Речь первосвященника Анана до разрушения второго Храма

Jun 11, 2024 23:41


Не смотря на то, что что Господь согласился не уничтожать город ради десяти праведников, как это описано в Библии(Бытие 18:32), всё же при наличии в городе даже нескольких праведников, которых народ не послушается, этот город подвергнется катастрофе, ужасной, безумной, кровавой. Так произошло в 70 году н.э. с Иерусалимом при восстании против римлян.

После того как зелоты-патриоты захватили иерусалимский Храм и сделали его своей крепостью для кровавых набегов и убийств своих горожан(типа тонтон-макуты), некоторые выступили с призывом против этого безумия, среди них был первосвященник Анан, сын Анана. Но к скорби, большинство народа решило быть беззаконниками под патриотическим соусом свободной Иудеи. И вера Богу и его пророкам(иудаизм) была заменена верой в народ, в лидера(патриотизм). Я хотел бы привести часть речи первосвященника Анана.



«Когда народ собрался толпой и все было полно негодования против занятия храма, грабежей и убийств (хотя никто еще не решался сделать шаг к мщению, так как зелоты, по справедливости, считались трудно победимыми), среди собрания поднялся Анан, который, несколько раз возведя к храму влажные от слез глаза, сказал: «Лучше бы мне умереть, чем видеть дом Божий полным стольких преступлений, а высокочтимые святые места оскверненными ногами убийц. Но, одетый в первосвященническое облачение и неся благоговейнейшее из священных имен, я охотно живу и не жалею о том, что меня еще не постигла славная смерть, достойная моего преклонного возраста. Т. е. я рад, что я, несмотря на свой преклонный возраст, еще жив, потому что надеюсь, что мне удастся совершить доброе дело и спасти вас и священный город. Конечно, если я останусь один, как в пустыне, тогда я готов один жертвовать Богу свою душу. Ибо на что мне жизнь среди такого народа, который не сознает своих ран, который потерял способность чувствовать свое горе в то время, когда его уже можно осязать руками. Вас грабят, а вы остаетесь равнодушными, вас бьют и вы молчите, над убитыми даже никто не смеет громко стонать. Какая жестокая тирания! Но зачем я порицаю таранов? Разве они не вскормлены вами же и вашим долготерпением? Не вы ли сами своим молчанием давали первоначальным немногочисленным сборищам разрастаться в целые орды? Не вы ли своей беспечностью позволяли им вооружаться, обратив свое оружие против самих себя, вместо того, чтобы отбить первые их нападения и дать им отпор еще тогда, когда они глумились над своими ближними? Вы сами вашим равнодушием поощряли этих злодеев на разбои. Когда они опустошали дома, никто из вас словом не обмолвился, и не удивительно, поэтому, что они также убивали их владельцев! Когда последних волочили по всему городу, никто не приходил им на помощь! Когда мучили цепями выданных вами людей - не хочу сказать сколько и каких - но никем необвиненных и без суда, никто не заступался за обремененных оковами. Последствием всего этого было то, что мы в конце концов увидели их казненными. Мы видели своими глазами, как точно из стада неразумных животных, каждый раз похищается лучшая жертва. Никто не подымал даже голоса, не говорю уже о том, чтобы кто-нибудь шевельнул рукой. Но теперь вы опять будете терпеть? Вы будете терпеть, когда топчут ногами святилище?... Убито таким образом в вас самое благородное и естественнейшее чувство - любовь к свободе. И мы, значит, превратились в рабские натуры и лакейские души, точно мы рабство получила в наследие от наших предков. Но нет, они за свою самостоятельность вели многие и великие войны, они не отступали ни пред мощью Египта, ни пред мидянами, лишь бы только не подчиняться чужой воле!... Если же мы не хотим покориться владетелям мира, то должны ли мы терпеть над собою тиранов из нашей же среды?»(«Иудейская война» книга 4, глава 3:10)

И сегодня это актуально, когда под молчаливое согласие большинства беззаконники выбранные во власть ещё больше стремятся к хаосу, хотя... по моим наблюдениям, не с молчаливого согласия, но при активной поддержке большинства продвигаются беззакония посредством желания войны, желания быть рабами. И как сказал первосвященник Анан - отсутствует у нас любовь к свободе, поэтому нет у нас ни какого права говорить на Песах(Пасху) постоянные слова - «Мы были рабами фараона в Египте, но Господь вывел нас из Египта могучей рукой»(Второзаконие 6:21).

Мне по душе слова священника Александра Меня - «Великое слово “смирение”, о котором говорит нам Христос, превратилось в синоним компромисса, жалкого примиренчества, в согласие со злом. Согласие со злом - это, в конце концов, работа в пользу зла. Отсюда неприятие любого протеста, неприятие любого смелого шага. Смиряться значит признавать зло. И хотя Христос говорит о себе, что Он кроток и смирен сердцем, Он никогда со злом не учил мириться. И когда Он обличал фарисеев, обличал Ирода, Он не был примиренцем, Он не был вестником компромисса.» (Лекция «Два пути понимания христианства» 22:10 минут)

PS:

После написания текста выясняется, что первосвященник Анан далеко не был праведником, скорее наоборот.  Тот же Иосиф Флавий в другой своей книге «Иудейские древности» пишет о его деятельности в 62 году н.э. следующее:

«Такое счастье не выпадало на долю ни одного из наших первосвященников. Анан же младший, о назначении которого мы только что упомянули, имел крутой и весьма неспокойный характер; он принадлежал к партии саддукеев, которые, как мы уже говорили, отличались в судах особенною жестокостью. Будучи таким человеком, Анан полагал, что вследствие смерти Феста и неприбытия пока еще Альбина наступил удобный момент (для удовлетворения своей суровости). Поэтому он собрал синедрион и представил ему Иакова, брата Иисуса, именуемого Христом, равно как нескольких других лиц, обвинил их в нарушении законов и приговорил к побитию камнями. Однако все усерднейшие и лучшие законоведы, бывшие [тогда] в городе, отнеслись к этому постановлению неприязненно.»(книга 20, глава 9:1)

Вот и думай потом...



Previous post Next post
Up