Весной у Р.А. Мимохода выходила статья, весьма интересная. Она посвящена связям абашевской культуры, в основном в её средневолжском варианте (СВАК), с культурой колоколовидных кубков (ККК). Помню, что в студенческие годы меня удивили донские абашевские сосуды. Слишком уж они отличались своей колоколовидностью от того, что было в предшествующих культурах. В экспедициях потом довелось расчищать абашевские погребения, но они все были грабленые. Хотя вот удалось даже псалий в одном из таких найти и навершие.
Аннотация статьи:
Cтатья посвящена анализу механизмов формирования средневолжской абашевской культуры. Она сформировалась в условиях резкой аридизации периода 2200 CalBC. Ее возникновение имело взрывной и скоротечный характер. Большинство стандартов обрядово-инвентарного комплекса культуры не имеют местных прототипов, а появляются в регионе в уже сложившимся виде. Это касается как погребального обряда, так и материальной культуры, где новации ярче всего прослеживаются в керамике и гарнитуре украшений, которые, как известно, могут выступать в качестве этнографических индикаторов. Структурные аналогии всему комплексу средневолжских абашевских новшеств можно найти в культуре колоколовидных кубков и раннебронзовых культурах периода Bz A1, по П. Рейнеке, в Центральной Европе и карпато-дунайском регионе. На основании этого можно сделать вывод, что формирование абашевской культуры связано с дальнедистанционной миграцией отдельных групп европейского населения из указанных регионов в Среднее Поволжье. Их контакт с местными фатьяновско-балановскими социумами привел к возникновению такой яркой и самобытной культуры как средневолжская абашевская.
Не буду размещать здесь весь текст. Выпишу только самое значимое.
1) Хронология. Средневолжская абашевская культура просуществовала не более 250 лет в пределах 2200-1900 CalBC . Формирование культуры имело взрывной и скоротечный характер. По всем основным стандартам обрядово-инвентарный комплекс средневолжского Абашева кардинально отличается от предшествующего субстрата, который представлен фатьяновской культурой.
Резкая культурная трансформация, которая прихо-дится на время 2200 CalBC, позволяет расценивать основной компонент средневолжского Абашева в качестве пришлого. Иными словами, миграционный импульс сыграл решающую роль в генезисе СВАК. Однако какого-либо более или менее четкого представления о том, где расположен исходный ареал миграции и носители каких культурных традиций были вовлечены в этот процесс, в историографии так и не сложилось.
2) Погребальный обряд СВАК выглядит явно чуждым для региона. Нет никаких местных прототипов для оформления погребальных площадок в виде круглых столбовых оград, которые являются одной из визитных карточек абашевских древностей Среднего Поволжья. Сооружения, аналогичные круговым столбовым оградам средневолжско-го Абашева, известны только в ККК Моравии.
Реконструкции погребальных сооружений со столбовыми конструкциями СВАК и ККК Моравии.
1 - реконструкция по материалам СВАК (по: Мерперт, 1961); 2 - реконструкция по материалам ККК Моравии
(по: Dvorak, Matejickova, Sebela, 2004).
При этом у ККК на территории Чехии, равно как и в остальных регионах Центральной и Западной Европы, обряд является главным образом бескурганным, т. е. захоронения и ограды в Моравии сооружались с уровня древнего горизонта и возведение над ними насыпей не предусматривалось погребальной практикой. На территории Среднего Поволжья в очерченных выше регионах как раз именно со времени возникновения СВАК появляется курганная традиция, когда насыпи окружены столбовыми оградами. Однако, есть мнение, что традиция курганных погребений в СВАК более поздняя, и могильники изначально были как раз бескурганными.
Для Среднего Поволжья очень специфическим выглядит погребальный обряд СВАК, а именно скорченное на спине положение скелета. В свое время именно скорченное на спине положение скелета привело к возникновению весьма своеобраз-ной идеи о том, что в сложении СВАК принимала участие ямная культура. Однако хронологически эти культуры не пересекаются, и между ними есть значительные отличия. Полностью аналогичный средневолжскому абашевскому обряд представлен в ККК Центральной Европы. Здесь мы имеем ту же скорченную на спине позицию , что и на Средней Волге. Оно полностью идентично и серьезно отличается от ямной традиции, для которой стандартной нормой считались вытянутые вдоль тела руки.
Материальная культура. В Среднем Поволжье в абашевской среде внезапно распространяется посуда колоколовидной формы. Местных истоков она не имеет. Структурные соответствия посуде такой морфологии представлены в керамическом комплексе ККК , для которой колоколовидность сосудов стала эпонимной.
Очень показательным выглядит и сравнение систем орнаментации керамики СВАК и ККК. В свое время П.П. Ефименко и П.Н. Третьяков отметили, что «в кругу памятников шнуровой керамики и колоколовидных кубков... следует, видимо, искать происхож-дение характерного метопического орнамента некоторых абашевских сосудов».
Полностью соответствуют друг другу и техника орнаментации керамики в обоих культурных ареалах. И в колоколовидной, и средневолжской абашевской традициях использовались три основных приема декорирования: зубчатый штамп, гладкий штамп и прочерчивание. Хорошо известно, что основным отощителем для средневолжской абашевской керамики, равно как и для других абашевских культур, была толченая раковина. Подобная рецептура не характерна для ККК, что, впрочем, неудивительно с учетом того, что для изготовления керамики использовалось местное сырье и состав формовочной массы был обусловлен его особенностями.
Гарнитур украшений из металла средневолжского Абашева находит убедительные параллели в культурах Центральной Европы и карпато-дунайского региона. Здесь следует отметить один очень важный момент. Дело в том, что, как было показано выше, погребальный обряд и керамический комплекс СВАК напрямую восходят к энеолитическим стандартам ККК Центральной Европы, в то время как гарнитур украшений связан своим происхождением с локальными центральноевропейскими и карпато-дунайскими культурами раннего бронзового века периода Bz A. Как и в предыдущих случаях, подавляющее большинство средневолжских абашевских украшений не имеют местных прототипов. Их происхождение, равно как и некоторых типов фатьяновской культуры, связано с Централь-ной Европой и карпато-дунайским регионом.
Сходство европейского женского костюма и средневолжского абашевского носит не только структурный характер, но и совпадает в целом ряде деталей. Такие соответ-ствия невозможно объяснить конвергентными процессами, особенно с учетом того, что в традиционных культурах именно гарнитур украшений служит хорошо опознаваемым этнографическом индикатором. В эпоху бронзы сложно себе представить, что на столь далекие расстояния костюм путешествовал без его носителей.
О соотношении хронологии. Констатация миграции социумов из карпато-дунайского региона и Центральной Европы в Восточную, в частности в Среднее Поволжье, должно иметь и хронологическое обоснование. Во-первых, необходимо показать, что существование ККК и раннебронзовых культур Bz А стыкуется по времени со СВАК, а во-вторых, что их хронологическое соотношение однозначно указывает на вектор миграции. Действительно, почти невозможно, но чисто теоретически можно предположить, что направленность передвижения населения могла быть обратной, например, со Средней Волги в Центральную Европу.
Сравнение результатов суммирования обеих культур показывает, что в целом ККК в Центральной Европе древнее СВАК . Диапазон последней распо-лагается в пределах 2140-1870 CalBC, в то время как интервал существования носителей колоколовидных традиций укладывается в 2600-2050 CalBC.
По всей видимости, миграция с запада затронула и другие культуры. Помимо социумов ККК в нее были вовлечены и группы раннебронзовых культур, в частности унетицкой, нитрянской, Муреш.
О дискретности границ ККК. При всех изложенных аргументах, учитывающих целый комплекс сходства взаимосвязанных структурных компонентов обрядово-инвентарного комплекса центральноевропейских и карпато-дунайских культурных образований со СВАК, остается еще одна тема, которая требует отдельного комментария. Действительно, ареал cредневолжского Абашева достаточно удален от основного ареала ККК. От восточных рубежей последней на территории Польши, Словакии и Венгрии до ареала СВАК будет насчитывать-ся порядка 2 500 км. Расстояние большое, но и дальнедистанционные миграции в первобытные и исторические эпохи не новость. Однако в случае со СВАК и ККК этот вопрос приобретает особую актуальность. Действительно, средневолжское Абашево имеет очень ограниченную территорию (рис. 1). Пожалуй, сложно найти еще одну культуру бронзового века в Восточной Европе с таким в определенном смысле мизерным ареалом. Предшествующая фатьяновская культура, которую некоторые исследователи рассматривают в качестве основного генетического субстрата СВАК, имела большую территорию от верховий Волги и Поочья до Камы и Самарского Заволжья, и непонятным остается, почему только в крайне ограниченном регионе Среднего Поволжья на основе фатьяновских древностей возникла такая самобытная и яркая абашевская культура. Ответ на этот вопрос, как и на многие другие, кроется в ККК. Дело в том, что эта культура, которая охватывает расстояние от Марокко и Португалии до Польши, не имеет единой территории. Одна из главных составляющих феномена ККК - это дискретность ее ареала, т. е. общей территории с границами по периметру, как это обычно бывает, культура не имеет. Она представлена отдельными локусами, иногда значительными, а порою и меньшими, чем территория СВАК. Эта разреженность имманентно присуща ККК и связана с повышенной мобильностью ее носителей, которая была обусловлена хозяйственной моделью - отгонным скотоводством, в котором важную роль играл мелкий рогатый скот (Heyd, 2007, p. 340, 341, 368). В этой связи появление абашевской культуры на Средней Волге, генетически связанной с колоколовидной традицией, уже не выглядит чем-то необычным. Этот процесс органиче-ски вписывается в систему расселения социумов ККК. К тому же расстояние от ареала средневолжского Абашева до восточных локусов носителей колоколовидных традиций на четверть короче, чем от них до португальских и марокканских памятников.
В этом отношении принципиальное значение имеет хорошо известный факт, установленный в отношении круга абашевских культур, который помимо СВАК включает производные от нее южноуральскую и доно-волжскую абашевские культуры, занимавшие эпонимные регионы. Система локализации памятников этих культурных образований мало чем отличается от модели расселения носителей ККК. О.В. Кузьмина еще 30 лет назад четко обозначила этот феномен: «памятники абашевской культуры (имеется в виду абашевских культур - Р.М.) так и не заняли единой территории, а продолжают распола-гаться изолированными друг от друга группами, что нельзя объяснить неизученностью промежуточных территорий» (Кузьмина, 1992, с. 3). Эту специфическую особенность для абашевского мира недавно она подчеркнула еще раз: «Особенностью абашевской культуры, вытекающей из ее истории, является не сплошное заселение какой-то терри-тории, а расположение памятников группами. Эти группы находятся на значительном удалении друг от друга» (Кузьмина, 2021, с. 444). «Вытекающей из ее истории» - как это верно в контексте обсуждаемой миграции и генетической связи СВАК и ККК. Иными словами, абашевские культуры (средневолжская, южноуральская и доно-волжская) не имеют единого ареала с общими границами по периметру, демонстрируя те же характерные особенности, что и система локусов носителей колоколовидных традиций в Евро-пе и Северной Африке. Следует обратить пристальное внимание на то, что охаракте-ризованный феномен дискретной локализации абашевских культур в Восточной Европе в бронзовом веке больше не имеет аналогов. Все общности/культурные блоки/культурные круги (ямная, катакомбная, срубная, фатьяновско-балановская, посткатакомбная и т. д.) в указанную эпоху имеют общую территорию и замкнутые границы по периметру.
......................................................................................................................................................................................................................
Миграция предков абашевцев была не единственной. Я уже писал, что период около 2200 года до н.э. был временем переселений. Заинтересовавшихся
отсылаю к этому посту. Собственно, Мимоход тоже пишет про это.
.......................................................................................................................................................................................................................
В заключение следует отметить, что европейский миграционный импульс, который привел к формированию культурного круга Бабино и средневолжского Абашева, для Восточной Европы был вторым. Первый отчетливо прослеживается по материалам фатьяновской и балановской культур, которые, по сути, являются восточной периферией европейского шнурового мира, на что в литературе не раз обращалось внимание. Продвижение мигрантов в период 2200 CalBC так далеко на восток, в Среднее Поволжье, имеет простое объяснение. Дело в том, что миграция проходила по южной части лесной зоны и в пограничье с лесостепью по территории родственной культурной «шнуровой», а, скорее всего, и языковой среды, которая была сформирована первым миграционным импульсом из Европы. В этом отношении показательным является то, что продвижение европейского населения второй волны на восток закончилось как раз на Средней Волге, т. е. там, где и заканчивалось родственное культурное пространство.
СРЕДНЕВОЛЖСКАЯ АБАШЕВСКАЯ КУЛЬТУРА И КУЛЬТУРА КОЛОКОЛОВИДНЫХ КУБКОВ: НАБРОСКИ К СЕМЕЙНОМУ ПОРТРЕТУ
https://www.evrazstep.ru/index.php/aes/article/view/714/747