Алексей Трубецков.
"Левый приказ".
Инсталляция, 2013.
В работе обыгрывается история жизни В. А. Саратова - героя новеллы "Эскулап революции". Инсталляция представляет собою фрагмент квази-музейной мемориальной экспозиции. На стене висит "оригинал" приказа тов. Саратова и его "расшифровка": будучи сам левшой, революционер стремится перевести в абсолютную "левизну" свой родной город, а страницы приказа написаны сответственно в обратную сторону. На столе под стеклом выставлены некоторые личные вещи героя. Работа включает также большой эскиз перестройки саратыртского кремля (конечно же, ныне утраченного).
Из книги "Ниже Нижнего" (Э. Абубакиров, Е. Стрелков, В. Филиппов):
ЭСКУЛАП РЕВОЛЮЦИИ (Саратов)
Василий Алексеевич Саратов (Финогенов) (1886-1925) родился в семье небогатого священнослужителя Алексея Никандровича Финогенова в поволжском городе Саратырт. Впоследствии он вспоминал, что жизнь в семье была практически невыносимой вследствие непрестанной, поощряющейся отцом «слежки всех за всеми, равно и доносительства».
В 1903 году, как только Василию исполняется 17 лет, он решительно порывает с семьёй и уезжает поступать в Казанский университет. Василий Финогенов мечтает о карьере земского врача.
Однако проучившись год на медицинском факультете, он, по собственному признанию, решает, что «не ножом исправишь человека, а словом только», и вскоре становится одним из лидеров студенческого революционного движения. После поражения революции 1905 года, в которой восторженный Василий принимает самое деятельное участие, его отчисляют из Казанского университета и отправляют в ссылку в Сибирь.
Оттуда Василий совершает дерзкий побег, но, будучи от рождения левшой, путает направление и бежит не на Запад, а на Восток.
Перебравшись через Берингов пролив на утлом каяке, он попадает на Аляску, откуда, нанявшись на китобойное судно, уезжает в Европу.
Василий Финогенов прожил в Швейцарии до 1917 года. Оттуда он обращался с пламенными воззваниями, печатавшимися в «Искре», ко всем российским революционерам.
Именно в газете первый раз упоминается его партийный псевдоним «Саратов», выбранный по созвучию с именем родного города.
Практически сразу после Октября товарищ Саратов командируется в Саратырт как комиссар Саратыртского РВС, и 26 октября 1917 года председательствует на собрании Советов в здании консерватории, на котором провозглашается советская власть в губернии.
В годы гражданской войны Василий Саратов возглавляет оборону города. «На первую рану Ильича ответили Симбирском, на вторую - Самарой, будет третья - ответим Саратыртом» - телеграфировал в Москву В. А. Саратов.
Тем не менее, деятельность В. А. Саратова на посту военкома Саратырта порой получала неоднозначную оценку.
В апреле 1919 года «Правда» публикует большую статью Валерьяна Куйбышева, где прямо говорится о «политическом дальтонизме Саратова».
К сожалению, Саратов оказался глух к критике вследствие перенесённого в детстве воспаления среднего уха.
Дальтонизм В. А. Саратова проявился и в отказе от регулирования дорожного движения разноцветными огнями в бытность его председателем губисполкома.
Этим объясняется нынешнее отсутствие светофоров на городских улицах. Чтобы упорядочить движение, город пришлось подвергнуть существенной переделке, вследствие чего древний саратыртский кремль был перестроен до неузнаваемости.