Тут недавно довелось найти одну интересную монографию под названием "Мифы и ритуалы неолита" (Пикалов Д. В. Миф и ритуал неолита: монография. - Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. - 217 с)и ожидая прочесть про археологические источники и этнографические параллели, я получил гораздо больше. Там и археологии, и этнографии порядком. И много разнообразных
(
Read more... )
Мне кажется, что фрагментарность в смысле отсутствия дискурсивного, последовательного и связного текста не обязательно означает отсутствие в мифе целостности вообще (а автор как будто настаивает на последнем, у него миф получается таким недорассказом). Ведь когда мы говорим о человеке мифологического сознания, т. е. человеке, находящемся внутри мифа, для такого человека его картина мира вполне целостна и она даже обязана быть целостной, замкнутой, иначе появятся вопросы к этой картине и человек выпадет из мифа. То есть миф целостен в смысле понятности человеку. А то, что этот миф не может быть вытянут в логическую цепочку повествования, это для мифа нормально, он работает по-другому. Но это не означает какой-то недоразвитости мифа.
Можно для сравнения взять любые современные мифы - миф о традиционных ценностях или, наоборот, миф о либеральных ценностях, миф о могучем Советском Союзе или миф о великой России будущего, - и увидеть, что человека, находящегося внутри мифа, сложно расшатать, миф создаёт прочную оболочку, внутри него есть готовые ответы на любые вопросы либо он просто отбрасывает какие-то вопросы как несущественные. И в этом смысле это вполне целостная система. А с последовательным и непротиворечивым изложением своих представлений будут такие же трудности, как и у папуасов маринд-аним :)
Reply
Reply
Leave a comment