Решил сделать этакую выжимку из монографии Н.С. Котовой
"Ранний энеолит степного Поднепровья и Приазовья". Работа достаточно подробная и интересная, но из минусов хотел бы отметить не очень хороший иллюстративный материал. Впрочем, это беда большинства книг по археологии. Фотографии, даже черно-белые, куда лучше передают орнамент и фактуру керамики.
Среднестоговская культура распространена на территории Нижнего и юга Среднего Подонья, Приазовье, Степном Поднепровье и бассейне Северского Донца. Именно здесь расположена основная масса поселенческих и погребальных памятников, курганных и грунтовых. Кроме того, часть погребений найдена вне основной территории.
Важнейшая черта археологической культуры того времени - керамика. В СК ее изготовляли из глины с примесью раковин. Это горшки с острым, плоским или округлым дном. Их горло невысокое и чаще всего резко отогнутое наружу. Среднестоговская керамика обычно орнаментирована прочерченными линиями, наколами, гребенчатыми штампами и сочетаниями этих элементов.
Кремневый комплекс СК включает в себя пластины различных размеров, скребки и наконечники стрел и дротиков. Одна из характерных черт - длинные ножевидные пластины. Они часто расположены у рук погребенных.
Погребальный обряд подразумевал устройство как грунтовых, так и курганных погребений. Преобладали простые ямы, реже встречаются погребения в каменных ящиках и с подбоями. Известны трупосожжения и трупоположения. Последние наиболее характерны - их совершали обычно скорченно на спине, реже на боку, вытянуто или сидя. Костяки окрашены охрой.
СК можно разделить на две локальные группы - восточную и западную. Границей между ними служит р. Кальмиус. Те погребения, которые расположены вне основной территории, можно связать с восточными вариантом (Предкавказье) или западным (Трансильвания и северо-западное Причерноморье).
Хронология.
Наиболее древними являются памятники восточного варианта Среднестоговской культуры. Спустя около двухста лет после их появления, восточные и западные варианты СК сосуществуют до 4250х гг до н.э., когда исчезают западные памятники, а несколько позднее и восточные. В целом, Среднестоговскую культуру можно датировать 5300-4200 гг. до н.э.
Восточный вариант.
- -1 период 5300-4800 гг. до н.э
- - 2 период 4800-4300 гг до н.э.
- - 3 период 4350-4200 гг. до н.э.
Западный вариант.
- - 1 период 5100 - 4800 до н.э.
- - 2 период 4800-4300 гг до н.э.
- - 3 период 4350-4250 гг. до н.э
Восточный вариант
Восточные памятники отличаются керамикой орнаментированной по горлу и плечикам прочерченными линиями, образующими паркетный рисунок, «елочку», горизонтальные линии. Наколы используются в основном для разграничения орнаментальных зон. Значительная часть сосудов украшена гребенчатым орнаментом, часто нанесенным в шагающей манере. В погребальном инвентаре восточного варианта чаще встречаются деревообрабатывающие орудия, в качестве украшений костюма чаще используются зубы, рога и кости животных.
Грунтовые погребения в восточном варианте известны только для первых двух периодов. В течение первого периода появляются подкурганные захоронения. На протяжении этого же периода начинают совершаться погребения в катакомбах, использоваться растительная подстилка, помещаются целые сосуды. Для третьего периода новой чертой являются погребения на древнем горизонте, скорченные на боку, а также сокращается помещение ножевидных пластин в инвентарь погребений.
Западный вариант
Западную группу можно разделить на две части - памятники типа Средний Стог II, где преобладает гребенчатый орнамент, а также памятники типа Стрильча Скеля III с прочерчено-накольчатой орнаментацией. Последняя - более ранняя. В западной группе отсутствуют плоскодонные сосуды, а горшки украшены по срезу венчика и плечикам, горло не орнаментируется. После того, как группу Стрильча Скеля III сменяет Средний Стог II, различия усиливаются - в западном варианте преобладают высокогорлые горшки с гребенчатыми отпечатками, которые не встречаются на востоке. Вместо костяных бусин используются перламутровые диаметром более 20 мм.
Происхождение
Предшествуют среднестоговским памятникам древности Азово-днепровской, Сурской и Нижнедонской культур. Местом сложения СК стало северное и северо-западное Приазовье, где к ее образованию привело сосуществование сурской и нижнедонской культур. Черты нижнедонской культуры - использование толченой раковины в качестве отощителя, плоскодонность, воротничковый или срезанный венчик и др. В то время, как остродонность, желобчатое дно и многие другие черты взяты из керамики сурской культуры. Среднестоговские материалы на ранних памятниках перекрывают смешанные сурско-нижнедонские находки.
Погребальный обряд отражает взаимодействие двух традиций. По мнению Котовой, значение перехода от коллективных погребений к индивидуальным в энеолите преувеличено. Это обусловлено тем, что неолитические могильники использовались более длительное время, что обуславливало близкое расположение костяков и «наползание» их друг на друга, в то время как энеолитические могильники функционируют более короткое время и оставлены меньшими коллективами, но при этом погребения совершались так же как и раньше - в индивидуальных ямах.
Ранний среднестоговский комплекс наследуют заметную часть сурских традиций, в то время как орудия труда, украшения и вооружение продолжает нижнедонские традиции. Эти данные ограничивают зону формирования СК степным междуречьем Кальмиуса и Дона. Инновацией является скорченное положение костяков, в котором видят заимствование из круга земледельческих культур Балкано-Карпатского региона.
Радиоуглеродные даты показывают, что Нижнедонская и Сурская культуры завершили свое существование в междуречье Дона и Кальмиуса около 5300 до н.э. Именно в это время началась аридизация, вызвавшая распространение на юге степной зоны растительности, близкой к полупустынной. Вероятно, ухудшение условий обитания и вызвало трансформацию этих групп в Среднестоговскую культуру. Таким образом, восточный вариант СК сложился основе традиций второго периода Нижнедонской культуры и третьего периода Сурской.
В то же время, формирование западного вариант СК имело свои особенности. Здесь появляется новый компонент - Азово-днепровская культура, родственная СК, посколько сложилась из тех же культур, только в другое время и в другом месте (Западное Приазовье). Это Нижнедонская культура первого периода и Сурская второго. Кроме того, Азово-днепровская культура получила заметный культурный импульс с территории Киево-черкасской культуры. Также в Западном Приазовье заметно присутствие доживания групп сурского населения.
Предполагается, что население Среднестоговской культуры продвинулось на запад из-за иссушение климата, т.к. в западной части Приазовье климатические изменения сказывались более мягко. В то же время, около 5000 г. до н.э. последовало увлажнение климата, в результате которого население СК начинает продвигаться к югу.
Среднестоговская культура и ее окружение
Среднестоговская культура была окружена разлиными инокультурными группами. Взаимоотношения с основными соседями следует рассмотреть отдельно.
Трипольская культура
Наиболее интенсивным и продолжительным было трипольское влияние на СК. Оно обусловило знакомство среднестоговцев и азово-днепровцев с первым металлом. При этом, взаимовлияние прослеживается в керамическом комплексе - это среднестоговские подражания трипольским сосудам и трипольские подражания среднестоговским. Основное воздействие трипольские племена оказывали на металлообработку степных племен, в меньшей мере затрагивая керамику, пна трипольских поселениях степное влияние в керамике заметно сильнее, чем трипольское в степи. Влияние трипольцев на гончарные причем традиции СК было минимальным и проявилось приемущественно у западного варианта, в то время как трипольское население в результате контактов заимствовало традиции изготовления керамики с примесью раковины, гребенчатым, накольчатым и прочерченным оргаментом.
Анализ трипольской кухонной посуды и среднестоговской керамики говорит о мирном сосуществовании, в противовес точке зрения В.А. Дергачева, рассматривающего все степные вещи механическим вкраплением. Кухонная трипольская керамика со степными чертами выполнена непосредственно на трипольских поселениях, а степные традиции часто переработаны в трипольским духе, что было бы невозможно при напряженной военной ситуации. Высказано предположение, что распространение степной керамики в ТК было связано с брачными связями и включением степных женщин в трипольские общины. В таком случае, трипольские женщины в степных группах выглядят исключением, учитывая минимальность трипольского влияния на среднестоговскую керамику. С другой стороны, воспроизведение трипольских традиций, технологически более сложных, чем степные, в условиях кратковременных стоянок было бы сложным. В пользу этого говорят и данные антропологии. Для ранних и наиболее восточных погребений СК характерен массивный протоевропейский тип, в то время как для более поздних и западных погребений устанавливается смешение со средиземноморским типом, обычным в среде неолитических фермеров, таких как трипольцы.
Контакты степного и трипольского населения начались сразу после появления трипольцев в Поднестровье (Триполье А), где они начали взаимодействовать с ранними среднестоговцами и азово-днепровцами. В этот период связи были малоинтенсивными, о чем свидетельствуют незначительные изменения керамики всех упомянутых групп. В период Триполье B-I контакты становятся более активными, что сказывается на керамическом комплексе, а в период B-II возможно усилились еще больше. В установлении контактов были заинтересованы обе стороны. Для трипольцев, как для пришельцев было важно установить мирные взаимоотношения с жителями этих мест, тем более они не посягали на территории друг друга и жили в разных природно-климатических зонах. Степное население было заинтересовано в металле, и брачные связи могли облегчить проникновение среднестоговцев на трипольскую территорию в рамках обменных экспедиций. Среднестоговские черты проявляются сильнее в лесостепном Поднестровье, через которое лежал путь в Трансильванию за металлом. Интересно, что по Южному Бугу и Буго-Днепровскому междуречью они выражены слабее, хотя эти области лежали ближе к среднестоговской зоне.
Средний Стог и энеолит Предкавказья
Контакты среднестоговского и домайкопского населения начались уже в 5100-4850 гг. до н.э. СК вероятно могла служить и проводником трипольского влияния, которое можно увидеть на предкавказским памятниках. Причем задействован был и западный вариант Среднестоговской культуры. Жемчужный орнамент на трипольской и среднестоговской посуде, присутствие неорнаментированной подлощеной керамики у СК - отражение этих связей. Такие жемчужины были выполнены в характерной предкавказской технике - вдавление с обратной стороны замазывалось. Культура местного населения несет следы среднестоговского влияния - подвески и украшения из костей и зубов животных, кремневые изделия, керамика с примесью раковины и прочерченным орнаментом. Контакты продолжались почти тысячу лет (5100-4200 до н.э.). Это были отношения обмена, связанные с распространением балканского металла, которые позднее усилились смешанными браками.
Средний стог и Хвалынская культура
В настоящее время накоплены материалы, позволяющие подтвердить существование Хвалынско-Среднестоговской культурной общности. Схожими чертами двух культур являются:
- - использование грунтовых могильников с близкой планировкой
- -жертвенные площадки на могильниках
- - скорченное на спине или боку положение костяков.
- -применение камня и охры в погребальном обряде
- Кроме того, отмечается близость керамики и украшений.
Данные радиоуглеродного анализа позволяют датировать Хвалынскую культуру периодом 5200 - 4000 до н.э. и длительное время она была синхронна Среднестоговской. Основными компонентами сложения Хвалынской культуры были племена мариупольской КИО, представленные Самарской, Прикаспийской, Орловской культурами, частично Нижнедонской.
По гипотезе Котовой, Хвалынская культура сложилась в результате продвижения части среднестоговского населения. Первоначально направление миграции было северным, среднестоговцы продвигались по бассейну Дона, что нашло выражение в донских памятниках типа Копанище и Университетское в районе современного Воронежа. На правобережье Волги мигранты столкнулись с населением поздненеолитической Орловской и Самарской культур, в результате взаимодействия с которыми возникла Хвалынская культура. Отмечается также участие групп Прикаскийской культуры.
Хвалынское население участвовало в транзите Балкано-Карпатских медных изделий, как среднестоговцы и трипольцы. При этом, судя по всему, они не являлись конечным потребителем, так как в свою очередь распространяли медь далее на восток и север.
Хозяйство.
Данные о хозяйстве Среднестоговской культуры позволяют исключить ее чисто скотоводческий характер. Имеющиеся материалы показывают существование комплексного хозяйства, включающего как скотоводство, так и земледелие. Судя по отпечаткам культурных растений на керамике, население среднестоговской культуры выращивало пшеницу двузернянку, ячмень, просо, вику эрвилию и возможно, горох. Присутствие пыльцы хлебных злаков и сорняков в среднестоговском слое на поселении Раздорное позволяет исключить получение зерна как продукта обмена.
Среднестоговское население разводило крупный скот, овец, коз, свиней и лошадей. Прослежена зависимость роли животноводства в зависимости от климатических изменений. В период увлажнения климата роль охоты возрастала, соответственно сокращалось костей количество домашних животных. Кроме того, наиболее значимым в этот период было разведение крупного рогатого скота. При наступлении аридизации главным домашних животным становится мелкий
рогатый скот.
Важнейшую роль в СК играл металл и его получения. При этом доступ к нему был у немногих и циркулировал он в сравнительно малочисленной высокостатусной среде. Именно поэтому из него сделаны украшения и редкие орудия труда, в то время как основная часть орудий изготовлялась из кости и камня. Высказывается точка зрения, что погребения с металлом оставлены группами торговцев, осуществляющих престижный обмен на дальние расстояния. По мнению Котовой, можно говорить лишь об обмене, так как выделение людей, занятых непосредственно в торговле возможно лишь в обществах, где произошло отделение ремесленников и произошло значительное социальное расслоение, что не фиксируется в среднестоговском обществе.
Возникновению престижной экономики и престижного обмена, СК была обязана трипольским мигрантам, вынужденным устанавливать дружественные отношения с местным населением, путем даров и взаимных брачных связей.
Возможно выделить три уровня обмена у среднестоговского населения.
- -Внутренний. Население восточного варианта могло поставлять кремневые езделия на запад. Южные группы могли поставлять соль, а также серпентит. Население долин Дона и Днепра могло обменивать продукты земледелия на скот.
- -Внешний. Это обмен с инокультурными соседями. Одним из его предметов могли быть кремневые изделия, украшения и изделия из кости. Остается вопросом что могли предложить степняки трипольскому населению в обмен на металл. Кремневые изделия им были не нужны, крупный и мелкий рогатый скот у трипольцев был свой. Котова высказывает гипотезу, что это могли быть соль и домашние лошади.
- -Дальний обмен. Предполагается формирование экспедиций на дальние расстояния, в основном за металлом. Их участниками были высокостатусные среднестоговцы, которыми возможно руководили лидеры поселений. В таких экспедициях они доходили до фракийско-нижнедунайского металлургического очага.
Социальная структура
Социальная организация среднестоговского населения соответствует архаическому племени - структуре без четких границ и единого лидера. Племя включало несколько родов, и основной территориальной единицей были однородовые общины.
Судя по материалам могильников, погребальная одежда отражала возрастной статус членов группы, а символы власти маркировали лидеров поселений. Вероятно погребальная одежда с медными украшениями наиболее часто встречалась у участников дальних экспедиций, в то время как другие высокостатусные члены среднестоговского общества довольствовались украшениями из кости и камня. Украшенная одежда характерна для лиц 17-35 лет.
Общество СК нельзя охарактеризовать как вождество, в отличие от соседней Трипольской культуры и нельзя предположить выделение неких элитных групп внутри него. Положение внутри группы изменялось в соответствии с полом и возрастом, а также личными качествами. Лидеры могли исполнять и функции военных предводителей, на что указывает присутствие реального или символического оружия в погребениях лиц с символами власти. Большая часть их - это мужчины за сорок, однако есть исключения. Захоронения с символами власти преобладают на территориях, куда совершались торговые экспедиции, что подтверждает участие в них высокостатусных людей.
Интересен также факт, что женских погребений очень мало.
В конце третьего периода Среднестоговская культура была поглощена Дереивской.