Первое появление земледелия в Европе

Jun 23, 2022 20:00




Какое-то время назад ув. sovice_snezni скидывал ссылку на довольно интересную книгу: Shennan Stephen. The First Farmers of Europe. An Evolutionary Perspective. 2018.

Как следует из названия, она рассказывает о первых земледельцах Европы. Написана она довольно популярным языком, но с использованием всех последних наработок типа палеогенетики, изотопных, химических и археологических исследований. Главы разбиты по регионам, что довольно удобно.  В общем, хороший повод освежить старые знания и узнать что-то новое. Поэтому мне показалось важным сделать этакие краткие конспектики по интересующим меня главам. Автор начинает с Ближнего Востока и зарождения земледелия, но мне больше интересны аспекты проникновения первых земледельцев в Европу. Потому возможен некоторый перекос. Главам про Центральную Европу, Скандинавию и Британию, вероятно, я уделил больше внимания, а остальные немного сократил.

Начну с Балкан.   Но это будет не сильно длинный вводный текст. Книга, конечно, начинается совсем не с Балкан, а с Ближнего Востока и  описания возникновения земделелия.

Возможно, когда закончу с европейскими регионами и если будет желание, размещу ближневосточную главу.



Карта распространения земледелия в Европу. Даты указаны в формате "лет назад"
С точки зрения материальной культуры представляется, что экспансия первых земледельцев на Балканы происходила через Северную Грецию.  По всей видимости, это произошло в последние два века седьмого тысячелетия до н.э. (6200-6000 гг. до н.э.)
Довольно интересное место  в свете распространения земледелия на Балканах представляет собой Лепенский Вир на границе Сербии и Румынии.  Он был населен значительное время - от позднего палеолита и мезолита до неолита. Там много довольно необычных вещей - каменные скульптуры, трапецевидные дома, а также свидетельства взаимодействия земледельцев и охотников.   В этом ущелье были очень удобные условия для ловли крупной рыбы - осетра, сома, карпа.  В раннем и среднем мезолите для местных сообществ есть свидетельства только местных связей, но в позднем мезолите (7400-6200 гг. до н.э.)  появляются данные о связях не только с соседями. Например, в виде морских раковин, отражающих дальние контакты с прибрежными группами.


Ранненеолитиеские памятники Балкан и Анатолии

Геномные исследования показали, что эти охотники состояли из смеси двух компонентов - западноевропейских охотников-собирателей (WHG = 85%) и восточноевропейских (EHG=25%).  В конце мезолита в этих местах отмечается т.н. переходный период. Жизнедеятельность также зависела от охоты и рыбалки, но появляются культурные элементы, связанные с первыми земледельцами (керамика, характерные полированные топоры).  Тогда же появляется каменная скульптура и трапецевидные дома.  Недавние исследования изотопа стронция показали, что в этот период присутствовали неместные индивиды, в отличие от предыдущих эпох.  Практически все из них - женщины.  Генетические исследования подтвердили у них присутствие анатолийской примести, зачастую полное её доминирование.  Данные по изотопам углерода и азота показывают смешанную наземно-водную диету, показывая, что прежний образ жизни уже начинает изменяться. На следующем этапе, начиная с 5930 г. до н.э., свидетельства из Лепенского Вира становятся полностью неолитическими.  Трапецевидные дома заброшены, вытянутая поза погребенных сменяется скорченной, отмечены останки домашних животных и свидетельства перехода к наземной диете. Ок. 5500 г. до н.э. Лепенский Вир был оставлен людьми.

Лепенский Вир был не уникальным, похожие данные о постепенном переходе к неолитическому образу жизни есть и на других поселениях. Но  не стоит полагать, что это была типичная ситуация. Данные  свидетельствуют о значительном сокращении населения от верхнего палеолита до позднего мезолита по мере распространения лесов, уменьшения количества  наземных животных и растительных ресурсов, доступных для потребления человеком. Кажется вероятным, что по мере расширения земледелия охотники либо отступили в изолированные районы, такие, как ныне затопленная часть побережья Чёрного моря, либо  были поглощены наступающими земледельцами.  Геномная картина балканского неолита указывает на 98% анатолийского происхождения.  Исследования культур Старчево и Кёрёш показали, что их представители практически ничем не отличались от анатолийских земледельцев, хотя был обнаружен индивид с 8% WHG. Другой индивид в контексте этих культур показал, что он происходил из группы охотников с профилем WHG,  и эта группы была весьма немногочисленной по размерам.  Вероятно, такими же, крайне немногочисленными, были и остальные охотники Балкан, с которыми встретились первые земледельцы. Исключение составляли лишь места, богатые ресурсами, типа Лепенского Вира, где была довольно высокая для охотников плотность населения.



Два пути колонизации Балкан и островов Эгейского моря первыми земледельцами

Исследователи довольно много знают о жизни первых земледельцев Балкан. Их стада состояли, в основном, из коз и овец в Греции, но были немного более разнообразны к северу, где  присутствует акцент на крупном рогатом скоте.  Кроме того, на севере больше представлены дикие животные, являвшиеся предметом охоты. Довольно странно, что свиньи на севере играли гораздо меньшую роль, чем на юге - два процента против десяти. Хотя стоило бы ожидать обратного. Исследования скота показали, что он был завезён из Азии и не являлся продуктом местного одомашнивания.  И генетический поток среди популяций скота между Балканами и Анатолией продолжался порядка тысячи лет.

Культурные растения показывают примерно такую же картину.  Однозернянка, эммер и ячмень присутствуют также, как и в Анатолии.  Точно также, как и в Анатолии, на Балканах найдены культурные горох, чечевица, горькая вика, нут и горох. Есть некоторая разница в представленности сорняков. В Анатолии они более разнообразны.  Вероятно, это связано с последовательным отбором семян и  постепенным исключением сорняков.  Керамические стили и традиции домостроительства также демонстрируют анатолийские связи, хотя керамика довольно разнообразна.



Изменение плотности населения в Греции, Фракии, Центральной и Западной Анатолии по радиоуглеродным датировкам

Таким образом, экспансия земледельцев была явно демографическая. Они столкнулись с местным населением, но контактировали с ними очень ограниченно. По всей видимости, причина этому - крайне редкое охотничье население, и превосходство земледельцев в численности.
Нет необходимости видеть первых земледельцев Балкан как беженцев от неких климатических изменений или природных катастроф. Даже если в Анатолии начался период более холодного климата, нет данных, что он оказал какое-то воздействие на анатолийские поселения.  По всей видимости, основная причина - прирост населения и поиск новых земель.  Но это была экспансия отдельных  автономных сообществ, а не обширная скоординированная миграция.  Кроме того, это не был непрерывный процесс.  После прибытия земледельцев в Северную Грецию, прошло еще около 300-400 лет, прежде, чем оно стало распространяться к северу от Эгейского моря, когда снова заметна быстрая экспансия за Дунай.

история первых земледельцев Европы, охотники и земледельцы, неолит, неолитизаторы

Previous post Next post
Up