Тшинецкий культурный круг

Sep 15, 2022 20:00


Сохраню себе кое-какую статью про тшинецкую культуры.

"Данное культурное явление распространено на территории девяти современных государств: Польша, Украина, Беларусь, Россия, Румыния, Республика Молдова, Литва; отдельные памятники зафиксированы также в Латвии и Эстонии (Gardawski 1959: tabl. II; Dąbrowski 1972: rys. 1; Makarowicz 2010: rys. 1.1) (рис. 1). Географически ТКК охватывает лесную и  лесостепную (с преобладанием лиственных лесов) зоны Восточной Европы между Карпатами с  юго-запада, Среднерусской возвышенностью с  востока, Балтийским морем с  северо-запада и границей степи и лесостепи с юго-востока. Время бытования ТКК, в целом, соответствует климатическому оптимуму суббореала (Лисенко 2001;

Лысенко 2002а: 155 сл.).

Системная связь между культурой и  ландшафтом позволяет выделить     в рамках ТКК две линии развития: тшинецко-сосницкую (лесную) и малопольско-комаровскую (лесостепную). Первая связана с  низинными ландшафтами (Великопольско-Куявская низменность; Мазовия; Прибалтика; украинское, белорусское и  брянское Полесье), вторая  - с  возвышенными ландшафтами (Прикарпатье, Волынская, Подольская и  Приднепровская возвышенности) (Лысенко 2002б: 128-130; Makarowicz 2010: 55-63).



Лесная линия развития восточного массива ТКК представлена сосницкой культурой. В рамках этой культуры выделяются группы: припятская (Березанская 1972: 130)2, сосницкая (черниговское и  брянское Полесье) (Березанская 1972: 130-134; Артёменко 1987: 106-113), северополесская (Крывальцэвiч 1995: 16), верхненеманская (русаковицкая) (верхнее течение Немана до верховьев Дакудава и  верхняя половина течения Щары до верховьев Русакова) (Лакіза 2004: 14, 2008: 158-161), киево-житомирская (киевское Полесье) (Лисенко 2001: 5-7)3.
Лесостепная линия развития восточного массива ТКК отражена в  комаровской культуре. К ней относятся группы: комаровская (Верхнее и частично
Среднее Поднестровье, Верхний Прут) (Свешников 1990: 79-82), волынская (лесостепная часть бассейна Припяти) (Свешников 1990: 82-86)4, Костиша (Верхний Серет, Средний Прут) (Вулпе 1961: 106-122; Florescu 1970: 51-81; Дергачёв 1986: 147, рис. 37: А; Cavruc, Dumitroaia 2001), подольская (гордеевско-белогрудовская) (лесостепное Побужье и  Западная Подолия) (Лысенко 2002а: 155 сл., 2002б: 128-130, 2012; Górski et al. 2003: 289-291), киево-черкасская (лесостепное Среднее Поднепровье) (Лисенко 2001: 7-11).


Восточный массив ТКК может датироваться, в целом, датироваться в промежутке 1800/1700-1000 ВС.



Что же стоит за всем этим многоликим «тшинецким» массивом? Для культурного круга Бабино в  основание выделения как самого культур- ного круга, так и  отдельных культур и  вариантов был положен погребальный обряд (Литвиненко 2009). Для ТКК мы не наблюдаем подобной общности погребального обряда: в  лесостепи доминирующим является трупоположение, в  зоне смешанных лесов преобладают кремации. Бронзовые изделия («карпатская вуаль») также характерны, преимущественно, только для лесостепной линии развития. Кроме того, известные на сегодняшний день погребения и металлические изделия ТКК крайне малочисленны.

Единственной массовой категорией культурно значимых артефактов для всего ареала ТКК остается керамика. Однако и  здесь возникает проблема.
Сравнивая особенности керамических комплексов территориальных проявлений ТКК от Одера до Днепра и Десны (Makarowicz 2010: rys. 1.2-1.6, 1.9-1.12), трудно избавиться от мысли, что речь идет о совершенно различных культурных образованиях. Однако это только на первый взгляд.
Наибольшее различие территориальные колонки керамики показывают на ранних и поздних фазах. Это, видимо, связано с различной подосновой локальных групп ТКК и их различными судьбами. Однако все эти группы демонстрируют общий компонент, который становится доминирующим в  классической фазе,  - это тюльпановидный горшок различной степени профилирования (от развитого
S-видного до практически баночного профиля), украшенный горизонтальными углубленными линиями по шейке (желобки, бороздки), а также нанесенными в подобной технике заштрихованными треугольниками, группами отрезков и т. д. Керамическое тесто в классический период, за редким исключением, имеет в примеси дресву (в зависимости от сырьевой базы: кремень, гранит и  т. д.). Поверхность
сосудов ангобирована и тщательно заглажена, а во многих случаях и подлощена. Венчик утолщен, либо просто уплощен в  различных плоскостях. На всех этапах развития керамики тшинецкого типа встречается, а иногда доминирует, орнаментация в виде оттянутого или налепного валика по плечику, а также всевозможных наколов. Вторым значимым типом, наряду с тюльпановидными сосудами, являются чаши, также имеющие различную степень профилировки (рис. 4).
Таким образом, основой выделения ТКК является керамический комплекс классической фазы его развития. Особенности погребального обряда и  комплекса металлических изделий не охватывают весь культурный круг и являются вторичными, характерными лишь для отдельных линий развития, культур и локальных групп.
Остановимся более подробно на особенностях керамического комплекса поздних и финальных проявлений ТКК. На территории, занятой в период поздней бронзы ТКК, впоследствии формируется ряд обособленных культурных массивов периода финальной бронзы и  раннего железного века. Наиболее значимые из них: лужицкая, высоцкая, чернолесская и милоградская культуры.
Согласно радиоуглеродной датировке, формирование раннелужицкого керамического комплекса на Куявах относится еще к  периоду 1500-1400 ВС
(Czebreszuk et al. 1997: 49-54, rys. 46; Ignaczak, Makarowicz 1998: rys. 3; Ignaczak 2002: rys. 62). Переход от поздней тшинецкой культуры к раннелужицкой в Малопольше и  междуречье Вислы и  Сяна был рассмотрен Я. Гурским. На основании изучения переходных комплексов исследователь приходит к выводу, чт они замыкают последний этап существования тшинецкой культуры и одновременно являются началом развития лужицкой культуры. Важным представляется вывод о том, что «комплексы со смешанными чертами свидетельствуют об
эволюционном процессе замены одной культуры другой в рамках одной общности» (Górski 1998: 361-378).

В Верхнем Поднестровье и  Западной Волыни на смену комаровской и  волынской группам ТКК приходит высоцкая культура (Бандрівський, Крушельницька 1998: мал. 1). Ранний период этой культуры был отнесен к HaA и датирован 1200-1000 ВС. В предшествующий период (1400-1200 ВС) Н. С. Бандривский выделяет «переходный» горизонт памятников («позднекомаровские ноанизированные комплексы» - Бандрівський 2002: рис. 44). Керамический комплекс высоцкой культуры находит близкие параллели как в  лужицкой, так и  в  белогрудовской культурах. Пережитки керамических традиций тшинецкой керамики наиболее чувствительны на раннем этапе высоцкой культуры. Так, например, на Петриковском могильнике среди многочисленных тюльпановидных сосудов обнаружена также керамика, по форме и  обработке поверхности находящая непосредственные параллели в  керамике малополовецкого типа раннего периода ТКК в Среднем Поднепровье (Бандрівський 2002: рис. 32: 1; 35: 1).



В последние годы Н. С. Бандривский расширил время бытования высоцкой культуры до периода 1900-800 ВС за счет включения в  нее классических комплексов комаровской культуры, например, Иванье (Бандрівський 2005: 241 сл.). Однако, на наш взгляд, это неудачная попытка объяснить сходство элементов высоцкого и комаровского культурных комплексов. Высоцкая культура, безусловно, в значительной мере формируется на основе западных групп комаровской культуры ТКК, но по многим признакам (погребальный обряд, керамический комплекс, металл)  - это культура уже совершенно иного времени. А ранневысоцкие памятники, по нашему мнению, отражают период перехода от ТКК к собственно высоцкой культуре.
Сравнивая по ряду признаков высоцкую культуру с белогрудовской, Н. С. Бандривский приходит к выводу о существовании в Правобережной лесостепи высоцко-белогрудовской культурно-исторической общности (Бандрівський 2005: 241-252). Формируясь в бассейне Южного Буга (Гордеевка, Печера) на комаровской основе (Бар, Чеботарка), белогрудовская культура в  период HaA охватывает Среднее Поднестровье, лесостепное Побужье, Восточную Волынь и  лесостепное Среднеднепровское Правобережье. Генетическая связь белогрудовской культуры с комаровской неоднократно отмечалась исследователями (Тереножкин 1961: 237; Березанская 1956: 51, 1964: 72, 1985: 512; Лысенко
2002б: 128-130, 2002с: 92-93). С другой стороны, кухонная керамика белогрудовского и чернолесского горизонтов идентична как в Среднем Поднестровье (Непоротов  - Крушельницька 1998: 147-168), так и  в  Среднем Поднепровье (Суботов - Тереножкин 1961: 47-82), а хронологические различия накапливаются за счет столовой керамики, металла и пр. Таким образом, на наш взгляд, «белогрудовская культура» имеет двойственный характер. С одной стороны, это финальный горизонт ТКК (отражающий его распад) в  Правобережной лесостепи, с другой - ранний горизонт чернолесской культуры. Аналогичную двойственность наблюдаем и в зоне смешанных лесов. В Киевском и Черниговском Полесье С. С. Березанская выделяет лебедовскую культуру, относя ее к  единой культурно-этнической области с  памятниками житомирского Полесья (Гремячье, Народичи) (Березанская 1976). И. И. Артёменко лебедовскую культуру отнес к позднему этапу сосницкой культуры (Артёменко 1987: 106-113), т. е. непосредственно к  ТКК. С другой стороны, О. Н. Мельниковская с  памятниками типа Гремячье и  Народичи связывала формирование милоградской культуры (Мельниковская 1967: 165-166), а  Л. И. Крушельницкая лебедовскую культуру (по С. С. Березанской) считает «лебедовским этапом милоградской культуры» (Крушельницька 1985: 29). В  последние десятилетия значительный материал, сопоставимый с  позднесосницкими памятниками Украины, накоплен белорусскими археологами (Прыбар-I, Заспа-2, Азярное-1). Эти находки дали возможность Н. Н. Крывальцевичу предположить, что «ранний этап милоградской культуры имеет более раннюю дату, чем VII в. до н. э. Не исключено также и  то, что милоградская культура могла возникнуть в догородищенский период, т. е. в поздний период эпохи бронзы. В таком случае большое значение в ее генезисе должно было принадлежать восточнотшинецким (тшинецко-сосницким) древностям позднего периода бронзового века» (Крывальцэвiч 1998б: 35).С. С. Березанская, рассматривая время и  некоторые возможные причины исчезновения тшинецкой культуры в  Украине, значительное внимание уделяет внешним факторам: давлению на тшинецкое население срубной культуры с  востока, приказанской и  поздняковской культур с  северо-востока, а  также культур «фракийского гальштата» с  юго-запада. При этом она отмечает, что наиболее вероятной причиной культурных катаклизмов стали климатические изменения и связанный с ними кризис хозяйства (Березанская 2006: 111-122).
На наш взгляд, именно климатические изменения конца суббореального периода, стимулируя интенсивные притоки инноваций, явились первопричиной зарождения в недрах ТКК культур рубежа эпохи бронзы - раннего железного века. В  XIII-XII вв. до н. э. на территории Северного Причерноморья начинается ксеротермическая депрессия, нарастание континентальности климата.
В X-IX вв. до н. э. континентальность климата еще более увеличивается и финал чернолесской культуры соответствует пику иссушения (Герасименко 1997: 55-56; Дараган 2004: 36; Березанская 2006: 111 сл.; Лысенко, Пашкевич 2009:
372-380; Лысенко 2011: 38-43). Видимо, именно эти факторы, в  конечном итоге, стали причиной переориентации традиционных связей и  деструкции ТКК. Но если в степной зоне изменения климата сравнительно быстро привели к  культурным изменениям, то в  зоне лиственных и  смешанных лесов этот процесс, похоже, сглаживался особенностями ландшафтов и затянулся на несколько столетий.
https://docviewer.yandex.ru/view/0/?page=11&*=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%3D%3D&lang=ru

археология, бронзовый век

Previous post Next post
Up