Сохраню себе кое-какую статью про тшинецкую культуры.
"Данное культурное явление распространено на территории девяти современных государств: Польша, Украина, Беларусь, Россия, Румыния, Республика Молдова, Литва; отдельные памятники зафиксированы также в Латвии и Эстонии (Gardawski 1959: tabl. II; Dąbrowski 1972: rys. 1; Makarowicz 2010: rys. 1.1) (
(
Read more... )
Reply
" Для комаровской (лесостепной) линии развития ТКК обряд кремации являлся скорее исключением, тогда как в лесной линии развития ТКК этот обряд представлен достаточно широко, что, по мнению С.Д. Лысенко, позволяет отождествлять с праславянами не весь массив ТКК, а только группы тшинецкой (лесной) линии развития, и в первую очередь Припятскую и Киево-Житомир-скую группы [7, с. 128-130].
Как указывалось выше, этому соответствуют и лингвистические данные, так как ареал распространения кремаций ТКК совпадает с ареалом древнейшей славянской гидронимии [7, с. 128-130] а также согласуется с фактом взаимодействия праславян с фракийцами (если учесть, что последние - прафракийцы - могли быть представлены комаровской линией развития). В археологических же материалах обращает на себя внимание появление в керамике тюльпановидных сосудов, характерных впоследствии и для раннеславянских археологических культур [9, с. 269-270].
Все эти факты заставляют обратить внимание на локальные группы лесной зоны тшинецкого культурного круга (особенно на Припяти, в Полесье, и в среднем Поднепровье) как на возможные археологические эквиваленты праславянской общности, начиная с XIII в. до н. э., и дают основания вести поиски праславянской прародины в этом направлении, более детально исследуя как особенности славянских культур V-VII вв. н. э., так и группы тшинецкого культурного круга. Нали-
чие возможных археологических атрибутов праславян в виде комаровско-тшинецких памятников и на западном направлении, во всяком случае, в По-висленье, делает равновозможным локализацию прародины праславян и в Юго-Восточной Польше. Для комаровской (лесостепной) линии развития ТКК обряд кремации являлся скорее исключением, тогда как в лесной линии развития ТКК этот обряд представлен достаточно широко, что, по мнению С.Д. Лысенко, позволяет отождествлять с праславянами не весь массив ТКК, а только группы тшинецкой (лесной) линии развития, и в первую очередь Припятскую и Киево-Житомир-скую группы [7, с. 128-130].
Как указывалось выше, этому соответствуют и лингвистические данные, так как ареал распространения кремаций ТКК совпадает с ареалом древнейшей славянской гидронимии [7, с. 128-130] а также согласуется с фактом взаимодействия праславян с фракийцами (если учесть, что последние - прафракийцы - могли быть представлены комаровской линией развития). В археологических же материалах обращает на себя внимание появление в керамике тюльпановидных сосудов, характерных впоследствии и для раннеславянских археологических культур [9, с. 269-270].
Все эти факты заставляют обратить внимание на локальные группы лесной зоны тшинецкого культурного круга (особенно на Припяти, в Полесье, и в среднем Поднепровье) как на возможные археологические эквиваленты праславянской общности, начиная с XIII в. до н. э., и дают основания вести поиски праславянской прародины в этом направлении, более детально исследуя как особенности славянских культур V-VII вв. н. э., так и группы тшинецкого культурного круга. Нали-
чие возможных археологических атрибутов праславян в виде комаровско-тшинецких памятников и на западном направлении, во всяком случае, в По-висленье, делает равновозможным локализацию прародины праславян и в Юго-Восточной Польше.
https://cyberleninka.ru/article/n/tshinetskiy-kulturnyy-krug-v-probleme-etnogeneza-slavyan
Reply
Leave a comment