Ямники и всадники

Mar 12, 2023 20:00





Древнейшие изображения всадников
(А-С) Месопотамия. (D-F) Египет. (G-I) Эгейское море-Кипр. (А) Рисунок оттиска печати с изображением всадника, период Ура III . (B) Форма для пластин из обожженной глины с изображением всадника, древневавилонский период. (C) Рисунок оттиска печати Или-Пады, Среднеассирийская империя (D) Астарта верхом на лошади: египетское граффито, Девятнадцатая династия. (E) Египетская табличка из глазурованного стеатита, изображающая всадника, топчущего поверженного врага, Девятнадцатая династия. (F) Рельеф из известняка с посланником на коне из гробницы Хоремхеба, Саккара, конец восемнадцатой династии. (G) Глиняная фигурка так называемого «кавалериста» из Микен, начало LH IIIB. (H) Всадник на кратере LHIIIB в музее Алларда Пирсона, Амстердам. (I) Рисунок черепка с изображением всадника из Минет-эль-Бейда, гробница VI, LH IIIB2.

Не так давно вышла статья с названием "First bioanthropological evidence for Yamnaya horsemanship". Как следует из названия, она сообщает о первых биоанторпологических свидетельствах верховой езды у ямников.

В последнее времы выходило довольно много статей на тему древнейшего коневодства.  Много обсуждений было вокруг ботайских лошадей, затем исследовались следы молока на древних сосудах. Наконец, исследовались сами древние лошади. Обычно исследования касались останков лошадей и поиску следов воздействия на них человека. Тем не менее, лошадь также воздействует на человека, из-за чего у людей, часто проводящих время в седле образуются характерные нарушения, заметные на скелете. Текущая статья как раз и посвящена первым следам верховой езды у человека.

Авторы указывают, что прямых свидетельств езды верхом не так уж и много. К примеру, древнейшее изображение всадника из Ура датируется ок. 2000 годом до н.э. Однако неясно на каком именно животном он сидит - на лошади, онагре или на осле.  Однако в начале второго тысячелетия до н.э. свидетельства верховой езды растут и в том, что люди ездили на лошадях в ту эпоху сомневаться не стоит. Но организованная кавалерия появляется только к концу второго тысячелетия, т.е. ближе к 1000 году до н.э.

Для людей ямной культуры очень давно предполагалось знакомство с верховой ездой. К тому же, генетические исследования последних лет сообщают о высокой роли степного компонента в конце неолита-начале раннего бронзового века в Европе. Лошадь явно была знакома ямникам. На их памятниках количество лошадиных костей колеблется от 2 до 80%, но крайне неравномерно.  Следы доения лошадей хоть и присутствуют, но крайне ограниченно ( 1 , 2 ).

Авторы исследования выделили ряд признаков, которые могут свидетельствовать о влиянии верховой езды на человека.   Это шесть различных изменений костной ткани (овализация вертлужной впадины, стрессовые реакции таза и берденной кости и т.д.).  Взятые по отдельности, эти признаки не обязательно говорят о том, что человек ездил на лошади, но в комплексе вероятность этого повышается. Ученые предположили, что наличие более половины признаков будет говорить о регулярном знакомстве с верховой ездой. В базе исследования было 217 останков различных периодов с 39 памятников. Из этих 270 индивидов, 150 были найдены в ямном или похожем контексте.




Карта исследованных памятников. Желтое - ямные курганы, голубое - близкие к ямным погребения вне основной ямной территории. Белое - другие культуры.

В результате исследования выяснилось, что 5 индивидов из ямных погребений могли регулярно заниматься верховой ездой. Они найдены на памятниках Strejnicu в Румынии, Маломирово и Ветрино в Болгарии, а также Dévaványa и Balmazújváros в Венгрии. Для этих людей количество вероятных признаков верховой езды превышает половину (4 из 6).  Еще для 15 индивидов (из которых девять ямников) имеются 3 из 6 признаков и по мнению авторов, говорить о всадничестве как повседневном занятии для этих индивидов сложно.




В таблице выше перечислены порядковые номера индивидов, а также шесть признаков, которые в комплексе могут говорить о том, что индивид ездил верхом




Таблица выше указывает страну происхождения, памятник, пол, возраст и археологическую атрибуцию образцов




Точками отмечены индивиды- вероятные всадники.  Черные точки - ямники, желтые - остальные

Особенно примечателен человек из Strejnicu в Румынии. Для него отмечено наличие всех шести признаков вероятного знакомства с верховой ездой. Он был похоронен в типичном ямном погребении. Это был мужчина 30-40 лет, с ловольно низким для ямников ростом (165 см).

Авторы решили проверить гипотезу о том, что индивид из Strejnicu и другие являлись потенциальными всадниками. Для этого количество признаков было расширено до 12. Но и в этом случае человек из Strejnicu показал 7 из 12 признаков, что исследователи посчитали статистически достоверным подтверждением регулярной верховой езды для этого ямника.

Помимо Strejnicu, ездить верхом мог и мужчина из Ветрино в Болгарии, 25 - 35 лет с датировкой 2873 to 2623 calBCE, а также более ранний (2916-2881 calBCE) 40-50-летний мужчина из Dévaványa.  Еще два ямника также обнаруживают   7 из 12 признаков. Из них человек из Маломирово, мужчина 65 - 75 лет, возможно, мог бы получить и более высокий балл, если бы скелет сохранился лучше. Два индивида из Маломирово и Balmazújváros датированы  3018 - 2884 и  3021 - 2886 calBCE, что связано с раннеямным горизонтом.

Однако высокие баллы получили не только ямники. Например, более ранний, доямный индивид из и Blejoi III/3 датирован концом четвертого тысячелетия до н.э. Это также мужчина 25-35 лет, обнаружен в археологическом контексте, предполагающем более раннее восточноевропейское степное влияние (охра, серебряные кольца-подвески для волос).  Еще интересен индивид Csongrád-Kettőshalom, датированный серединой четвертого тысячелетия, принадлежавший, видимо, к местной земледельческой культуре Тисаполгар. Он гораздо древнее и к ямникам отошения не имеет.
Есть и более поздние образцы, например, мужчина из Medgidia датирован серединой второго тысячелетия.

Авторы полагают, что наличие ямников с признаками воздействия верховой езды на территории трех разных стран (Румынии, Болгарии, Венгрии) может говорить в пользу достаточной распространенности езды на лошадях в ямное время. Маркеры верховой езды могут дать подсказку в оценке способа, которым осуществлялось управление лошадью.  На изображениях всадников бронзового века отмечена поза "сидения на стуле", которая не требует мягкого седла и тем более стремян, зато предполагает значительные физические усилия, которые предпринимает всадник, чтобы балансировать при такой посадке.


Различные способы посадки на лошади

Исследователи пишут, что даже ранние домашние лошади (т.н. кластер DOM2),  от которых происходят все современные лошади и которые появились позднее ямного времени, все еще были трудноуправляемы. Даже лошади DOM2, появившиеся ближе к концу третьего тысячелетия, были легковозбудимы и нервны, а также склонны к убеганию от громких звуков или насильственных действий. Авторы статьи полагают, что о кавалерии в то время говорить не приходится, но потенциально лошади могли быть использованы для доставки к месту битвы или для обслуживания пастбищ. Т.е. о конных воинах говорить все также не приходится, зато предположено, что-то типа тактики ранних драгун, которые маневрировали на конях, а сражались пешими.

First bioanthropological evidence for Yamnaya horsemanship
https://www.science.org/doi/10.1126/sciadv.ade2451

Ну и конечно, напишу, что я думаю по поводу этой статьи. Безусловно, это нужное исследование. Но как мне кажется, говорить о массовой верховой езде рано. Цифры говорят сами за себя. Из 150 ямников только пять оказались знакомы с верховой ездой.  Много это или мало? Я думаю, что очень мало и скорее говорит о первых экспериментах по управлению лошадью человеком. Это был долгий и тернистый путь, который в конечном итоге приведет к появлению послушных лошадей в результате отбора (того самого кластера DOM2). Полагаю, что эти ямные всадники скорее пасли стада или путешествовали с помощью своих лошадей. Либо, возможно, участвовали в каких-нибудь ритуалах, связанных с конным спортом. В любом случае, говорить о массовом распространении верховой езды, оперируя этими цифрами, явно не приходится.

Стоит еще обратиться к методике и сравнительным данным. Авторы этой статьи в качестве контрольных групп используют людей ленточно-линейной керамики (явно не всадники) и номадов (правда в основном тексте статьи не указано, что именно это за номады, возможно, в дополнительной информации это раскрыто). Можно обратиться к подобным исследованиям. К примеру, я как-то упоминал статью Бужиловой, где также рассматривались признаки верховой езде на скелете и материал был куда более массовым, причем разных эпох. В этом исследовании были и известные номады, типа сарматов или ранних алан, а также другие группы, в том числе и ямники. И в этой статье признаков верховой езды у ямников не нашлось. Там изучалась группа ямников Поволжья. Казалось бы, это более благоприятный для верховой езды регион. Тем не менее, всадников тут не обнаружилось. Причем у Бужиловой в исследовании использовалась программа из двадцати с лишним признаков.

В общем, надеюсь, что таких исследований будет все больше и больше. Тем не менее, название статьи слишком громкое. По моему мнению, о массовом распространении верховой езды среди ямников пока говорить не приходится. Но попытки были, и такие попытки можно фиксировать, как в этом исследовании. Очевидно, что и о кавалерии говорить нет причин, это дело гораздо более поздних времен.

древнеямная, кони, бронзовый век

Previous post Next post
Up