27 января 1962
Мыс Канаверал. Астронавт Джон Г. Гленн-младший, получивший на вооружение «вперед» от ученых, был готов стартовать с мыса Канаверал между 7:30 утра и 12:30 дня субботы по восточному времени на свои один, два или три витка орбиты вокруг Земли.
Вдвойне благословленный хорошей погодой, плавно идущим обратным отсчетом, Гленн урвал время в канун своего эпохального полета, чтобы понаблюдать снаружи своего ангара, как Соединенные Штаты запустили робота «Рейнджер» в по-видимому успешный полет к Луне. Рядом с ним стоял лейтенант-коммандер М. Скотт Карпентер, его дублер в этом пилотируемом полете.
На расстоянии всего двух пусковых площадок влево от ракеты «Рейнджер», ракета «Атлас» и космическая капсула «Френдшип-7», в которой Гленн должен лететь в космос, поднималась почти на 10 этажей в ярко-голубое небо над береговой линией Флориды.
Помимо сообщений от метеорологов, назвавшими «в целом хорошими» погодные условия к моменту запуска, Гленн получил наиболее вдохновляющие известия от ученых, ответственных за все фазы первой попытки Америки отправить человека на орбиту вокруг планеты.
Таким образом, все знаки были благоприятны для взлета после дней задержек - возможно сегодня рано утром.
Гленн, жидковолосый подполковник морской пехоты, а также его помощник Карпентер, провели последний день перед своим эпохальным путешествием пересматривая технические отчеты, в совещаниях, а также отдыхая как можно больше.
Оба получили наибольший заряд бодрости, когда лунная ракета «Рейнджер» словно иголка поднялась в небо, а федеральное космическое агентство объявило, что Гленн получил сообщения о готовности к пилотируемому орбитальному полету. Они поступили от людей, проверяющих космическую капсулу, ракету-носитель «Атлас», с полигона слежения, от спасательных сил и метеорологического бюро.
Гленну позволили выбрать собственное время отхода ко сну - как и Карпентеру - при условии, чтобы астронавт поднялся в 2 часа ночи для финальной подготовки. Однако, расписание предусматривало отход ко сну между 7 и 8 часами вечера.
Главной заботой Гленна в канун его исторического путешествия были надежды и опасения американского народа.
Расписание требовало от Гленна пройти финальный медицинский осмотр вскоре после подъема. Затем, если судьба позволит, урожденный в Огайо 40-летйний космонавт следующим образом проведет финальные предполетные часы:
В 4:45 утра, по восточному времени, покинет ангар S, направляясь к пусковой площадке; в 5:30 он войдет в капсулу; в 6 утра люк закрыт. В 6:40 утра башня обслуживания, окружающая ракету, отведена назад и Гленн сидит один в своей мерцающей капсуле, готовый к полету в историю.
Команда «взлет» поступит как минимум в 7:30 утра, но может быть задержана до 12:30 дня, если в последнюю минуту возникнут какие-либо проблемы.
Но ракета должна быть запущена достаточно рано, чтобы обеспечить Гленну три часа дневного света после приводнения в Атлантику - для помощи в поисковых операциях тремя ждущими его авианосцами.
В противоположность к секретным запускам двух советских космонавтов в прошлом году, миллионы американцев - включая президента Кеннеди в Палм-Бич, штат Флорида, а также жену Гленна и двух детей в Арлингтоне, штат Вирджиния, - собрались вокруг телевизоров, чтобы наблюдать за первым для свободного мира пилотируемым облетом Земли.
В канун полета федеральное космическое агентство впервые озвучило условия, при которых Гленн совершит один, два или три витка орбиты вокруг планеты.
Запуск между 7:30 и 9:30 утра предусматривает полную трехвитковую миссию, не считая какие-либо проблемы на орбите. Запуск между 9:30 утра, но не позднее 11 утра значит двухвитковую попытку. Единственный виток запрограммирован для запуска между 11 утра и 12:30 дня.
Объявляя эти подробности в канун полета, подполковник Джон Шорти Пауэрс, представитель проекта «Меркурий», процитировал директоров проекта, сказав, что они «будут удовлетворены одним витком, довольны двумя и чрезвычайно счастливы тремя».
В этот момент Пауэрс сказал, что первая половина критически важного обратного отсчета завершена и «мы движемся по расписанию».
В Атлантике три авианосца - часть спасательной армады кораблей, самолетов, вертолетов и 15’000 человек, - стояли готовые выловить лысеющего астронавта из океана после того, как он завершит свой полет, пронесшись через атмосферу Земли и на парашюте спустившись вместе с капсулой в воду.
Чарльз У. Соррдри
The Daily News Texan Содержание