о гибких ценах на психотерапию

Jun 23, 2014 18:59

На днях услышал фразу, приписываемую Фрейду (сам не ее встречал, но источник вполне достоверный): чтобы брать за сеанс 15 крон с каменщика, я должен брать с принца крови 15 000.
С тех пор и по сей день многие психоаналитики, а вслед за ними и психотерапевты, устанавливают для разных пациентов разный размер оплаты, подходя к вопросу достаточно гибко. Обоснование простое и на первый взгляд логичное: с одной стороны сумма должна быть посильной, а с другой - значимой для пациента.
Однако, все же вопрос не так прост как кажется. Изменение размера гонорара как в одну так и в другую сторону от "базовой ставки" может вызывать сильные чувства и фантазии:

почему оплата столь невысокая?
значит ли это, что я получаю некачественную услугу или, что психотерапевт работает вполсилы?
может быть, я что-то должен за это?
может быть, я такой особенный/любимый?
или я - "интересный случай"?
возможно, специалист использует меня, имея тайные мотивы?

или с другой стороны
почему я должен платить больше?
значит ли это, что психотерапевта (как и всех остальных) интересуют только мои деньги?
это потому что я сам никого не могу заинтересовать?
могу ли я получить за эти деньги "дополнительные опции"? Какие?
можно ли "купить" себе карманного психоаналитика, заставить его делать то, что я захочу?
сможет ли психотерапевт обсуждать со мной о неприятные, но важные вещи или будет говорить только то, что мне хочется услышать?

Все эти вопросы очень важны, и, вроде бы, решая одну из проблем мы оказываемся под давлением сильных чувств и переживаний.

Еще одна проблема при гибком подходе к оплате состоит в том, что оценка собственной платежеспособности порой сильно расходится с реальностью.
Например, одна из моих пациенток заверила меня в начале терапии, что может посещать меня дважды в неделю, оплачивая полную стоимость моих услуг, а через несколько месяцев выяснилось, что ее финансовое положение гораздо хуже заявленного, и нам пришлось менять договоренности.
В другом случае, мы с пациентом договорились о снижении стоимости консультаций, а через некоторое время стало понятно, что его финансовое положение не так плохо, как представлялось в начале, просто мой пациент предпочитает тратить деньги не на психотерапию, а другие "материальные" вещи. Соглашаться с таким положением вещей я не хотел и, после обсуждения этого вопроса, поднял стоимость. Мой пациент отказался от продолжения работы.

Однозначного и правильного решения, тут, конечно, нет. Но все же я предпочитаю иметь некоторую фиксированную стоимость своих услуг. Иногда, когда финансовое положение кого-то из моих пациентов меняется не в лучшую сторону, мы договариваемся об изменениях в оплате. Но я предпочитаю не начинать работу по более низкой ставке.
Делать оплату более высокой я тоже не вижу смысла, т.к. даже увеличение моего гонорара в два или три раза не делает его более значимым для тех, кому изначальная сумма кажется мелочью.
От предложений повысить оплату, исходящих от пациентов (такие предложения тоже бывают), отказываюсь, т.к. предпочитаю оставаться более-менее независимым, что является необходимым условием эффективности моей работы.

Вот тут, кстати, неплохая статья на тему денежных отношений психоаналитика и пациента
http://psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=2859

А тут мои цены
http://kushetka.com/about/price/
Previous post Next post
Up