Почти 90 % обращений самарских потребителей - это некачественные (в том числе с истекшим сроком годности) продукты и товары, а также услуги ЖКХ. Все мы сталкиваемся с просрочкой или несвежими продуктами, молодые люди чаще других - с "левыми" гаджетами, пенсионеры становятся потерпевшими в связи с навязанными услугами по продаже косметики, медприборов, замены окон и дверей
А тут ещё оказалось, что уже с первого января потребителям нет смысла сразу обращаться в Роспотребнадзор с жалобами на плохих торговцев, рестораторов, туроператоров или парикмахеров. Дело в том, что введены поправки в ФЗ N 294 "О защите прав юрлиц и индивидуальных предпринимателей...". И теперь специалисты Роспотребнадзора по Самарской области проводят внеплановые проверки по жалобам только в случае, если заявитель уже обращался в магазин или контору, но ему отказали вернуть деньги или переделать работу либо пошли навстречу частично.
Click to view
Изменения конечно, на руку бизнесу, хронически страдающему от проверок всевозможных ревизоров. А вот нам, потребителям, стало на порядок сложнее. Недобросовестный продавец будет затягивать с письменным отказом. А устный отказ не в счет, его к жалобе не подшить. И "поход за правдой" затянется как минимум еще на пару месяцев.
Представьте себе типичный случай. Бабушке - 92 года, ей нужно заменить некачественный новый пылесос. Она звонит в Роспотребнадзор, а ей пытаются объяснить, что теперь надо сначала самой отнести жалобу продавцу, дождаться ответа и только после того, как ее требования проигнорируют, уже обращаться к инспекцию. Для пожилых это сложная схема, обиженный отказом человек может вообще не пойти жаловаться. Также не все готовы добиваться справедливости сами в случае с недорогим товаром. Мол, овчинка выделки не стоит.
Или вот ситуация, когда у человека не взяли документально оформленную претензию, не дали ему книгу жалоб и предложений. Бывает даже и такое, что у фирмы нет вывески. Что делать с такими случаями? Раньше специалисты Роспотребнадзора могли выйти с проверкой по жалобе потребителя, а теперь - нет. Что касается продуктов питания, то здесь потребители по-прежнему могут нести претензии напрямую в надзорный орган, который обязательно выйдет с проверкой в магазин и накажет штрафом. Здесь, слава Богу, действуют незыблемые санитарные правила.
А теперь совет - как именно подготовить претензию к продавцу. Не забудьте приложить копии документов, относящихся к существу требований и подтверждающих факт нарушения Ваших прав (договор, квитанция, кассовый чек, фотографии и др.). Укажите Ваши контактные данные, способ передачи ответа на претензию, поставьте подпись и дату написания. Обязательно укажите срок рассмотрения. Согласно ст. 22 Закона «О защите прав потребителей» -- в течение десяти дней. Претензия составляется в двух экземплярах, один из которых остается у потребителя с отметкой о дате вручения, второй необходимо вручить продавцу под подпись лица, принявшего документы и указанием даты. Ну, или направить на юридический адрес субъекта по почте заказным письмом с уведомлением.
В арсенале недобросовестных предпринимателей немало уловок, в том числе пресловутый мелкий шрифт в договорах. Но закон «О защите прав потребителей» по прежнему чаще встает на сторону клиента. Очень надеюсь, что новый претензионный порядок не остановит самарцев. Люди делятся на две категории, тех, кто жалуются и тех, кто все терпит. Для первых оформление лишней бумажки и отправление уведомления не составит такого уж труда, зато это реальный механизм досудебного решения спора. Уверен: часть претензий благодаря ему удастся снимать в добровольном порядке. Удачных вам покупок!
Я, Андрей Асташкин. Это была программа Цифры. Увидимся!
--- Ещё выпуски программы "Цифры" с Андреем Асташкиным в ЖЖ ( См. канал на
ЮТУБЕ)
Самара. Ветхая Безымянка Цены на лекарства: кошелёк или жизнь? Чиновникам - спецлечение? Самара - Детские площадки опасны! Насилие. #яНеБоюсьСказать "Пошаговая схема разрухи на дорогах" Про изнасилование ... счётчиком. Ухабы ЖКХ Самара. Нечем дышать. Экология, Зеленые зоны