Отзыв Ларисы Лисюткиной shaherezada на презентацию книги и
фотовыставку.
Андрей Дитцель - фигура уже хорошо известная в современной культурной среде. В его биографии - первый в России однополый брак, со-родительство с лесбийской семьёй и совместное воспитание дочери. Андрей Дитцель - открытый гей, он воспринимает свою инаковость скорее как подарок судьбы, чем помеху в жизни. В 2007 году у него вышел сборник стихов SLAVISTIKA, ему предшествовали ещё три издания, которые появились в Санкт-Петербурге и в Новосибирске. 2009 год был отмечен выходом романа Кентавр vs Сатир. (Тверь: KOLONNA Publications). Он победитель русскоязычного слэма в Берлине. Читатели популярного блога andrreas в живом журнале знают Андрея Дитцеля и как фотохудожника. Именно художник, а не просто фотограф. По его работам можно составить себе представление о городах и реках Европы, куда привела А. Дитцеля щедрая на сюрпризы судьба: Новосибирск-Академгородок-Чебоксары-Омск-Барнаул-Новокузнецк и даже экзотическая станция Искитим; далее Москва, Гамбург, Берлин, Венеция, остров Мальта...
То, что выход новой книги Дитцеля «Вода Земля» совпал по времени с проведением большой фотовыставки в рамках российско-итальянской музейной ночи, в т.ч. по Венеции Бродского, в его родном Новосибирске - удача и для читателей, и для автора. Образность текста и образность фотографии дополняют и обогащают друг друга, дают возможность с разных позиций «заглянуть в душу» автора, дважды соприкоснуться с тем, как он переживает и отображает свой мир.
Из мозаики фотографий, стихов и дневников вырастает единое целое: портрет одарённого, обаятельного, избыточно эмоционального молодого человека на фоне слома советской цивилизации. Мир трещит по швам, а герой плывёт против течения. Это судьба несёт его к новым берегам? Или его тотем - Большая Рыба? Где и чем кончится путь этого Улисса? У него цель не географическая. Он путешествует в погоне за счастьем. Но это, как известно, объект мистический. И в конце пути читатель получает не хэппи энд, а самого автора, который рассказывает о себе в прошлом из настоящего. В его прозе и стихах - гулкая перекличка с античной, российской и немецкой классикой, с городским фольклором тех мест, через которые пролёг его путь. Он щедро делится своим главным богатством: полным собранием друзей, возлюбленных и людей, встреченных в долгих странствиях.
Романтические и ностальгические сюжеты из первой части книги (Вода) уравновешиваются гротеском, юмором, иронией и самоиронией во втором, более «приземлённом» разделе Земля. Третий раздел - не упомянутый в заглавии книги Огонь; здесь происходит переход от поэзии к прозе. Во всех трёх стихиях автору не изменяет хороший вкус, чувство меры и стиля. Читатель получает уникальный шанс временно «вселиться» в автора, через тексты и фотообразы присвоить себе его чувственность, телесность, визуальность и - last but not least - его эротическую и эстетическую энергетику. Через весь сборник проходят «красной нитью» Март, Вода, Земля, Огонь и Рыбы. Вода и Рыбы - это знаковые фигуры, они появляются в каждой новой книге Дитцеля. Вода - его любимая стихия. Он сознательно избрал местом для жизни портовый Гамбург, где есть и море, и река, и корабельные причалы, и старинные склады по берегам длинных каналов. Вода - аналог потока времени. Рыбы - загадка. Ясно, что автор себя с ними отождествляет. Они его тотемы. Он то плывёт на них верхом по водам рек, то созерцает их летящими по небу:
В марте по небу скитаются тусклые рыбы.
Видишь, повсюду вода, не дождаться ковчега.
Суша все меньше. Мы гибнем с тобой. А могли бы
вместе уйти по последнему талому снегу.
(Март, с. 4)
А почему новую книгу открывает именно «Март»?
Может, потому что это первый месяц весны, её ещё не завершённый контур? Уже не зима, но ещё и не весна. В такой неопределённости много внутреннего напряжения, ожиданий, желаний: «Вот потеплеет, и расцветут все цветы, а я начну новую жизнь, я уеду, я изменюсь, я допишу, я договорюсь, я извинюсь, я расплачусь с долгами...». Март традиционно вдохновляет художников и поэтов. Но март - это не только проекция, не только радость будущего. Любое новое начало - это ещё и ретроспекция, подведение итогов, прощание с прошлым. Новое начало предполагает, что ты закрываешь дверь за завершившейся фазой жизни. Истории в прозе и в стихах, рассказанные Андреем Дитцелем, несёт на себе поток времени:
В мир приходит, входит в реку, дно теряет и плывет.
Волны носят человека как кораблик или плот.
Время - пятая стихия, которую автор прибавляет к четырём общеизвестным. И тут возникает - не как тема, а как настроение - идея Vanitas Vanitatis: Всё проходит, всё суета сует и томление духа. Но тема Vanitas в стихах Андрея Дитцеля не звучит как выражение депрессии и страха смерти (как это было в рамках культуры Барокко, где эта тема находится «у себя дома» и доведена до логического конца). Герои сборника время от времени умирают - например, в поэтическом рассказе «Стихи на бланке прописки». Сам же автор не стремится к выходу «в последнюю дверь», ему не близка мысль, что «Мне уже двадцать девять, было вполне достаточно». Он смотрит в лицо жизни и смерти, и он выбирает жизнь. И не просто жизнь, а возможность и необходимость счастья. Это его предъява к жизни, его conditio sine qua non. Поток времени уже вынес его на хорошие берега, которые он полюбил и с которыми сжился. С этим потоком к нему «приплыли» профессиональный успех, интересные людей в окружении, счастливое отцовство и умопомрачительные виражи в реальном и виртуальном пространстве. С неиссякающим изобилием из этого же потока ему в руки упала и эта книга, которая станет частью его биографии и будет сопровождать его в его дальнейшем пути по водам и по суше.