Кого можно было встретить в древнегреческой армии?

Oct 09, 2022 20:00




Битва сицилийских греков с карфагенянами

Вышла новая статья, в которой исследовали древнегреческих горожан и воинов. Статья очень полезная, поскольку дает представление о миграционных возможностях в античности.
Генетики изучили 54 человека с Сицилии с восьмого по пятый века до нашей эры. Это дало представление о составе древнегреческой армии пятого века и населении древнегреческой колонии.
Война зачастую рассматриваются как разделяющая сила, но на самом деле, война - один из катализаторов межкультурных и межпопуляционных контактов.  Авторы статьи представляют данные о демографической динамике древних войн на примере полных геномов солдат пятого века до нашей эры, сражавшихся в составе армии греческой колонии Гимера на Сицилии.  Кроме того, изучены геномы гражданского населения колонии.
Гимера была колонией, основанной ионийскими и дорийскими греками около 648 года до н.э. Гимера также, вероятно, была населена коренными сицилийцами, пунами и этрусками, поскольку взаимодействие между этими группами было хорошо прослежено в греческих поселениях, таких как Селинунт. Гимера была самым западным греческим поселением на севере Сицилии (как и Селинунт на юге) и примыкала к близлежащим поселениям коренных жителей Сицилии и Пуники. Древние авторы описывают две битвы, произошедшие у Гимеры в 480 и 409 годах до н.э. между греками и карфагенянами. И массовые захоронения взрослых мужчин, обнаруженные в западном некрополе Гимеры, как полагают, содержат солдат, погибших в двух битвах. Согласно письменным источникам, Гимера выиграла битву в 480 году до н.э. благодаря помощи, посланной ее греческими союзниками в Сиракузах и Акраганта, но проиграла битву 409 года до н.э., когда гимерцы сражались без посторонней помощи. Гимера была разрушена и перестала функционировать как автономный полис после сражения в 409 году до нашей эры.
Архаичные и классические греческие армии часто понимаются как состоящие в основном из гоплитов, самофинансирующихся греческих граждан-солдат, которые носили тяжелые доспехи для защиты своих полисов и союзных поселений. Роль наемников в греческих армиях часто преуменьшается древними историками, причем наемники часто представляются ниже героических греческих гоплитов. Трудоустройство наемников в греческом мире обычно происходило через отношения между аристократическими семьями, которые при необходимости налаживали международный обмен товарами, услугами и военной помощью . В классический период на материковой Греции эти контакты были в основном связаны с международными отношениями между более крупными полисами, за исключением времен политических раздоров, таких как появление афинских наемников в четвертом веке. Наемники также нанимались в качестве телохранителей тиранов как в материковой Греции, так и на Сицилии. В то время как роль наемников в греческих армиях менее ясна, пунические армии, такие как Карфаген, часто использовали наемные армии, и греческие тираны на Сицилии, вероятно, делали то же самое.




Данные по изотопам стронция и кислорода из массовых захоронений подтвердили исторические свидетельства, выявив большое количество неместных лиц в массовых захоронениях, связанных с 480 годом до н.э., и в основном, местных лиц в массовых захоронениях, связанных с 409 годом до н.э. Примечательно, что изотопные данные свидетельствуют о том, что многие из неместных солдат 480 года до н.э. происходили из более отдаленных мест, чем Сицилия, что противоречит древними историками, которые пишут только о греческих союзниках из других частей Сицилии и подчеркивает возможность большей роли наемников в греческих армиях, чем принято считать. В то время как изотопный анализ дает информацию о том, путешествовали ли люди в течение своей жизни, генетические данные предоставляют дополнительные доказательства, раскрывая вероятное географическое происхождение предков людей.
Авторы статьи анализируют общегеномные данные 33 человек, связанных с битвами при Гимере, и гражданского населения этой колонии, а также 21 человека из двух близлежащих поселений, связанных с коренной культурой сиканов на Сицилии, чтобы получить представление о генетической родословной жителей Сицилии в первом тысячелетии до нашей эры и предоставляют дополнительные данные для оценки роли древнего конфликта во взаимодействии населения в древнем Средиземноморье.
Все солдаты генетически разделены по половому признаку как мужчины, в то время как семь гражданских лиц генетически разделены по половому признаку как мужчины, а остальные пять - как женщины. Кроме солдат и жителей Гимеры, были исследованы жители двух близлежащих поселений.  Среди них проанализировано 19 образцов из стоянки железного века в Полиццелло (девятый и восьмой века до н.э.) и 2 из стоянки Монте Фальконе в Баучине (шестой-пятый века до н.э.), представляющих как мужчин, так и женщин. Одна пара родственников второй степени была обнаружена в Полиццелло.
Авторы вычислили основные компоненты (PCA) используя данные 985 современных человек  из 64 различных популяций Западной Евразии и Северной Африки. Затем они спроецировали современные и опубликованные древние геномы на первые два PCA. Современные западные евразийцы образуют две параллельные линии, разделенные на первом РСА, который отличает европейские популяции от популяций Ближнего Востока и Кавказа, в то время как второй РСА примерно отражает географическое распределение популяций с севера на юг. Современные эгейские и балканские популяции занимают пространство между двумя параллельными хребтами, образуя генетический и географический мост.
Кроме того, генетики выделили древние предковые компоненты, связанные с различными группами охотников-собирателей и древних земледельцев.  В результате удалось выделить несколько кластеров.


Гражданское население Химеры и прилегающих регионов.
Обнаружено, что сицилийцы железного века (Sicily_IA), связанные с культурой сиканов, образуют однородный кластер, отличный от большинства особей, раскопанных в Гимере. Они попадают в пространство РСА, занимаемое более ранними сицилийцами среднего и позднего бронзового века (Sicily_MBA и Sicily_LBA) и отображают сходные и однородные пропорции предковых генетичесих компонентов. Эта группа может быть смоделирована как смесь четырех источников, которые внесли отдаленный вклад в генетический состав европейцев: земледельцы эпохи неолита Северо-Западной Анатолии (Turkey_Barcin_N; 76,4 ± 1,2%),  западноевропейские охотники-собиратели WHG (6,4 ± 1,0%), ранние земледельцы из Ирана (Iran_GanjDareh_N; 6,3 ± 1,5%), и степные скотоводы раннего бронзового века (EBA), связанные с ямным культурным комплексом (Russia_Samara_EBA_Yamnaya; 10,9 ± 1,6%), что указывает на увеличение примеси, связанной с Ираном, по сравнению с предыдущей группой LBA Sicily, которую лучше всего моделировать без этого компонента.
Данные анализа указывает на то, что популяция Сицилии, возможно, не была полностью непрерывной для жителей бронзового века Сицилии, отобранных на сегодняшний день, и вместо этого получила некоторый поток генов от других популяций, которые, наиболее вероятно, находятся за пределами Сицилии
Ученые проанализировали 11 человек, предположительно представляющих гражданских лиц, из одиночных могил в Западном некрополе Гимеры, который использовался в период с шестого по пятый века до н.э. Только три индивида имели достаточное покрытие для анализа, но все они соответствуют общему генетическому профилю Центрального или Восточного Средиземноморья в анализе PC (PCA). Среди тех, кто жил в греческих полисах, были люди с предками из материковой части Греции и греческих островов, но также люди из внутренних районов колонии и представители других культурных групп, таких как финикийцы и этруски. Гимера, в частности, возможно, имела сильные финикийские связи из-за своей близости к соседним пуническим поселениям и союзу гимерийского тирана Терилла с Карфагеном.
Человек, похороненный в Восточном некрополе Химеры, который использовался с седьмого по пятый века, непосредственно свидетельствует о включении местных жителей в население колонии, поскольку этот человек лучше всего моделируется с помощью как происходящий от современной ему группы Sicilian_IA. Было высказано предположение о потенциальной социальной стратификации, связанной с местами захоронения, поскольку люди, похороненные в Восточном некрополе, демонстрируют более низкие значения δ13C и δ15N и более высокую распространенность патологии скелета, чем в Западном некрополе, что указывает на различный доступ к ресурсам. Однако из-за ограниченного числа образцов мы не можем проверить, существовала ли такая значительная стратификация в отношении генетического происхождения.
Разнообразная генетика среди солдат Гимеры в битве 480 года до н.э.
Большинство гимерийцев, связанных с битвами, можно найти в PCA, расположившихся рядом с греками позднего бронзового века Greece_LBA, что согласуется с большим вкладом людей преимущественно греческого происхождения в гимерийские силы и существенной генетической преемственностью между периодом поздней бронзы в Греции и греческими колониями пятого века до н.э. на Сицилии. Эти солдаты, по крайней мере, с некоторым греческим происхождением, могли быть жителями колонии или принадлежать подкреплению из других колоний, таких как Сиракузы. Семь из 16 солдат битвы 480 года до н.э. (Sicily_Himera_480BCE_1) и все 5 солдат битвы 409 года до н.э. (Sicily_Himera_409BCE) являются частью этого основного генетического кластера.
Генетики указывают, что можно смоделировать каждого из солдат в этих двух группах как происходящего либо на 100% из группы, связанной с Greece_LBA, либо из смеси сицилийского источника поздней бронзы или железного века и источника, связанного с Эгейским морем, в различных пропорциях, предполагая, что многие солдаты (и все изученные в битве 409 года до н.э.), вероятно, были потомками греческих колонизаторов Сицилии. Кроме того, практиковались смешанные браки между греками и местными жителями Сицилии. Это генетическое свидетельство дополняет наше понимание социальных практик в греческих колониях на Сицилии, поскольку археологически трудно обнаружить смешанные браки из-за того факта, что присутствие местных сицилийских предметов в греческих колониях может представлять торговлю, а не смешанные браки.
Генетические данные также предоставляют информацию, которая может быть невидимой с археологической точки зрения, потому что люди имели бы право решать, какие традиции погребения и предметы использовать при погребении своих умерших, и эти археологические маркеры идентичности и то, как люди воспринимали свою собственную идентичность, могут совпадать или не совпадать с генетической родословной.
Помимо смешанных браков между местными жителями и греческими поселенцами Гимеры, важно учитывать возможность того, что на состав населения также мог повлиять крупномасштабный приток дорийцев из Акриганта после политического захвата власти акригантским тираном Тероном в 476 году до н.э., во время которого тысячи жителей Гимеры были убиты; однако ограниченный размер выборки, доступной для анализа на данный момент, и отсутствие сравнительных данных из дорийских контекстов не позволяют проверить эту гипотезу. В любом случае, обе группы солдат неоднородны по своей примеси к местным сицилийцам, что указывает на различную генетическую историю каждого индивидуума; хотя можно убедительно подтвердить, что существовали значительные генетические вариации, для адекватной характеристики распределения генетических вариаций, охватываемых сицилийскими греками, был бы необходим больший размер выборки, чем мы имеем в наличии.
Среди солдат битвы 480 года до н.э. есть девять особей, которые несут генетическую родословную, не соответствующую первой группе, т.е. непохожие на греков.
- Sicily_Himera_480BCE_2 состоит из двух особей (I10946/W1771 и I10950/W814), которые попадают в PCA, промежуточный между основным кластером и центральноевропейскими особями, на дифференциацию также указывает относительно более высокая доля генетического кластера WHG среди предковых компонентов. Тестирование широкого спектра возможных источников бронзового и железного веков  показало, что допустимые модели происхождения состоят из смеси одного источника, относящегося к группам центрального или восточного Средиземноморья (Сицилия, Эллада или Балканы), и одного источника, относящегося к группам Центральной или Западной Европы (Франция, Испания, Чехия или Венгрия). О генетическом происхождении на Балканах свидетельствуют их Y-хромосомы, принадлежащие к линии E-V13, которая имеет самую высокую современную частоту в этом регионе.
- Две особи (I10943/W0396 и I10949/W0403; Sicily_Himera_480BCE_3) относятся к современным северо-восточноевропейским группам и восточнобалтийским популяциям первого тысячелетия до н.э. и могут быть смоделированы с использованием исключительно особей бронзового века из Литвы в качестве косвенного источника. Интресный гаплогруппы этих людей:  R-Y35* / R1a1a1b1a2b и  I-L233* / I2a1a(xI2a1a2).
- Один индивид с низким охватом, I17870/W0336, занимает промежуточное положение между Sicily_Himera_480BCE_2 и Sicily_Himera_480BCE_3 как по PCA, так и по отношению к основным кластерам предковых компонентов.
- Два (I10944/W0461 и I10947/W1774; Sicily_Himera_480BCE_4) принадлежат индивидам из кочевых контекстов железного века в Евразийской степи. Их гаплогруппы митохондриальной ДНК (мтДНК) предполагают восточно-евразийские генетические корни: A6a, обнаруженный пока только в современном Китае и N1a1a1a, ограниченный Россией, Казахстаном и Монголией.
- Наконец, один отклоняющийся индивид (I10951/W0653; Sicily_Himera_480BCE_5) относится к современным кавказским популяциям и занимает промежуточное положение по сравнению с древними степными и кавказскими индивидами на PCA и содержит самую высокую долю компонента кавказских охотников собирателей в предковых компонентах.  Аналогичным образом, вторая особь с низким охватом, I17872/W0428, находится ближе всего к популяциям с Кавказа в PCA.



предковые компоненты

Интеграция изотопных данных подтверждает присутствие наемников в битве 480 года до н.э.
В то время как генетический состав человека дает представление о происхождении его  предков, будь то недавно или много поколений назад, он не дает информации о географическом регионе, где человек жил или вырос. Соотношения изотопов стронция и кислорода отражают местную геологию и гидрологию места проживания человека в период формирования зубов или костей и предоставляют информацию об индивидуальной мобильности в течение одной продолжительности жизни. Таким образом, генетическая и изотопная информация предоставляют дополнительные данные о мобильности человека и истории его жизни.
Исследователи сопоставили разнообразие генетической информации с данными об изотопах стронция и кислорода, собранными по зубам гимерийских образцов. Для всех людей из гражданской выборки, всех образцов из погребения 409 г. до н.э. и большинства лиц из могил 480 г до н.э., которые были определены как имеющие эгейское происхождение (пять из семи), изотопные соотношения стронция соответствуют местному происхождению. Напротив, все солдаты 480 г. до н.э., имеющие первичное генетическое сходство с центральной Европой, северо-восточной Европой, евразийской степью и Арменией, изотопически неместные.  Данные об отдаленных изотопах сами по себе не доказывают несицилийского происхождения особей с Химеры: аналогичные соотношения для обоих изотопов также можно найти в других частях Сицилии, хотя и не в непосредственной близости от Химеры. Однако совпадение генетических и изотопных данных, показывающее, что все девять особей с отдаленными генетическими профилями также имеют нелокальные изотопные профили, является убедительным доказательством того, что многие солдаты, сражавшиеся в битве 480 года до н.э., происходили из отдаленных регионов известного греческого мира.

Идентификационные маркеры и обряд захоронения
Существуют закономерности генетического сходства между семью массовыми захоронениями, связанными с битвой 480 года до нашей эры. Все солдаты, которые попадают за пределы эгейского генетического кластера, похоронены в братских могилах № 1-4, тогда как все люди из массовых захоронений № 5-7 (Приложение SI, фиг. S4-S6) попадают в этот кластер. Этот результат отражает данные по изотопу стронция, свидетельствующие о большем количестве неместных захоронений в массовых захоронениях № 1-4. Массовые захоронения № 1-4 и № 5-7 также разделены пространственно и различаются по размеру, причем массовые захоронения № 1-4 содержат значительно больше захоронений. Корреляция места захоронения отдельных лиц с их генетическими предками предполагает преднамеренное размещение солдат со схожим происхождением в одной и той же братской могиле, отражая важность идентичности при определении захоронения в этом обществе.
Эти результаты свидетельствуют о том, что люди в массовых захоронениях № 5-7, возможно, пользовались большим авторитетом среди выживших, которые их хоронили, что согласуется с предыдущими аргументами.  Лица, похороненные в братских могилах № 5-7, значительно старше лиц, похороненных в братских могилах № 1-4 (средний возраст 45,0 против 29,6 лет), и на них нет признаков того, что их тащили, как в случае с братскими могилами № 1-4, или хоронили наспех, как в случае с братскими могилами № 8/9. Кроме того, лица в массовых захоронениях № 5 и 6 включают погребальные принадлежности, в отличие от других массовых захоронений 480 года до н.э. Тот факт, что эти люди также входят в эгейский генетический кластер, предполагает связь между эгейским происхождением и престижем, как это воспринимается лицами, ответственными за захоронение павших солдат.
Индивидуумы с “иностранным” происхождением, все из которых также идентифицируются как неместные на основе изотопных данных, были похоронены в более крупных братских могилах № 1-4, а индивидуумы с генетической близостью к другим греческим популяциям были похоронены в меньших братских могилах № 5-7. Тем не менее, неясно, рассматривались ли неместные как однородная группа “других”. Возможно, что было признано более конкретное происхождение умершего и приняты соответствующие меры; например, в братских могилах № 1/2 содержатся оба человека с северо-восточноевропейским происхождением («балты»). Идентификация павших могла быть произведена выжившими сослуживцами, которые знали их, на основе их доспехов и оружия или на основе фенотипических характеристик. Многие другие солдаты, возможно, были похоронены в одиночных захоронениях, что делало их археологически невидимыми как солдат. В Гимере в некоторых одиночных захоронениях действительно находятся люди с предсмертной травмой, свидетельствующей о том, что они подвергались насилию в момент своей смерти. Эти люди могли погибнуть в бою и быть похоронены в одиночных захоронениях теми, кто их знал.

Интересны данные о пигментации. Надеюсь, схема снизу будет понятна. Под ромбами, треугольниками и крестами расположены по три цветных квадрата. Они обозначают цвет волос, глаз и кожи.  Большинство из выборки - смуглокожие кареглазые брюнеты или шатены. Хотя среди ни есть и люди с более светлыми оттенками кожи, есть рыжий и блондин. Два "скифа" кареглазые шатены, но более светлокожие, чем местные средиземноморцы. Зато из двух "балтов", один бледнокожий, голубоглазый и светловолосый. У второго коричневые волосы, карие глаза и обычный оттенок кожи.



А тут еще табличка по пигментации.



The diverse genetic origins of a Classical period Greek army.

https://www.pnas.org/doi/10.1073/pnas.2205272119

античность, генетика, история

Previous post Next post
Up