Мумии Дикого Поля

Jan 24, 2017 23:08



Все больше убеждаюсь, что катакомбное общество было очень специфичным, сильно завязанным на ритуалы и религиозные представления (конечно, в рамках существовавших тогда представлений). Ранее попадались статьи с упоминанием о мумификации в среде катакомбных культур, но как-то вскользь или без ссылок. Да и представлялось, что это где-то далеко от родных краев. Сам я и не мог представить, что в родной лесостепи можно найти мумию четырехтысячелетней давности. Не в саркофаге каком-нибудь, мастабе, а просто так в земле. Однако, можно.

У села Архиповка Россошанского района Воронежской области в 2000-2004 годах проводились охранные раскопки. Курган под номером восемь насчитывал восемь погребений - от катакомбников до половцев. И в восьмом был весьма примечательный покойник. Погребен он был в стандартной Н-образной катакомбе в сопровождении типичных по форме среднедонских сосудов, бронзового ножа с раскованным кончиком (тоже характерного). Вход в камеру был закрыт каменной плитой. Покойник в катакомбе был не один, рядом лежал "провожающий" костяк ребенка. Оба они погребены в одном положении, скорченно, на правом боку, головой на восток. Сосуды весьма интересны, один из них имеет календарную символику. Весьма примечательно, что нож лежал острием к входу в катакомбу. Это тоже имеет смысл. Острота - важная характеристика предмета не только на физическом уровне, но и на мировоззренческом. Обычно ножи клали лезвием к покойнику, как бы обезвреживая его, привязывая-прикалывая к могиле. У этого же погребенного нож обращен в противоположную сторону, как бы охраняя погребение от вторжения. Но самая интересная деталь обнаружилась в самом погребенном. При расчистке черепных костей был обнаружен фрагмент спекшейся органики. При анализе были обнаружены следы 25 растений. Конечно, за давностью лет, состав этого "комка" не полностью раскрылся для анализа. Например, осталось тайной из чего состояло органическое вещество, которое все это скрепляло.


Это первая на 400 с чем-то погребений среднедонской культуры мумия. И конечно, случай этот не может быть единичным. На раскопе не очень часто обращают внимание на куски почвы, которая вываливается из черепа. А зря. Теперь при случае буду просматривать.

Случаи посмертных манипуляций такого рода известны на других территориях. В Украине, в с. Губиниха ямному покойнику между ребрами положили очищенные от коры прутья, а позвонки были промазаны смолой. А как тут не вспомнить замечательный обряд моделировки лица, распространенный в среде ингульских катакомбных племен. С лица удалялись мягкие ткани, а вместо них формировалась своеобразная маска из глины с охрой. Уши и трепанационные отверстия затыкались глиняными пробками. Выглядело это так



Примечательно, что такие моделировки известны, например, в древнем Иерихоне


Пожалуй, моделировка лица предполагает подробное рассмотрение вопроса, тем более по этой теме есть ряд статей. Здесь же, пожалуй, можно указать, что такие параллели неслучайны. Сходные мифорелигиозные представления ( я говорю об очень общих чертах, к примеру, отношение к знатным покойникам после смерти) не зря возникали у столь отдаленных народов - от Америки до Дальнего Востока. Все это отражает сложный этап становления комплексных обществ на далеком пути к государственным образованиям. Не все дошли, конечно. Но ясно, что пути выделения элит были различны. Чмыхов указывает, что такие ранние общества зачастую имели "царей-жрецов", лиц, совмещающих сакральную и административную функции. Как цари они были достойны почитания и достойного погребения, трудозатратного, престижного. А как колдуны, их надо было обезвредить после смерти. Поэтому что только с ними не делали - и камнями заваливали, и головы отрезали, и расчленяли, лишали лиц. Или просто пакетом складывали .

Березуцкий В.Д. Погребение среднедонской катакомбной культуры с признаками мумификации//Археологические памятники Восточной Европы. Вып. 15. Воронеж, 2013

Пустовалов С.Ж. Моделирование лица по черепу у населения ингульской катакомбной культуры // Stratum plus. Археология и культурная антропология, Выпуск № 2. Кишенев, 1999

Чмыхов Н.А. Первые государства в степи - лесостепи: Предпосылки возникновения // Теория и методика исследований археологических памятников лесостепной зоны: Тезисы докладов науч. конф. - Липецк, 1992

археология, бронзовый век, ритуалы, катакомбная

Previous post Next post
Up