Франция не очень-то обласкана генетическими исследованиями древних людей. Если не ошибаюсь, там какое-то мудреное законодательство на этот счет. На уходящей неделе зато сразу две статьи вышло. Начну с первой. Называется она «Ancient genomes from present-day France unveil 7,000 years of its demographic history» и проливает свет на кое-какие вопросы генетической истории региона.
В соответствии с названием, исследователи изучили 243 генома с территории Франции на 7 000 лет вглубь веков. Впрочем, лично мне такой заголовок не очень нравится. Открывая статью с таким названием, я бы рассчитывал увидеть данные действительно за 7 000 лет. Однако, образцы распределились на временной шкале от мезолита до античности, немного не дотянув до рубежа эр. Мне бы ну очень хотелось взглянуть на генетический срез «французов» времен римской Галлии или Франкского королевства. Интересно ведь оценить влияние римлян на кельтское население. Или влияние франков. Ну, надеюсь, в будущем будет и такая возможность.
Итак, какую интересную информацию нашли генетики? Во-первых, во Франции сохранилось генетическое наследие верхнепалеолитических охотников Мадленской культуры, представленных образцом GoyetQ2. В мезолите они были заменены другой волной охотников-собирателей, представленных образцом Виллабруна, 14-тысячелетней давности. Новые охотники не были чем-то совершенно новым, но несли некоторые новые компоненты, отражающие связи с востоком и постепенно растворили в себе более старых европейцев. Генетические следы людей типа GoyetQ2 в недавних исследованиях находились в Иберии, но текущая работа показала, что это наследие сохранялось в во Франции.
Более того, мезолитические геномы из этого региона показывают довольно большой процент вклада мадленцев - от 31.3 до 45.6%. Подобные показатели есть только в
Испании, где люди мезолита несут в себе от 23.7 до 75.3%. Остальное - вклад охотников типа Виллабруна, и в других местах Западной Европы он является основным.
Вместе с наступлением эпохи неолита, у древних французов появляется компонент анатолийских земледельцев. Новое население, представленное такими культурами как линейно-ленточной керамики и импрессо, вносит разнообразие и в однородительские линии. В ранненеолитических образцах почти не видно старых материнских U5. Жены у неолитизаторов были, в основном, свои. Из четырех ранненеолитических образцов, два - чистые анатолийцы, без других аутосомных примесей. В то же время, остальные два несут, как добавочный, компонент мадленских охотников. Ранее такое сочетание отмечалось только в Испании. Мадленский компонент сохраняется во Франции до конца неолита, постепенно уступая анатолийцам и компоненту Виллабруна. Что интересно, к среднему и позднему неолиту компонент Виллабруна становится довольно ощутимым у неолитических фермеров и растет на протяжении всего периода. Я однажды писал, что это будет ожидаемо и для Франции. И не ошибся. Что характерно, большая часть Y-гаплогрупп, передающихся по прямой отцовской линии, в среднем и позднем неолите представлена I2, которая была местная, европейская охотничья. Почему так, пока загадка. Я думаю, что тут были некие социальные причины. Кое-какие предположения я
уже высказывал на этот счет, а как там было на самом деле - увидим. В любом случае, по аутосомам земедельцы позднего неолита по большей части характерные анатолийцы. По мамкам тоже, а по папкам - охотники, в основном.
Бронзовый век для Франции начался с культурой колоколовидных кубков (Bell Beaker). Они представляют собой смесь из трех компонентов - мезолитических охотников типа Виллабруна, потомков анатолийских земледельцев и людей из восточноевропейских степей. Мадленский компонент отныне не присутствует. Что интересно, один из бикеров - чистый анатолиец, без иных компонентов, но при этом, как и большинство образцов, по батюшке принадлежит к гаплогруппе R1b, которая, судя по новейшим исследованиям, приходит в эти земли из Восточной Европы. В эпоху поздней бронзы все образцы ею и представлены. Еще один интересный бикер имел только степных и анатолийских предков, без каких-то следов местных охотников и при этом обладал гаплогруппой G2.
Переход от бронзового века к железному не сопровождался какой-то сменой населения. Кельтские гальштаттская и латенская культуры не принесли каких-то генетических изменений и явились лишь культурными инновациями для французов бронзового века. Галлы эпохи Рима, по сути, потомки тех же бикеров эпохи бронзы. Впрочем, учитывая довольно сильную однородность тогдашней Франции и сопредельных регионов, есть вариант, что позднейшие миграции просто незаметны из-за малых различий населения. Что характерно, ни один из образцов не показывает влияние греков или римлян в этот период. Напомню на всякий случай, что образцы до римской Галлии не дошли хронологически.
Образцы наложили на генетическую карты современных европейских народов. Это помогло оценить насколько древние образцы походят на современные. Ну и я в какой-то степени могу утешиться - можно посмотреть насколько французы походят на своих кельтских предков. С неолитизаторами ничего особенно необычного. Они всегда кучкуются вокруг современных сардинцев, у которых древний компонент анатолийских фермеров представлен больше всего. А кельты железного века похоже не сильно отличались от современного населения Франции, Италии и Испании, Британии, Шотландии. На основании этого можно сделать косвенный вывод, что и современные французы не сильно отличаются от своих галльских предков, но нужны более тонкие анализы. Да и образцы новой эры не помешали бы.
Исследовали также и участки, отвечающие за пигментацию. Тут, впрочем, ничего шокирующего. Мезолитические охотники темнокожие, но голубоглазые. Земледельцы неолита светлокожие, часть из них также имеет голубые глаза, и вся эта депигментация со временем лишь усиливается. Жаль не дали наглядную картинку. Интересно было бы посмотреть на пигментацию конкретных индивидов.
Есть зато диаграмма вариабельности митохондриальных гаплогрупп. Слева направо - от охотников мезолита до бронзового века.
В итоге, генетическая история Франции от мезолита до рубежа эр выглядит примерно следующим образом:
- Мезолитические охотники-собиратели были потомками двух групп - более ранней и более поздней.
- В неолите фиксируется приход нового населения, связанного с Анатолией, которое принесло навыки земледелия. Эти фермеры быстро смешались с местными охотниками, чей компонент составлял более трети их генома. При этом компонент самых ранних охотников не исчез и просуществовал до конца периода.
- В эпоху бронзы бикеры приносят новый компонент из восточноевропейских степей, также почти полностью заместив отцовские линии предшествующего населения. Вместе с тем, наследие анатолийцев и мезолитических охотников сохраняется. Степной восточноевропейский компонент обычно составляет больше половины генома, остальное - наследство фермеров и людей типа Виллабруна. А вот компонент мадленских охотников типа Goyet исчез и больше не появлялся.
- В такой пропорции смесь компонентов продолжает существовать и в течение железного века. Соседство кельтов с греческими колониями и Римом не оказало влияния.
А на самой верхней картинке мужчина и женщина культуры колоколовидных кубков. Похоже, что эти ребята больше всего наследили во Франции.
Саму статью можно почитать на английском здесь:
https://www.pnas.org/content/early/2020/05/20/1918034117 Постараюсь в ближайшее время и вторую статью осветить. Она про переход от мезолита к неолиту во Франции