Тут недавно довелось найти одну интересную монографию под названием "Мифы и ритуалы неолита" (Пикалов Д. В. Миф и ритуал неолита: монография. - Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. - 217 с)и ожидая прочесть про археологические источники и этнографические параллели, я получил гораздо больше. Там и археологии, и этнографии порядком. И много разнообразных фактов вроде ссылок на расчеты потребления мяса охотниками-собирателями, преимущества злакового земледелия над клубневым и прочее. Но самым интересным показалось то, что проходит красной нитью через всю книгу. Это знакомый всем рассказ об убийстве Авеля Каином. Это, конечно, известно, что его давно уже рассматривают как отражение конфликта земледельцев и скотоводов, но так подробно, как в этой книге, я еще нигде не видел. Поэтому решил запилить небольшую статейку по этому поводу.
Андреа Скьявоне, "Каин и Авель", 1555
История о Каине и Авеле известна наверное большинству людей на Земле. Но смысл ее не так прост как кажется. Поэтому есть множество религиозных толкований этой истории. Но оставив религию, поговорим о том, что на самом деле нам рассказывает эта история. А рассказывает она куда больше, чем кажется на первый взгляд. Неолитическая революция, культы и обряды древних земледельцев, культурные герои и конфликт идентичностей - как-то так.
На первый взгляд, все просто - Каин был земледельцем, Авель пас скот. Они принесли жертву Богу от плодов своего труда. Естественно, Каин принес «от плодов земли», а Авель - «от первородных стада своего». Богу понравилась жертва Авеля, а жертва Каина нет. Каин зовет брата в поле и убивает его. А дальше всем известное «разве я сторож брату своему?». Дело в том, что неясности начинаются уже с самого начала. Почему Богу не понравились дары Каина, ведь принесли оба честно - от плодов своего труда? Обычно ограничиваются тем, что объясняют все завистью и изначальным несовершенством Каина, которое следствие грехопадения Адама и Евы (хотя Авель тоже их сын). На самом деле, каждая фраза не такого уж большого рассказа дает нам массу информации. Во-первых, следует помнить, что древние евреи, пришедшие в «Землю Обетованную» были скотоводами и столкнулись там с земледельческими народами.
Андреа Скьявоне, "Молодой Авель", 1555.
Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец.
Параллели этому библейскому рассказу обнаруживаются, к примеру, в Египте, где также земледелец убивает скотовода. Это многим известная история об Осирисе и Сете, где первоначальные функции этих богов были другими, а сами египтяне, как это не парадоксально, довольно поздно перешли от скотоводства к земледелию по сравнению с Плодородным Полумесяцем и его жителями. И здесь архаичный Сет-земледелец убивает Осириса-скотовода, функции которых позднее заметно изменятся. Известно, что культ Сета изначально имеет множество отсылок к плодородию, а атрибуты Осириса кнут и пастушеский посох. Интересно, что в Междуречье, которое входило в одну из древнейших зон зарождения земледелия, тоже есть история о братьях скотоводе и земледельце. В этом варианте мифа два сына бога Энлиля, Энтен и Эмеш, заводят спор, который мирно разрешает их отец в пользу земледельца.
Паоло Веронезе, "Каин и его семья", 1585. В европейской земледельческой культуре Каин зачастую изображается одетым в шкуры (отчасти как первобытный дикарь, отчасти как стереотипный скотовод), хотя это следовало бы ожидать от Авеля.
И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема.И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох
После убийства Авеля, Каин был изгнан и поселился в земле Нод, на восток от Эдема, где познал жену свою и построил первый в истории человечества город . Само имя «Нод» означает «изгнание», а Каин оказывается культурным героем, создавшем знакомую нам городскую цивилизацию. На первый взгляд такая интерпретация выглядит странной - ведь Каин убийца и завистник (хотя о зависти как мотиве нам нигде не говорится). Ни Адам с Евой, ни Авель города не построили. Но если обратиться к широким мифологическим параллелям, то культурный герой, как правило и оказывается человеком, нарушившим законы общества. Самая известная параллель - история о Ромуле и Реме. Там тоже один брат убивает другого, а затем строит Вечный город. Этнографы считают, что это отголосок дуально-родовой организации древних обществ, где близнечные культы не редкость. Зачастую в таких мифах выделяется отрицательный и положительный братья. У Прометея был брат Эпиметей, жена которого, Пандора, открыла свой знаменитый ящик и таким образом, Эпиметей косвенно принес людям беды, в отличие от Прометея, принесшего благо.
Фернан Кормон, "Изгнание Каина", 1880
Но вернемся к Каину - при явно аморальном поступке, который вряд ли бы мог найти оправдание в древних обществах, он выступает неявным творцом неотъемлимой части цивилизации. Но и тут удивительного нет - древние боги и герои, зачастую выступая с морализаторских позиций, сами высокоморальным обликом не отличались. Но важно помнить, что миф - это не руководство к действию. Ведь, что позволено Юпитеру - не позволено быку. И кроме того, часто суть мифа - показать запрет на то или иное действие путем рассказа о нем. Существует триада герой-проступок-наказание. Прометей был прикован к скале за то, что украл огонь у богов и изменил существующий порядок вещей. Каин тоже был наказан изгнанием и проклятием. Ромул таинственно исчез и по одной из версий был убит и расчленен, по второй - стал богом Квирином (вероятно, версия о ритуализированном убийстве - наиболее архаичная). Древние прекрасно понимали, что кочевники или охотники не строят города. Именно поэтому ни Адаму, ни Авелю , а именно Каину принадлежит это достижение, хотя у Евы был и третий сын. Каин совершил доселе невиданное - первое убийство, он нарушает порядок вещей и цепь событий приводит к появлению нового понятия - города. Роль Каина как культурного героя не исчерпывается постройкой первого города. Имя «Каин» означает «кузнец» и видимо отсылает к освоению различных новшеств. Не случайно потомок Каина, упомянутый в Библии под именем Тувал-Каин, был кузнецом всех орудий из меди и железа. Но не только он, но и другие его потомки (Каина, а не Сифа, другого сына Адама и Евы) становятся культурными героями. Иувал, к примеру, изобретает музыку, а Иавал взамен Авеля заново изобретает скотоводство.
Тициан, "Каин и Авель", 1543-1544
И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдем в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.
Но почему Авеля убивает землепашец? Ведь именно скотовод должен быть более агрессивен, и даже дары его - результат убийства животных. Важно помнить, что древние евреи были скотоводами и мечтали о землях, текущих мёдом и молоком, а не обильных урожаями. Кстати, слово «Эдем» предположительно восходит к шумерскому слово со значением «равнина, непаханая земля». Идентичность скотовода противопоставлена идентичности земледельца. Скотоводческие и кочевые народы презрительно относились к труду на земле, от скифов до монголов. Привязанность к земли и забота о растениях в представлении пастуха сродни рабству. В Библии, как правило, конфликты такого рода выливаются в тотальное истребление «мужей, жен и детей», зачастую и скота, и всех ценностей, которым обладает вражеское земледельческое племя. Есть примеры уничтожения нив и полей врагов, а монголы в Китае тратили много усилий на разрушение ирригационных сооружений. Можно много писать об отличие идентичности скотовода и кочевника от идентичности земледельца, но это уведет нас дальше от Каина и Авеля.
Так почему именно Каин-земледелец убил Авеля-скотовода? Мотив греха и изгнания Каина - способ дистанцирования кочевников от земледельцев и обоснования поведения при возможном контакте. И не случайно, что у египтян Сет в дальнейшем из защитника бога Ра превращается в демонизированного бога бесплодной пустыни, а Осирис становится богом плодородия.
Мариотто Альбертинелли, "Жертвопреношение Каина и Авеля", 1510
И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.
Итак, Бог не принял жертву Каина и увидев, что тот огорчился, указывает о том, что грех подстерегает его. Этот разговор происходит еще до убийства Авеля. О каком грехе речь? В представлении скотоводов, земледелец - маргинал. Он не подчиняется установленному порядку вещей. Его забота о земле и сбор урожая сродни колдовству, которое опасно для тех, кто живет установленным небесами порядком. И более того, в древних обществах при проведении ритуалов, в том числе инициации, люди погружались в такое состоянии сознательно, как бы исключая себя из мира порядка. Участвующие в инициации нередко совершали убийства и совершали разнообразные формы насилия. Для полноправных членов общества они были опасны и нечисты, пока не завершится инициация. У кочевых народов наблюдаются определенные табу на занятия земледелием, которое является нечистым и таким образом, Каин определенно представлял опасность и являлся нечистым уже лишь в силу своего фермерского занятия. Адам и Ева жили собирательством в Раю, но будучи изгнанными из него, были обречены «возделывать землю», ту самую, о нечистоте которой говорит Бог - «проклята земля за тебя». Мотив проклятой земли еще не раз возникнет в Ветхом Завете. О сыне Ламеха (потомка Сифа, брата Каина) Ное говорится, что «…он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь Бог». Интересно, что есть и другой Ламех, потомок Каина. Мотив проклятой земли достаточно ощутим в Библии, но как же он далек от нашей земледельческой культуры с народным христианством, где Мать-Земля сравнивается с Богоматерью. Из этнографии известны примеры того, как в 19 веке дикие народы вырывали с корнем посевы, съедали семена, которые им давали белые колонисты, а пигмеи считали соседей-земледельцев людми второго сорта, нечистыми по определению. Фермер ранит и оскверняет землю. Грех подстерегает Каина и следует за ним, об этом его предупреждает Бог еще до того, как Каин убьет брата.
Первые земледельцы были париями, изгнанными из богатых дичью охотничьих угодий. Жизнь заставила их экспериментировать, добывая пищу другими способами. Области первичного земледелия были неблагоприятны для занятий охотой. И хоть оно и зародилось в области, получившей название Плодородного Полумесяца, установлено, что самые древние следы обработки почвы встречены именно на периферийных неолитических поселках, где условия были менее благоприятны даже для этой территории. Первые земледельцы жили меньше, работали больше, питались скуднее, чаще болели. И чаще голодали. Охотникам и собирателям достаточно работать несколько часов в день, чтобы обеспечить себя пищей, в то время как земледелец трудится « в поте лица» . Вот уж действительно изгнание из Рая!
Каин убивает Авеля в поле
Мотив убийства Авеля не так очевиден. Важно понимать, что для первых неолитических земледельцев акт их труда был крайне сакрализирован. Земля приравнивалась к женщине, а труд земледельца ко всему вытекающему из общения полов. Грех совокупления с землей должен быть очищен, и неслучайно в неолитическую эпоху человеческие жертвоприношения становятся крайне распространенными. У охотников они тоже присутствовали, но крайне редко, да и были непозволительной роскошью для небольших коллективов. Каин зовет брата в поле. Не в лес, не в темную пещеру или жилище, где можно «скрыться» от глаз Бога. Нет, он зовет его в поле и далее мотив жертвоприношения становится более очевидным.
Филиппо Витале, "Каин убивает Авеля", 17 в. Зачастую Каин в живописи убивает Авеля или дубиной, или челюстью животного. Последнее, вероятно, тоже отсылка на переосмысление образа Каина в контексте земледельческой культуры, ведь такое оружие куда более привычно в руках скотовода, а не земледельца
И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.
Устами Бога говорится о земле, которая «отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей». Земля поглотила кровь Авеля и жертва была принята. В практике последующих жертвоприношений, в том числе и у иудеев, кровь жертвенного животного выливали на землю, иногда даже присыпая ее землей. Бог проклял Каина и изгнал, но вместе с тем сделал его неприкасаемым ни зверю, ни человеку «за то всякому, кто убьёт Каина, отомстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его».
И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел.
В чем причина того, что Бог не принял жертву Каина, а жертву Авеля принял? С одной стороны, Каин нечист, его труд ужасен и уже этим он проклят, у дверей его «лежит грех и влечет к себе». Для общения с богами человек должен быть очищен (в копилку множество современных табу на посещение церкви или мечети, синагоги). Для архаичных обществ очищение зачастую означало жертвоприношение. Но Каин приносит Богу-Отцу то, что традиционно приносилось Богине-Матери, ведь в неолитических культах роль Богини-Матери несомненна и археологически четко прослеживается. Каин допустил оплошность и должен принести в жертву самое дорогое, что имеет - брата. Мотив первого жертвоприношения известен во многих культурах (индийский Пуруша, скандинавский Имир), но практически не известен у народов, так и не познакомившихся с земледелием. Именно после первого жертвоприношения мир «устраивается» таким, каким мы его видим сейчас.
В итоге, в основе рассказа о Каине и Авеле лежат мифологические мотивы греховности и изгнания земледельца, которые следствие столкновения двух идентичностей - земледельческой и скотоводческой. Рассказ об убийце брата должен был дистанцировать кочевников от фермеров, а так же оправдывать негативное отношение к ним. Такой конфликт этих двух идентичностей продолжается и в гораздо более поздние времена, но многие элементы рассказа Каина и Авеля восходят к временам неолитической революции и появлению производящего хозяйства.
Джордж Фредерик Уоттс, "Смерть Каина", 1872-1875
Использовано:
Пикалов Д. В. Миф и ритуал неолита: монография. - Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. - 217 с.
Пикалов Дмитрий Владимирович Каин и Авель: мифологика конфликта // Социально-политические науки. 2013. №4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/kain-i-avel-mifologika-konflikta (дата обращения: 06.07.2019).
Картины отсюда
https://amarok-man.livejournal.com/3183255.htmlhttps://sergeyurich.livejournal.com/85978.html