Встреча за круглым столом квадратной формы - 3

Dec 16, 2011 16:33

Стенограмма встречи. часть 2.
Во встрече принимали участие: издатель Эрик Брегис - Э.Б., писатель-фантаст Леонид Кудрявцев - Л.К., Виталий Иванов - В.И., я - Анна, Андриенко - А.А.: от партии пиратов Павел Рассудов - П,Р, и Евгений Чебыкин - Е.Ч.

Л.К. - Хорошо. Подойдем с этой стороны. Как Ваша партия помогает профессионалам?

П.Р. - Наша партия, как раз наше сообщество, занимается тем, что вводит их хоть в какие-то рамки. А писательское сообщество, которое существовало очень давно, своих читателей в рамки не вводит! Оно оглупляет сейчас население. И самоорганизовываться пока демонстративно не желает!

В.И. - Я очень прошу не путать писателей с общекультурной ситуацией в стране и в мире в целом. Как уже было сказано Эриком, есть писатели, и есть авторы текстов. Не надо путать именно профессиональных писателей и многочисленных авторов текстов. Профессиональные писатели, несмотря на то, что со многими я не согласен по эстетике, по идеологии - это профессиональные писатели. Даже уважаемый господин Сорокин, хотя, я помню, меняли его книги на унитазы, но это именно профессиональный автор. Это неотрицаемо.

Э.Б. - Он преследует свои цели и добивается их.

В.И. - Да. Поэтому я понимаю, что и Леонид, и Эрик спрашивают вас о другом. Каким образом вы предполагаете оказывать реальную действенную поддержку профессиональным авторам, и каким образом вы видите трансформацию издательского бизнеса - я не побоюсь этого слова - в дальнейшем?

Э.Б. - Что вы делаете для того, чтобы хороших книг - текстов - было больше, именно хороших, качественных, которые учили бы грамотности?

Л.К. - Пока мы услышали только, что вы собираетесь писателей ограничивать, организовывать и лишать собственности.

Е.Ч. - Мы не говорим про писателей. Мы говорим про пользователей. Мы писателей по большому счету пока вообще оставили в сторонке. Вы представляете свои интересы, мы представляем свои интересы пользователей. Мы не говорим за вас сейчас, мы говорим только, что мы - пользователи, и у нас есть права, которые вы - вы в том числе - хотите ограничить.

Л.К. - Поэтому мы вам объясняем, что ваше поведение - иррационально: оно только приведет к тому, что случится [неразборчиво]

Е.Ч. - То, что мы сидим с вами тут и пытаемся о чем-то договориться…

Э.Б. - …есть попытка найти точки соприкосновения. Давайте искать точки соприкосновения. Вы хотите, чтобы было много качественных текстов - мы говорим сейчас только о текстах, не трогаем музыку, изобразительное искусство…

П.Р. - Почему?

Э.Б. - Ну, мы все-таки в этом разбираемся. Вы хотите, чтобы было в свободном доступе большое количество качественных романов, рассказов, повестей, статей и так далее.

Е.Ч. - Чтобы не было плагиатов, чтобы не было реплик, чтобы не было парафразов, и, грубо говоря, воровства чужих идей.

Э.Б. - Мы сейчас говорим о продукте деятельности профессиональных авторов.

Л.К. - Вы, наверное, что-то пытались издавать - у вас глаза горят…

Э.Б. - Вы хотите это получить много и бесплатно.

П.Р.- Нет, не бесплатно. Для нас важно, чтобы в первую очередь много, и только во вторую очередь - бесплатно, потому что для нас важно, чтобы сначала было, а потом - в свободном доступе.

Э.Б. - Значит, вы подошли к точке соприкосновения желаний. Подходим мы со своей точки зрения. Ладно, мы сейчас не берем издателей, бог с ними. Авторов вот этих самых текстов. Профессионалов. Профессиональному автору, чтобы написать хороший роман - хороший, тот, который вы хотите - нужен минимум год. Минимум - большинство хороших романов пишется дольше. Дальше. Автор в течение года, изо дня в день мучается, думает, вылизывает каждое предложение, выдает этот роман вам, вы его радостно читаете - а он, голодный, пошел писать следующий роман.

Л.К. - Точно, та самая схема…

Э.Б. - Вот этот год за счет чего он должен жить?

П.Р. - Есть другой механизм. Стивен Кинг предложил. Он писал каждый день по главе, и ему каждый день скидывали, те, которые подписались…

Л.К. - Он остался очень этим экспериментом недоволен, потому что ему заплатил только каждый третий. И больше он этого эксперимента не повторял.

Е.Ч. - Нужно еще вот о чем сказать, вспомним о государственной поддержке, о том, что литературу надо поддерживать - давайте, мы согласны с этим, мы готовы выступить с вами за это!

П.Р. - Заставьте государство платить!

В.И. - А при чем здесь государство? Вообще-то ни при чем!

Е.Ч. - Нет, мы говорим о том, что мы делаем со своей стороны. Мы пропагандируем, что нужно оплачивать постфактум, если вам это нравится, есть сервисы рекомендательные, где один пользователь другому может порекомендовать, купить, оплатить и так далее. Если вы говорите о том, что должна быть какая-то государственная поддержка - была об этом речь сегодня, по-моему, нет? - какие-то есть премии, гранты и так далее. Какие ваши предложения?

(?) - Предложения! Мотивируйте!

Л.К. - Самораспуститься.

Е.Ч. - Авторам?

В.И. - Нет, Пиратской партии.

(?) - Будете мотивировать?

(?) - Нет. Тогда они не будут писать. От греха подальше.

Е.Ч. - Немножко не так. Я еще раз настаиваю, потому что авторы как таковые… если каждому автору просто ставить свою фокус-группу, то есть формировать клуб своих - именно своих читателей. В этом и есть функция писателя - не деньги зарабатывать, а тексты писать.

(?) - Да вы что? А формировать, значит, этот клуб тоже ему?

Е.Ч. - Если мы рассмотрим ситуацию издали: изначально там был акын, был поэт, прибивался к какому-нибудь двору, рассказывал какие-то определенные истории…

В.И.. - За еду?

Е.Ч. - За еду, за гонорар, за удовольствие… ну да, за гонорар. Потом - резкий взрыв книгопечатания, резкий взрыв, соответственно, массовости тиражей.

(?) - То есть вы предлагаете каждому автору найти по личному спонсору?

Е.Ч. - Ну почему же - по личному спонсору? По личному кружку, который будет его кормить.

В.И. - …По личному шаху, по личному царю, королю, и при дворе…

Э.Б. - Давайте так - у меня есть хороший опыт в этом плане, в определении своих кружков. Мое издательство - оно, в общем-то, узко востребованное. Сейчас мы несколько расширяем аудиторию, но изначально оно было очень узко востребованное. Пример: Владимир Данихнов. Очень яркий пример писателя гениального. У него читателей - тысячи три. Роман он пишет два-три года. Гениальный роман. Эти романы его не получают первых премий Боллитровских только потому, что они сюрреалистически-фантастические. Там получают про мальчика, больного диабетом, первое место, а его «Чужое» занимает третье место, в «Дебюте», допустим. Потом в «Большой Книге» выходит лонглист. В шортлист он, естественно, не проходит, потому что туда проходят другие тексты, про грязную жизнь в России, про алкоголиков и так далее.

(?) - А это совершенно другое.

П.Р. - Это социальная функция писателя.

Э.Б. - Дальше. Я беру этот роман - прекрасный роман! - и издаю его. Плачу автору гонорар за весь тираж. Трехтысячный тираж продается до сих пор, вот уже пятый год… По-моему, тысяча только продалась. Вот, этот гениальный писатель должен писать свои гениальные тексты для кружка в тысячу человек? Которые ему заплатят по десять рублей за три года работы.

П.Р. - Так его только тысяча человек читает? Может быть, не в [неразборчиво] дело…

Э.Б. - А потому, что остальным в голове не хватает чего-то!

Л.Б. - Я скажу, чего не хватает остальным. Развлекухи им надо!

В.И. - Я бы добавил: есть категория системообразующих авторов, помогая которым, могут развиваться остальные авторы. Когда-то был Крученых, не помню, кто там еще, и только потом появились Маяковский и Есенин. То есть есть авторы для авторов. И без существования этой категории профессиональных авторов для авторов литература не может развиваться. Это немножко другой вопрос, в другую сторону, но!..

Л.К. - Если вы убираете этих авторов, то литература не развивается. Как вы можете определить, кто из этих авторов действительно «автор для авторов», а кто пишет только ради денег? Критериев этого нет. Поэтому вы лезете в то болото, в котором вы в данный момент. Даже литературоведы…

Е.Ч. - Мы не можем разбираться в авторах!

Л.К. - Вы из-под них выбиваете финансовые подпорки!

Е.Ч. - Еще раз: мы не можем разбираться в авторах. Мы пришли к вам, господа писатели, и вслух вам говорим: инженеры человеческих душ, вы друг с другом разберитесь! Мы будем разбираться в своем сообществе. А потом, когда вы друг с другом разберетесь, одно сообщество другому будет помогать. Но первый шаг должен быть с вашей стороны - вы дольше существуете!

(?) - Что мы должны сделать для начала?

(?) - Мы пытаемся вам объяснить, людям, не разбирающимся в литературном процессе, что к чему.

Л.К. - Что вы для нас можете сделать? Ответа на этот вопрос я до сих пор не услышал.

П.Р. - …Вот смотрите: есть объективная реальность в виде интернета. Он не исчезнет даже в случае ядерной войны. Он, собственно, создавался, чтобы пережить ядерную войну, и остались средства связи. Это были военные разработки изначально, и потом лишь только ученые выступили с «урбанетом»… Так вот, есть интернет. Изменение системы копирования с бесчисленным количеством копий, которые могут создаваться очень просто и очень быстро, моментально распространяться, территориальность вообще не имеет значения. Это есть и это будет. Вы понимаете, что это не изменится в ближайшие сколько-то лет. Какие ваши предложения? Что вы хотите? Для нас важно сейчас, чтобы пользователей не сажали.

(?) - А почему?

(?) - Тогда писателей сажать надо тоже.

(?) - За что?

(?) - Вор должен сидеть в тюрьме!

(?) - А писателей, кстати, и садят…

П.Р. - Вы тоже воры в таком случае!

Л.К. - Почему?

П.Р. - Потому что вы присвоили себе достояние всего общества в виде русского языка, алфавита, системы произведения - ну там, вступление-заключение-основная часть…

В.И. - Вы вот ручку в руках держите - она тоже плод общества…

П.Р. - Безусловно! Но я не являюсь обладателем всех ручек в этом мире, и еще тех ручек, которые будут произведены в будущем!

Э.Б. - Но есть обладатель авторского права на дизайн этой ручки. И он один получает дивиденды.

П.Р. - Нет, нет, нет! Это другое! Патент - это все-таки уже другое. И там 14 лет, или 15…

Е.Ч. - Можно вопрос? Вот вы сказали, что в Польше есть понятие «общественного достояния». У нас этого понятия нет. Значит вы, как писатели, должны?,,

(?) - Почему это нет?

Л.К. - У нас есть, есть…

Е.Ч. - …должны организовывать такое же здесь общественное достояние? Вот тут, например!

Л.К. - Почему писатели организуют? Мое дело - писать книги! Я писатель, инженер человеческих душ, воспитатель населения. Вот я и воспитываю его, медленно и постепенно - своими книгами!

Е.Ч. - Вы пишете сами для себя или для кого-то?

(?) - Практически все мы здесь - советские люди, и помним всю нашу партийную демагогию. Так вот, вы сейчас занимаетесь демагогией!

Л.К. - Какие ко мне претензии? Зачем мне делать то, для чего я практически не предназначен? Я предназначен делать текст!

Е.Ч. - Я понимаю. Дело в том, что ваша позиция выглядела примерно так: вы начали выстраивать позицию: «Что вы можете для меня сделать?»

Л.К. - Ну, логично!

Е.Ч. - Я это воспринимаю, как нападение. Я вам говорю: ребята, первая кровь не на мне! Первыми должны что-то сделать вы - вы старше, вы умнее!

В.И. - Леонид Викторович, позвольте, я переведу вопрос на русский язык с русского. Господа, представляющие общественное движение, зарегистрированное Министерством Юстиции! Как лично вы видите механизмы реальной оплаты авторам за их произведения, находящиеся в сети Интернет, в условиях фактической невозможности каких бы то ни было репрессивных мер в сети Интернет как таковых? Вот какие виды механизмов можете вы, как специалист в области IT-технологий и интернета, предложить уважаемым авторам? Одновременно, что вы можете предложить уважаемым издателям, какие трансформации и адаптации в дальнейшем в связи с ситуацией появления Интернета, и какие функции вы видите в дальнейшем для издателей электронных книг? Тем более, что уважаемые издатели, во-первых, хочу сказать следующее: область книгоиздания - одна из последних областей в России, от и до, от срубленного дерева до проданной книги читателю - это не порушенный цикл. И далее, вы забываете о том, что сегодня и писатели, и издатели обеспечивают работой в том числе достаточно большое число граждан Российской Федерации и таким образом снимают пресловутую социальную напряженность в обществе. Извините за некий официоз, но здесь он мне кажется уместным. Вот, ваши предложения по механизму урегулирования отношений в интернете между авторами, издателями, они же правообладатели, и пользователями. Но не на бесплатной, извините, основе.

П.Р. - Урегулирование или способы оплаты?

В.И. - Урегулирование это и есть упорядочение [неразборчиво]

П.Р. - Урегулирование может быть не только это. Способы оплаты: продажа копий, продажа по подписке, донейты, рекомендательные сервисы, что еще - реклама…

Е.Ч. - Пропаганда партийных идей, грубо говоря, «партийный зонтик», когда партия достаточно окрепнет.

Л.К. - Все это сейчас есть, но не работает, по той простой причине, что первый же купивший цифровую копию выкладывает ее на торрент. И остальные уже не покупают.

В.И. - Леонид Викторович, я бы попросил вас рассказать о вашем смелом эксперименте на вашем сайте.

Л.К. - Ну да, я провел эксперимент. Дело в том, что у меня на сайте уже лет пять текстов двадцать лежит в свободном доступе. То есть лежит и лежит, люди скачивают, и слава богу. Я как-то не сильно насчет этого и волновался. А потом, пару месяцев назад, мне стало интересно. Скачивают же, я вижу. Стало интересно на тему: а вот в принципе хоть кто-нибудь из скачивающих может хоть что-нибудь заплатить за то, что он скачивает? И я ровно на месяц у себя на сайте повесил объявление, так, чтобы его было видно только тем, кто скачивает. Принципиально не стал нигде объявлять, ни в ЖЖ, никакой рекламы не создал. Мне стало интересно: насколько те, кто скачивают, готовы платить за то, что они скачивают. Результат: из 630 человек, которые в течение месяца скачивали у меня тексты, заплатил один в размере 20 рублей. Все. Вот это ваша милость. Вот тебе и Кинг! Вот тебе наша действительность - у них каждый третий, а у нас один из шестисот тридцати!

П.Р. - Есть разные примеры. Это не значит, что не нужно действовать в этом направлении. Почему бы не оставить этот кошелек и баннер на все время?

Л.К. - Зачем?

П.Р. - Ну… поддержка автора.

Л.К. - Я убрал это объявление и поместил другое: господа, если вы считаете, что труд автора может быть оплачен, у меня на ЛитРесе есть платные тексты. Зайдите и купите. Вот и все.

В.И. - Продажи выросли на ЛитРесе?

Л.К. - Нет. То есть сейчас наш народ принципиально не готов платить просто так за скачанные тексты. Так что рассказывать о том, что вот надо создавать сообщество, это все бла-бла-бла.

Е.Ч. - То есть автору не нужно создавать сообщество?

Л.К. - Да не нужно создавать сообщество! Автор должен писать, а если он пишет хорошо, общество само создастся. Вон, Сережа Лукьяненко - он что, всех заманивал к себе в ЖЖ? Нет. А посмотрите, сколько у него подписчиков: десятки тысяч. Сами пришли!

(ПЕРЕРЫВ)

пиратство и воздаяние

Previous post Next post
Up