Вторая часть статьи Григорьева. Начало
тут Сосуд культуры шаровидных амфор
Культурные трансформации в Северной Европе в III тыс. до н.э.
Культуры воронковидных кубков и шаровидных амфор
В предшествующее время на севере Европы доминирующим фактором была культура воронковидных кубков (КВК), датируемая последней третью V - началом III тыс. до н.э., с мегалитами и коллективными захоронениями. Около 3500 г. до н.э. на ее основе на севере Польши формируется культура шаровидных амфор (КША), но в ней заметны и связи с южными культурами Чернавода III-Болераз и Баден. Интенсивные связи с Баденом приходятся на последнюю четверть IV тыс. до н.э. [Heyd, 2016. P. 74], что совпадает с появлением ранних курганных культур. В юго-восточную Польшу КША проникает к началу III тыс. до н.э., что сказывается на культурогенезе Злоты и КШК [Włodarczak, 2021b. P. 438].
Хронология КШК
Хронология КШК проблемна, так как нет стратифицированных памятников, мало радиоуглеродных анализов, среди них есть как современные, так и старые. Многие типы существовали долго, причем по-разному в разных ареалах [Furholt, 2003. P. 16-20, 41, 45-48, 51, 67, 121, 122, 162; Włodarczak, 2006. P. 79, 80; Włodarczak, 2012. P. 128]. В Малой Польше даты КШК укладывались в 3000/2900-2300 гг. до н.э. На западе даты более поздние [Furholt, 2003. P. 22-26, 32, 34, 41, 42, 48, 55, 76, 90, 100]. Предполагается, что уже
в 3000-2900 гг. до н.э. ранние шнуровики распространяются до Рейна, а с 2700/2600 г. до н.э. они становятся доминирующим фактором от Рейна до Волги [Heyd, 2021. P. 393, 395]. Но в целом даты не надежны. Последующими исследованиями предложен более поздний интервал для Малой Польши - 2800/2700-2400 гг. до н.э. [Budziszewski, Włodarczak, 2011. P. 56]. Культура Злота появляется на севере Малой Польши почти одновременно с ранней фазой КШК и датируется 2900/2800- 2650/2550 гг. до н.э. В Альпийской зоне дендродаты КШК относятся к 2725-2450/2420 гг. до н.э., но радиоуглеродные - к 2880-2200 гг. до н.э. [Furholt, 2003. P. 57, 63, 64; Włodarczak, 2012. P. 131, 132].
Это отражает обычную ситуацию более древних и широких диапазонов радиоуглеродных дат. Есть дендродаты из Нижней Саксонии - 2844-2737 гг. до н.э., что древнее, чем в Швейцарии. Таким образом, мы можем предполагать степные миграции в Центральную и Северную Европу в конце IV - начале III тыс. до н.э. в радиоуглеродной хронологии,
или около 29 в. до н.э. в системе дендрохронологии. Наиболее ранние даты имеют памятники на юго-востоке, в том числе культуры Злота.
Злота
Культура Злота сочетает черты КША, КШК, даже Бадена и КВК [Włodarczak, 2001. P. 108; Włodarczak, 2006. P. 159; Włodarczak, 2017. P. 300; Furholt, 2003. P. 31]. В конце IV тыс. до н.э. в этот ареал проникает КША, а на его границах появляются ямники. В итоге курганы присутствуют в ранних комплексах КШК, поздней КША региона и в Злота. В последней есть южные формы Бадена-Коцофени, позднего Триполья и Усатово [Włodarczak, 2021b. P. 438, 440]. Особенностью Злота является половая дифференциация: мужчины лежат на правом боку головой на северо-запад, а женщины на левом, головой на юго-восток [Häusler, 2014. P. 88]. Тем самым, их лица обращены в южный сектор, как в КШК и группе Животиловка-Волчанское. Еще одной параллелью с этой группой являются погребения в ямах с нишами. Они являются особенностью КШК Малой Польши, где их выявлено более 120, их появление относится к началу фазы II, но типичны и для фазы III (2600-2400/2300 гг. до н.э.). Но ямы с нишами в Злота относятся к 2900-2800 гг. до н.э. Это катакомбы, состоящие из шахт, от которых коридор ведет в овальную или круглую камеру. Мужчины лежат на правом боку, а женщины на левом [Włodarczak, 2006. P. 53-55, 58, 59, 61, 63, 98, 99, 105, 121, 162; Włodarczak, 2017. P. 302, 303]. Катакомбы КШК имеют Т-образную форму, они ближе степным катакомбам СБВ. В это время в юго-восточной Польше появляются элементы среднеднепровской культуры, поэтому предполагается миграция с востока. Но катакомбы Злота разнообразны и в предшествующее время такая конструкция
известна в группе Животиловка-Волчанское. Поэтому польские катакомбы происходят из понтийской зоны, но в результате двух разных процессов [Włodarczak, 2021b. P. 441, 446, 449, 450].
Формирование КШК
Существует ранний A-горизонт КШК (около 2900/2800-2750 гг. до н.э.), с подкурганными погребениями, мужчины в правобочной позе головой на запад, а женщины - в левобочной головой на восток [Furholt, 2003. P. 13, 119, 120; Włodarczak, 2006. P. 156; Włodarczak, 2017. P. 293, 294, 306, 307; Литвиненко, 2006. С. 228-231; Häusler, 2014. P. 87, 98]. Поскольку формирование КШК совпадает с проникновением ямников, считается, что их роль в этом значительна. Но в керамике КШК присутствуют черты КВК и КША (кубки, амфоры, шнуровая орнаментация) [Furholt, 2003. P. 119, 124, 125;Häusler, 2014. P. 83, 88, 98; Heyd, 2016. P. 75]. Поэтому некоторые исследователи считали, что КШК своим формированием обязана КВК, культурам боевых топоров Швеции и единичных погребений Дании [Häusler, 2014. P. 114; Клейн, 2017. С. 373].
Поскольку половая дифференциация является важ- ным показателем, были попытки найти ее местные корни. В могильниках КВК Вальтернинбург и Бернбург встречаются правобочные захоронения без керамики и левобочные с керамикой, высказано предположение, что данный обряд возникает в КВК [Furholt, 2003. P. 119, 124]. Но антропологических определений в этих могильниках нет и там встречаются подкурганные захоронения. Они относятся к фазам TRB-MES IV/V, которые датируются около 3300-2800 гг. до н.э. [Müller, 2001. P. 321, 358, 360, 362, 363, 365, 366, 426. Abb. 261], т.е. они синхронны появлению в Балкано-Карпатье энеолитических курганов. Это позволяет допустить контакты степных групп с КВК Германии. На сходство этого обряда с комплексами Животиловка-Волчанское обращали внимание [Heyd, 2021. P. 390] и, с учетом отдельных курганов, это сходство неслучайно. Этим объясняется присутствие элементов и генов КВК в Причерноморье вплоть до Кавказа.
Существует предположение, что кроме КША и КВК, амфоры происходят из традиций баденского круга и уже КША имела контакты со степью. В юго-восточной Польше решающую роль в формировании КШК сыграла Злота и баденские влияния осуществлялись через Злота. Формирование КШК и появление в ней курганного обряда начиналось в юго-восточной части ареала и было связано с местными субстратами и импульсами из карпато-дунайского региона, а не распространением традиций А-горизонта из центральных областей
[Włodarczak, 2006. P. 82, 90, 159; Włodarczak, 2010. P. 309, 318]. Есть ряд черт, на которых основаны представления о ямных миграциях при формировании КШК: курганы, индивидуальные скорченные погребения, ориентированные запад-восток, горшкообразная или кубкообразная посуда со шнуровым или резным орнаментом, простые украшения
из меди, зубов и костей животных, значительная доля скотоводства, редкость поселений. Но подобные украшения распространены, а точные керамические параллели отсутствуют. Существуют отличия: в ямной культуре нет половой дифференциации погребенных и амфор. К тому же, культуры синхронны, что затрудняет возможность модели-
рования их генетической связи. Поэтому некоторые ямные черты в КШК могут быть связаны не с формированием культуры, а с контактами с ямным ареалом Карпатского бассейна [Клейн, 2017. С. 366, 367, 373; Włodarczak, 2017. P. 306, 307; Иванова, Никитин, Киосак, 2018. С. 133; Heyd, 2021. P. 387]. В КШК нет больших курганов, как в ямной культуре. Важным отличием является то, что ямные погребения содержат мало инвентаря и для них характерны скорченные погребения на спине, а для КШК на боку [Włodarczak, 2010. P. 301,
305, 306]. Но погребения на боку характерны для группы Животиловка-Волчанское. Кроме того, для раннего горизонта КШК характерны одиночные подкурганные погребения, как в этой группе, в то время как в буджакской культуре центральное по- гребение часто дополнено периферийными, расположенными по кругу.
В юго-восточной Польше КШК трансформируется из КША под влиянием импульсов КШК сопредельных районов, а также культуры Злота. Курганы присутствуют с самого начала и наиболее характерны для 2800-2600 гг. до н.э. Скелеты лежат скорченно на спине, реже на боку, и наблюдается половая дифференциация: мужчины на правом боку, женщины - на левом. Погребения на спине связаны с контактами с ямным населением, но курганы и погребения на боку с половой диф- ференциацией находят параллели в позднеэнеоли-
тических курганах [Włodarczak, 2017. P. 278, 284, 293-298].
Таким образом, основные черты ранней КШК из ямной культуры не выводимы. Они имеют корни в Европе и группе Животиловка-Волчанское. К последним относятся небольшие курганы, одиночные скорченные на боку погребения с половой дифференциацией, погребения с нишами. В начальной фазе распространяется комплекс одиночных погребений под курганами (SGBR). Судя по обряду и генетике, он связан со степью, но не с ямниками, у которых половая дифференциация отсутствует [Häusler, 2014. P. 86; Nordqvist, Heyd,
2020. P. 83, 85]. В юго-восточной Польше на ранней стадии фиксируются контакты с ямниками, которые более выражены позже.
Генетика КШК
Генетическое наследие земледельцев Анатолии размыто в Европе поздними процессами. Их доля увеличивается от Балтики (30 %) к Средиземноморью (90 %). Два других компонента - охотники и собиратели Европы и население Европейской части России и Сибири - более выражены в восточных областях [Балановский, 2015. С. 288, 289, 293]. Вторая закономерность: в ранненеолитических популяциях доминируют анатолийские гены, затем нарастают гены европейских охотников [Tassi et al., 2017. P. 6; Papac et al., 2021. P. 1, 2]. Это означает медленную ассимиляцию местного населения. Ситуация изменилась в позднем неолите и начале РБВ, когда генетический состав сблизился с современным. Выявлено его сходство с генофондом ямной культуры и был сделан вывод о массовой ямной миграции в Европу [Haak et al., 2015; Allentoft et al., 2015]. Это мнение стало
доминирующим и этим объясняют ИЕ миграцию из степи. В итоге генофонд КШК на 73 % общий с ямным. Однако, это синхронные культуры, следовательно, сходство восходит к общему субстрату. Кроме того, оно определено на основе аутосомных маркеров, а если обратиться к гаплогруппам, ситуация меняется. У ямников и КШК распространены
(60 %) гаплогруппы R1a и R1b, широко представленные в современной Европе, но у мужчин КШК преобладала первая, а у ямников вторая, что не согласуется с огромным «ямным» вкладом в эту популяцию. Кроме того, этот вклад почему-то выше на севере, чем на юге. Карты генетических расстояний с современными популяциями показывают, что с КШК сопоставима вся Европа, а умеренное сходство с ямниками наблюдается лишь на востоке. Поэтому связь этих изменений с ямниками не обоснована, мигрировали популяции, генетически близкие ямной [Балановский, 2015. С. 303-309].
Распространение степных генов в Европе было опосредовано ранними группами, которые смешивались с земледельцами КША [Allentoft et al., 2022. P. 12]. Это соответствует археологическим данным, указывающим на распространение КШК из Польши и ее формирование на основе местных субстратов, в первую очередь КША, и более раннего степного компонента. КША, которая по археологическим данным имела контакты со степными культурами, генетически сопоставима с неолитическими группами [Tassi et al., 2017. P. 1, 5-8].
С формированием КШК в регионе появляются степные предки, составившие до 75 % популяции. Однако, они, судя по Y-хромосомам, не сопоставимы с ямными, хотя это выходцы с востока. Затем в Центральной Европе наблюдается приток генов с северо-востока, прежде всего, женских, что объясняется какими-то социальными процессами.5 В
итоге формируется генетический набор, схожий с КША и ямной культурой, но с иными примесями [Papac et al., 2021. P. 1-6, 9, 10]. Поэтому малая часть людей КШК может рассматриваться как потомки ямников, большинство - потомки ранних степных групп. Количество степных предков у шнуровиков нарастает позже, что объясняется
повторным импульсом или сохранением связей с исходным ареалом [Heyd, 2021. P. 387, 398]. Это видно на примере отдельных регионов: в юго-восточной Польше доля степных предков выше, чем в Нижней Польше [Linderholm et al., 2020. P. 1, 7].
Это объясняется взаимодействием с ямной культурой после формирования КШК, что отражает и археология. Важная закономерность: степные гены в Центральную Европу привносили мужчины и эта миграция оказала меньшее влияние на мтДНК европейцев. К тому же, она затронула лишь восточную часть Центральной Европы и мало отражена на
западе в популяциях ККК [Scorrano et al., 2021]. На западе и в Южной Польше популяции КШК по материнской линии связаны с местным населением, в то время, как в Восточной Прибалтике доля степных генов заметна, что указывает на то, что в миграции КШК в эти регионы принимали участие и женщины [Juras et al., 2018. P. 7, 8; Linderholm et al., 2020. P. 1, 4]. Эта картина соответствует отмеченной археологами диспропорции между мужскими и женскими погребениями. Но это указывает и на то, что при формировании восточных групп КШК большую роль могли играть группы из ямного ареала в Карпатском бассейне. Отмечен парадокс: на фоне отсутствия в Южной Польше специфических потомков ямной куль- туры выявлена генетическая близость населения КШК с афанасьевской популяцией [Linderholm et al., 2020. P. 6, 8]. Но последняя сформировалась не в результате ямной миграции на восток. Параллели ее керамического комплекса обнаруживают в позднем энеолите Поволжья, чему соответствуют даты культуры (3700-2500 гг. до н.э.) [Мочалов, 2008. С. 38, 40; Молодин, Епимахов, Марченко, 2014]. Соответственно, частичное сходство ямной культуры на востоке с афанасьевской объясняется родством энеолитических субстратов. Причина генетического сходства популяций КШК в Южной Польше и афанасьевской культуры та же.
Заключение
Степная энеолитическая популяция содержала до половины генов ирано-кавказских предков, что согласуется с гипотезой об ИЕ прародине на Ближнем Востоке. Майкопский феномен тоже указывает на это. Миграции степных племен V тыс. до н.э. на северо-восток Балкан были незначительны, но присутствие их групп на Нижнем Дунае обеспечило передачу балканских влияний на восток вплоть до Поволжья. Конкретные механизмы этого не ясны, но о миграциях речь не идет. Заметное проникновение в Балкано-Карпатский регион происходит в последней трети IV тыс. до н.э., когда туда пришли степные позднеэнеолитические племена и устанавливается система их взаимодействия с исходным ареалом, которая распространялась вплоть до Северного Кавказа. Эта популяция взаимодействовала с проживавшими севернее Карпат племенами КША и КВК и с северобалканскими группами, что обеспечило потоки на восток культурных традиций и генов. Следующий этап миграций в Европу начинается на рубеже IV/III тыс. до н.э., когда от Карпат до Приуралья формируется ямная КИО. Это результат интеграции местных энеолитических групп, но в Причерноморье ощутимы влияния европейских культур, можно допускать какие-то движения восточных прото-ямных племен на запад и новые импульсы с Кавказа или Ближнего Востока. Сходные черты обусловлены не только этим, но и распространением новых социальных систем и устойчивыми культурными связями. Представители западного фланга этого объединения (буджакская культура) наиболее интенсивно контактировали с европейским миром и отсюда идут новые более массовые миграции на север Балкан и в Карпато-Дунайский бассейн. Это привело к вытеснению мигрантов первой волны на север (точнее, популяции, сформировавшейся в результате их контактов с местным населением), чем и объясняется тот парадокс, что формирование КШК совпадает по времени с проникновением ямников, но ямные черты и гены в КШК не появляются. КШК формировалась на основе КША и КВК, но включала в себя элементы пред-ямных курганных культур и Бадена. Та роль, которую оказали на формирование КШК традиции единичных курганных погребений, связь этих миграций, преимущественно, с мужской частью популяции, позволяет допускать формирование социальных структур с определенным доминированием этих мигрантов. Но более важным было расширение связей и постоянная
подпитка этого процесса с востока. Таким образом, роль ямной миграции в формировании населения Европы преувеличена. Более правомерно обсуждать формирование степного энеолитического населения в результате миграций с юга и их продвижение в Европу в позднем энеолите. Ямная миграция способствовала этому процессу и дополнила его.
МИГРАЦИИ СТЕПНЫХ ПЛЕМЕН В ЕВРОПУ В КОНЦЕ IV - III ТЫС. ДО Н.Э. И ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУР ШНУРОВОЙ КЕРАМИКИ
Станислав Аркадиевич Григорьев Институт истории и археологии УрО РАН, Челябинск, Россия
http://rihll.com/files/Уфимский%20археологический%20вестник/УАВ%2022-2/2.УАВ-22.2%2C%20С.А.Григорьев.pdf