Окончательное решение варяжского вопроса

Jul 20, 2019 14:46

Вышла новая работа по геномам викингов. Из аннотации


«Морская экспансия викингов из Скандинавии (Дании, Норвегии и Швеции) знаменует собой одну из самых быстрых и масштабных культурных трансформаций в мировой истории. За это время (с 750 по 1050 гг. н.э.) викинги достигли большей части Западной Евразии, Гренландии и Северной Америки и оставили культурное наследие, сохранившееся до наших дней. Чтобы понять генетическую структуру и влияние экспансии викингов, мы изучили геномы 442 (!) древних людей со всей Европы и Гренландии от бронзового века (около 2400 г. до н.э.) до раннего современного периода (около 1600 г.), уделив особое внимание эпохе викингов. Установлено, что предшествовавший эпохе викингов период сопровождался притоком чужеродных генов в Скандинавию с юга и востока: распространяясь из Дании и восточной Швеции на остальную часть Скандинавии. Несмотря на близкое лингвистическое сходство современных скандинавских языков, мы наблюдаем генетическую структуру в пределах Скандинавии, предполагая, что региональные различия населения уже присутствовали 1000 лет назад. Мы находим свидетельства присутствия большинства датских викингов в Англии, шведских викингов на Балтике и норвежских викингов в Ирландии, Исландии и Гренландии. Кроме того, мы наблюдаем существенный поток нескандинавских европейских генов в Скандинавию в эпоху викингов. Мы также обнаружили, что несколько членов единственной археологически хорошо засвидетельствованной экспедиции викингов были близкими родственниками. Сравнивая скандинавские геномы викингов с современными скандинавскими геномами, мы обнаружили, что связанные с пигментацией локусы претерпели сильную популяционную дифференциацию в течение последних тысячелетий. Наконец, мы можем проследить частотную динамику положительно отобранных локусов с беспрецедентной детализацией, включая аллель персистенции лактазы и различные аллели, связанные с иммунным ответом. Мы пришли к выводу, что диаспора викингов характеризовалась значительным иностранным участием: различные популяции викингов влияли на геномную структуру в различных регионах Европы, в то время как Скандинавия также испытывала увеличение контактов с остальной частью континента».

Итак, кого же включило это исследование? Откуда брали эти 442 образца, можно увидеть на карте. И это действительно очень объемная работа не только по количеству образцов, но и по своему качественному подходу, ведь изучены данные по огромным территориям, испытавшим то или иное влияние морских пиратов раннего средневековья.



Генетический «бульон» викингов состоял из тех же компонентов, что стали базовыми для большинства европейцев - потомков мезолитических охотников, неолитических земледельцев и пастухов бронзового века. Авторы исследования указывают на приток генов в Скандинавию и на протяжении раннего железного века. Этот поток был направлен с юга и востока и может стать стимулом для дальнейших работ по археологии эпохи Великого переселения народов. Удивительно, но так же как сегодня Скандинавия разделена на Данию, Швецию и Норвегию, так и в древности наблюдается генетическая дифференциация, в целом схожая с современным политическим разделением. Но не совпадающая полностью - к примеру, юго-западные шведы эпохи викингов больше похожи на датчан.
Однако, как всегда полно нюансов. К примеру, выборка с Готланда указывает на восточноевропейские влияния. Т.е явно вектор скандинаво-славянских контактов не был однонаправленным. А два индивида из Норвегии имеют явно саамских предков, причем один - со смешанной генетикой, что говорит о том, что браки между викингами и саами шли полным ходом на пограничье. Но в целом, похоже, что наибольшее генетическое разнообразие наблюдается в местах, богатых тоговыми городами - Дания или тот же Готланд. А в шведском Эланде, судя по данным изотопного анализа, 68 процентов выборки были не местными жителями. И это коррелирует с данными их генетики - они показали самое высокое генетическое разнообразие в Скандинавии. Таким образом, собственно скандинавские геномы указывают на то, что Скандинавия не была генетически единой, распадаясь на три схожие, но не тождественные популяции. Кроме того, юг Швеции и Дания были полны торговых поселений.
Теперь к территории экспансии. Считается, что в Западной Европе орудовали датчане и норвежцы, в то время как шведские викинги облюбовали Европу Восточную. И это согласуется с данными генетиков, которые сравнили образцы викингов с нескандинавских территорий с тремя выделенными кластерами (условно «датским, шведским и норвежским»). Но и здесь есть исключения как на западе, так и на востоке. Например, один образцов Гнездово больше похож на датчан. Отряды викингов не были представлены одними скандинавами, и мы видим, что четыре викинга из Западной Европы схожи с ирландскими и шотландскими группами. А шведские выборки демонстрируют сходство с восточноевропейскими и финскими группами, которое отсутствует в Дании и Норвегии. Но среди датских викингов и в юго-западной Швеции прослеживается отчетливое южноевропейское влияние, которое не фиксируется в более раннюю эпоху. Зато викинги Гренландии не торопились смешиваться с аборигенами - палеоэскимосами, инуитами или коренными американцами (ага, Винланд).
Изученные геномы викингов сравнили с ранее полученными образцами более древних времен - каменного и бронзового веков, чтобы отследить влияние отбора. Выяснилось, что уровень толерантности к лактозе у викингов был схож с современным населением Скандинавии, в то же время резко отличаясь от популяций бронзового века, таких как культуры колоколовидных кубков и шнуровой керамики, у которых непереносимость молока была более частой. Авторы высказывают мнение, что увеличение толерантности к лактозе - это не только влияние отбора на протяжении тысяч лет, но и следствие потока генов из Балтийского региона. Пигментация волос и глаз у викингов похоже не сильно отличалась от таковой у современных скандинавов, но единого фенотипа викингов не существовало. Генетики указывают на вариативность SNP в образцах эпохи викингов. Но лишь из двух образцов с высоким покрытием удалось получить полную информацию. У одного скандинава карие глаза и темные волосы, а гренландец - голубоглазый блондин.
Авторы сравнили наборы снипов с данными по современному датскому населению и три показателя были выше у викингов. Это рост, вероятность шизофрении и темных волос. Из них существенна лишь разница в цвете волос. Вероятно, в ту эпоху отбор на высоких шизофреников (берсерков) был не таким сильным, как на брюнетов. В целом, современные скандинавы генетические потомки викингов. В соответствии с кластеризацией на три центра, исследователи подсчитали генетическую преемственность. Древний норвежский компонент и сейчас превалирует в Норвегии, колеблясь на уровне 45-65%. Шведы лишь на 15-30 % cхожи с древними шведами, приняв в себя финские, датские и норвежские влияния. Датчане при этом наиболее схожи со своими древними предками. Оценили и присутствие скандинавского компонента в остальное Европе. В Польше и на юге Европы до 4 процентов, в Ирландии и Шотландии не более 16. Для Британии это затруднительно, ввиду англо-саксонского завоевания. Но предположено, что не более 4 %.
Ну а теперь к местным новостям. 33 из исследованных образцов - российские, 2- украинские. Более того, эти двое - вероятные рюриковичи. Один - Глеб Святославич, князь Новгородский и Тьмутараканский, погребенный в Чернигове в 11 веке, а второй - Изяслав Игоревич, погребенный в Луцке в 13 веке. Что характерно, эти двое весьма отличались от известных рюриковичей. Их генетика не совпала с тем, что ученые получили по другим представителям рода. Как это интерпретировать, пока неясно - толи археологи слишком поспешили выдать погребенных за рюриковичей, толи история династии сложнее, чем хотелось бы, толи жены рюриковичей весьма коварны. Если отвлечься от высокородных господ и обратиться к среднему классу, то люди из таких известных мест как Гнездово и Ладога принадлежат по большей части к типичнейшей для скандинавов гаплогруппе I1, все современные потомки которой произошли от единственного человека 4600 лет назад пережившего нашествие шнуровиков в Скандинавию, известное как «период раздробленных черепов». В общем-то, если с Рюриковичами еще есть темные пятна, то касательно скандинавского фактор в этногенезе руси все ясно.
Из необычного, найдены такие гапогруппы, как R2ab1 или L1a1b, для европейцев не характерные. Это может быть как свидетельством древних контактов (гораздо древнее эпохи викингов), так и контактов недавних. Один швед из Karda имеет аутоомную близость к древним грекам, что не может не удивлять.
Кому интересен расклад по гаплогруппам, то вот они


работа пока в стадии препринта и нас могут ждать еще большие подробности. Так что ждем. Кому как, а мне все ясно с варягами. Если раньше скандинавское присутствие на Руси подтверждали антропология, археология и другие дисциплины, то теперь это сделала и генетика.

ссылка на исследование
https://www.biorxiv.org/content/10.1101/703405v1

германцы, пигментация, викинги, работы и материалы, генетика, история, варяги-русь

Previous post Next post
Up