Я уже не раз сравнивал древние и современные группы с точки зрения генетической схожести. Был
отдельный пост про ямников и
про фатьяновцев. Да и вообще, много всего. Сегодня можно рассмотреть различные варианты культуры шнуровой керамики (КШК).
Такие вещи очень полезны. Наглядная демонстрация того, что человеческая история, в том числе и генетическая, это постоянное переплетение человеческих потоков. Есть ведь люди, которые людят утверждать, мол, русские - прямые наследники фатьяновцев/ямников/кроманьонцев (нужное подчеркнуть). Пишу русские, подразумеваю любой народ и его не в меру патриотичных представителей.
Итак, что у нас там со шнуровиками? Для начала стоит рассмотреть самые ранние группы различных локальных культур шнуровой керамики. Известно, что они отличались большим количеством степной компоненты в отличие от поздних.
Сейчас есть три таких выборки - ранние шнуровики Польши, Чехии и Балтики. Начнем с балтийской ранней КШК. Мы видим, что на первых местах
различные современные финно-угорские народы, как это не парадоксально, а также группы руcских с финно-угорским субстратом, типа жителей Костромы или северных русских групп.
Однако не стоит обманываться. Здесь вся суть в расстояниях. Они просто огромные. Даже к финнам, которые здесь на первом месте, балтийские шнуровики лишь относительно близки. Например, современные испанцы куда ближе к современным финнам, чем эти шнуровики. Цвет тоже наглядно отображает расстояния. Напомню, что близость маркирует зеленый цвет. А тут всё красное, что также свидетельствует об огромных расстояниях.
У ранних польских шнуровиков примерно такая же картина. Только расстояния ещё дальше.
А вот ранние чешские шнуровики куда ближе к нам, почти в два раза меньшие расстояния. Здесь степной компоненты было меньше, их "генетический бульон" был ближе к современным людям. Но опять же, расстояния большие.
Теперь можно перейти к более поздним выборкам. Сначала рассмотрим те же регионы.
Можно увидеть, что расстояния сильно уменьшились. Особенно для балтийских шнуровиков. Но все равно до современных людей не очень близко. Интересно, что в ближайших популяциях появляются современные германские группы.
Примерно такую же картину можно увидеть у немецких шнуровиков.
А вот выборка шведских КШК куда более похожа на современных скандинавов. Но всё равно, расстояния остаются не слишком близкими.
Две выборки из Дании тоже относительно близки к скандинавам.
Пожалуй, современные германские группы больше всего сохранили шнуровой генофонд, но приравнять их к шнуровикам нельзя. Генофонд ещё не раз претерпевал изменения, пока не устаканился до современного состояния.
Вот так распределились древние базовые компоненты у этих шнуровых выборок. Видим огромную долю компонента Yamnaya, связанного со степными культурами ранней бронзы у самых ранних групп. И видим, что у более поздних шнуровиков доля этого компонента уменьшается, уступая доле неолитических земледельцев, а также охотников мезолита.
А теперь можно сравнить эти древние выборки друг с другом. Посмотрим, насколько близки были друг другу шнуровики. Я добавил несколько выборок фатьяновских могильников в анализ. Начнём с самых ранних шнуровиков. Балтика, Польша и Чехия.
Можно увидеть, что из ранних шнуровиков только балтийские и польские друг к другу близки. Чешские близки к более поздним шнуровикам. Выше уже было продемонстрировано, что степной компонент у них меньше всего из ранних групп.
Более поздние шнуровики этих же территорий обнаруживают высокое сходство со всеми остальными шнуровиками, исключая ранних.
То же справедливо для немецких и шведских шнуровиков.
А также для двух выборок датских.
Всё это говорит о том, что ранние и поздние шнуровики - два родственных, но отдельных генофонда. Ранние похожи на ранних, поздние на поздних.