"И поселился в земле Нод, на восток от Эдема". Неолит и идентичности.

Jul 06, 2019 12:05

Тут недавно довелось найти одну интересную монографию под названием "Мифы и ритуалы неолита" (Пикалов Д. В. Миф и ритуал неолита: монография. - Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. - 217 с)и ожидая прочесть про археологические источники и этнографические параллели, я получил гораздо больше. Там и археологии, и этнографии порядком. И много разнообразных ( Read more... )

мифология, искусство, охотники и земледельцы, неолит, книги, доистория, ритуалы

Leave a comment

a_fixx July 21 2019, 18:57:55 UTC
В статье Пикалова заинтересовала мысль об отсутствии целостности (о фрагментарности) мифа. "Этнографы, записывающие мифы, никогда не встречались с феноменом целостной мифологической системы", "В своей исходной ипостаси миф - это всего лишь размытое смысловое поле предмета, которое ещё только должно когда-нибудь превратиться в рассказ", "фрагментарность мифа, его отрывочность и несвязность - это... фундаментальный факт" и т. д.

Мне кажется, что фрагментарность в смысле отсутствия дискурсивного, последовательного и связного текста не обязательно означает отсутствие в мифе целостности вообще (а автор как будто настаивает на последнем, у него миф получается таким недорассказом). Ведь когда мы говорим о человеке мифологического сознания, т. е. человеке, находящемся внутри мифа, для такого человека его картина мира вполне целостна и она даже обязана быть целостной, замкнутой, иначе появятся вопросы к этой картине и человек выпадет из мифа. То есть миф целостен в смысле понятности человеку. А то, что этот миф не может быть вытянут в логическую цепочку повествования, это для мифа нормально, он работает по-другому. Но это не означает какой-то недоразвитости мифа.

Можно для сравнения взять любые современные мифы - миф о традиционных ценностях или, наоборот, миф о либеральных ценностях, миф о могучем Советском Союзе или миф о великой России будущего, - и увидеть, что человека, находящегося внутри мифа, сложно расшатать, миф создаёт прочную оболочку, внутри него есть готовые ответы на любые вопросы либо он просто отбрасывает какие-то вопросы как несущественные. И в этом смысле это вполне целостная система. А с последовательным и непротиворечивым изложением своих представлений будут такие же трудности, как и у папуасов маринд-аним :)

Reply

andvari5 July 21 2019, 19:38:08 UTC
Да, это интересная мысль.С этой точки зрения какие-то попытки упорядочить греческую или скандинавскую мифологии выглядят натянуто.

Reply


Leave a comment

Up