Опубликована вторая часть совместной работы двух археологов и одного генетика, посвященной взаимодействию степного восточноевропейского населения с человеческими коллективами Центральной Европы. Значительная часть текста о буджакской культуре и ее корнях, протобуджакском горизонте, балканском варианте Древнеямной КИО уже здесь постилась в темах по тегу "древнеямная", поэтому ограничусь наиболее интересными, на мой взгляд моментами:
- В энеолите степная полоса Восточной Европы стала своеобразным перекрестком разнонаправленных влияний, исходящих из совсем разных миров. С одной стороны, трипольская культура и позднетрипольские группы, которые сами по себе были ярким феноменом. Продвигаясь из лесостепи в степную полосу,
трипольцы не только несли с собой колоритные культурные элементы, но и служили своеобразным транзитом центральноевропейских новшеств и техник. К примеру, синтез позднетрипольских групп, восточных и западных ее соседей привел к образованию феномена Усатовской культуры. Это подтверждается и генетическими данными, согласно которым, усатовское население несло в себе как местные гены, так и западные. Примечательно, что авторы статьи упоминают также новейшие, еще не опубликованные данные, как генетические, так и радиоуглеродной хронологии, который позволяют удревнить взаимодействие разных групп.
- Еще одним вектором миграций, противоположно направленным, вероятно, была животиловская группа. Она стала своебразной связкой между трипольскими элементами на западе и позднемайкопскими с Предкавказья.
Более или менее наглядно это выглядело примерно так
Система позднейших энеолитических культурных формирований Азово-Черноморского региона Гординештско-позднемайкопский феномен. I - Бурсученская группа, II - Животиловская группа, III - Волчанская группа, IV - Крымская группа, V - Н. Донская группа, VI - Прикубанская группа (по: Демченко, 2016).
- Также авторы, ссылаясь на Т.Деменко, указывают на своеобразную Бурсученскую группу финального энеолита, которая, вероятно, стала застрельщиком миграций.
-С формированием ямной КИО меняется вектор миграций, он теперь направлен
из ареала Северо-Западного Причерноморья, а не по направлению к нему, как это имело место в энеолитическую эпоху.
-Авторы полагают, что роль ямного населения в культурогенезе Европы несколько преувеличена, продвижение на запад имело бóльшее значение для населения Северо-Западного Причерноморья, чем для европейских культур бронзового века, хотя точку зрения М. Гимбутас в том или ином контексте используют и современные археологи.
- Главная особенность культурно-экономической эволюции отдельных культурных сообществ Северо-Западного Причерноморья (прежде всего, буджакской, в меньшей степени - катакомбных культур) заключается в том, что их развитие и расцвет приходится на эпохи, на первый взгляд, неблагоприятных природных условий, выраженных в стремительных климатических изменениях (аридизация, «событие 5300 cal BP») и регрессиях Черноморского бассейна (хаджибейская регрессия). Тем не менее, на протяжении всего III тыс. до н. э. наблюдается широкое распространение в регионе населения буджакской культуры, а с середины III тыс. до н. э. - приток катакомбного. Эти данные свидетельствуют о высоких адаптивных возможностях населения и позволяют предположить, что не природные катаклизмы, а новые хозяйственные возможности явились тем фактором, который обусловил продвижение населения из Северо-Западного Причерноморья на территории Юго-Восточной и Центральной Европы.
- По-видимому, именно металлы и изделия из них занимают особое место в жизни буджакского общества и служат одним из стимулов распространения на запад, одной из этих самых хозяйственных возможностях. Об особом "серебряном пути" стоит как-нибудь рассказат отдельно. Поэтому, помимо расширения территорий для занятия подвижным скотоводством, можно говорить и о торговой направленности освоения Карпато-Балканского ареала в раннем бронзовом веке, о построения торгово-меновых путей и активного участия буджакских племен региона в обменных операциях с синхронным населением западных земель. Следовательно, климатические изменения не могли вызвать вынужденную миграцию буджакских племен на запад уже на рубеже IV и III тыс. до н.э
- Авторы указывают, что судя по всему, катакомбное население не принесло каких-то генетических или антропологических изменений, о чем здесь уже более подробно писалось. Однако, интересным выглядит сообщение о т.н. "неолитическом ренессансе", проявлении в катакомбной обрядности доямных традиций.
-Катакомбники на Карпаты не продвинулись, у них были другие векторы миграций.
Источник
http://генофонд.рф/?page_id=27749