.  Причем это был прием взаимосвязанных новшеств, а не постепенное поэтапное развитие.


Демография доисторической Европы довольно сложна и вариативна, но для северо- и центральноевропейского региона можно найти кое-какие закономерности.  Пыльцевой анализ показывает  рост активности от 4000 либо  3800/3700 гг. до н.э. с пиком  около 3500  и спадом  после 3350 года до н.э., с заметным проседанием ок.  3100 г. до н.э. (исключение составляют Датские острова, восточно-центральные Швеция и шведские балтийские острова без доказательств спада после 3350 года до н.э.). Те же самые закономерности роста и сокращения численности населения, с резким увеличением около 3800/3700 и падением после 3350 г. до н.э. были также наблюдаемы и в регионах, где сельское хозяйство началось значительно раньше, чем в Северной Европе и на юге Скандинавии, таких как Центральная Германия и Куявия в Польше. Поэтому представляется вероятным, что в Северной Европе эти потрясения были не просто следствием первоначального введения сельского хозяйства, но были связаны, скорее, с вышеупомянутыми новшествами. В целом, есть свидетельства увеличения количества скота, принадлежащего одной общине и одновременно вырубки лесов в энеолите.


Различные изображения тянущих быков неолита/энеолита.

Осознание того факта, что в середине 4-го тысячелетия  до н.э. произошли важные сельскохозяйственные изменения не ново.  Признано, что важную роль при этом сыграла тягловая сила животных. Но причины, по которым эти изменения получили широкое распространение исследованы не очень хорошо.  Предполагается, что введение пахоты и животных сил само по себе привело к большей эффективности и увеличении пахотных угодий, продуктивности и экономии. Однако вышеизложенное показывает, что это не совсем так.
Ранненеолитическое хозяйство, судя по новейшим исследованиям, представляло собой интенсивное  малоземельное земледелие или как его называют в специализированных работах -  садовое земледелие (garden agriculture), интегрированное с мелким животноводством.  Судя по всему, такая форма хозяйства не была противопоставлена вспашке с использованием животных, которая могла использоваться с самого начала в ограниченном количестве.  Тогда всплеск роста пахотных земель и свидетельств пахоты, сопряженных с ростом населения и антропогенным воздействием на ландшафт в середине 4-го тысячелетия до н.э. должен иметь объективные причины.
Суть этих изменений кроется в т.н. революции вторичных продуктов, когда роль животноводства  и его продукции резко возросла. Это явление привело в том числе и к более тесной интеграции животноводства и земледелия, что включало в себя комплекс преобразований, повышающих эффективность сельского хозяйства. Этот комплекс включал в себя не только пахоту, но и активное использование  животных в операциях, напрямую не связанных с возделыванием земли, таких как получение и транспортировка удобрений, соломы, людей, корма для скота, обмолот.  Таким образом, не столько плуг, сколько плуг+телега значительно облегчили жизнь. Однако эти преобразования следует рассматривать только в комплексе-пакете инноваций. В то время, как отдельные методы этого пакета были трудоемкими или малоэффективными по отдельности, могли применяться и ранее, лишь в комплексе они привели к повышению продуктивности. Огромную роль в этом сыграло появление колесного транспорта. И именно сочетание различных новшеств привело к Зеленой революциии медного века.

The ‘Green Revolution’ in Prehistory: Late Neolithic Agricultural Innovations as a Technological System
https://yadi.sk/i/Qv7bzRI439OXqg

An Aeneolithic copper yoked-ox statuette from the Lisková cave (northern Slovakia)

https://pdfslide.net/documents/copper-yoked-ox-statuette-from-the-liskova-cave-northern-slovakia.html

Population and forest dynamics during the Central European Eneolithic (4500-2000 BC)
https://vk.com/doc19762869_562629086?hash=2e140c9c045467f9b4&dl=c79b7b7859af2151fb

революция вторичных продуктов, энеолит, числа, археология, доистория

Previous post Next post
Up