Производственный бриз.
Одним из двух основных видов дополнительного заработка для ИТР Производства была работа с БРИЗ (бюро рационализации и изобретательства). Про изобретения сказать ничего не могу, а вот про рационализацию - запросто.
Плотно ей я стал заниматься сразу после назначения меня зам.начальника цеха, получив вместе с должностью и обязанность вести учет и писать отзывы на рац.предложения, подаваемые работниками цеха и делившиеся на 2 группы: без экономического эффекта и с экономическим эффектом.
В первую группу входили предложения типа «а вот у нас в том углу висит одна лампочка и темно, давайте повесим вторую и улучшим соблюдение норм техники безопасности». Как бы смешно и наивно это не выглядело, но десять рублей за такое выплачивали. Конечно, дураков в БРИЗе не было и пропускали это дело не часто, но десятка в месяц при, скажем, заработке молодого специалиста в Конторе в 115 рэ, это очень даже ничего.
А вот по второй группе можно было уже заработать неплохие деньги, если бы не необходимость в паровозе. Рац.предложения с экономическим эффектом утверждались со скрипом. И чем большим был эффект, тем обширнее был круг согласователей-рецензентов и тем сильнее было сопротивление. И нужен был паровоз - должностное лицо соответствующего ранга, способное преодолевать бюрократические препоны.
Небольшие рацухи мог протащить начальник цеха. Средние - начальник производства. Для крупных требовался уже и начальник одного из главных отделов, при этом, само-собой, и начальник производства, и начальник цеха. Плюс, если наверняка, старшие (а то и главные) профильные специалисты (а если они, то и цеховые спецы), плюс, для подтверждения эффекта, планово-экономический отдел, плюс центральная лаборатория. В общем, у меня, как-то, по одному рац.предложению проходило 18 соавторов. Соответственно, на такое же количество долей делилось и вознаграждение.
По своему опыту скажу, что на Производстве, не смотря на агитацию, поощрения и прямое принуждение, сам этот процесс особым успехом не пользовался. В нашем цехе больше половины рац.предложений писал я и то потому, что или снижал раздутые расходные нормы или внедрял новые продукты. Остальные службы выдавали из-под палки по разнарядке.
Свое первое вознаграждение на сумму 351 рубль 25 копеек (при моих среднемесячных 250ти) я получил при довольно интересных обстоятельствах.
Один из продуктов, производимых нашим цехом, был довольно сильным пенообразователем. Все бы ничего, но при заливе в железнодорожные цистерны возникала серьезная проблема, с который сталкивается каждый наливающий, скажем, пиво, держа бутылку на расстоянии от края кружки. Пена шла очень большая и залив приходилось вести в несколько этапов, дожидаясь, согласно советской заповеди, отстоя.
Идея витала в воздухе и то, что именно я озвучил ее первым, случайность. У Ньютона было яблоко, у меня был игристый напиток «Салют». Что нужно сделать, чтобы налить бокал с минимумом пены? Правильно - до предела уменьшить расстояние между горлышком бутылки и стенкой бокала. В результате на французские заливные устройства были надеты советские гофрированные шланги, ложащиеся на дно цистерны. Время залива существенно сократилось.
Не помню кто именно посоветовал мне написать рацуху, но я ее написал и понес Петровичу, расценивая его посылание меня нах, как наиболее вероятный вариант. И ошибся.
- Ага! - сказал Петрович почему-то радостно. - Это ты молодец, это ты вовремя и удачно. Только название надо переписать. Придумай что-нибудь понаучнее, потехнологичнее. И еще, иди в планово-экономический к Людмиле, посчитайте с ней эффект. Я ей позвоню, предупрежу, а ты потом шоколадку купишь.
Людмила посчитала эффект, я позвонил в БРИЗ и поинтересовался размеров вознаграждения при таком эффекте и стал горестно вздыхать - такую сумма была бы хороша в одного, а тут явно придется делиться и не с одним Петровичем.
- Нет, - развеял тот мои сомнения. - Получишь в одно рыло, как единственный автор.
Как известно швейный техникум избавляет от любви к Нью-Йорку, ванильному кофе и ментоловым сигаретам. Производство напрочь выбивает веру в чужое бескорыстие. И я спросил прямо - в чем подвох?
Петрович объяснил - во все заводские подразделения пришла из головной конторы разнарядка-обязаловка по представлению кандидатов на всесоюзный конкурс «Лучший молодой специалист химической отрасли». Вот он и подумал, что лучшей кандидатуры, чем я, у нас в цехе нет. Самый молодой зам.начальника цеха на заводе, рационализатор, комсомолец, спортсмен. Че? Не спортсмен? А помнишь, в тир ходили стрелять и ты еще пятерку у Палыча выиграл? Вот то-то! И послал меня писать самому себе характеристику и трудовую биографию.
Потом выяснилось, что максимум расчет Петровича был на попадание в заводской ТОП-10, но я занял первое место. Завод расщедрился на 200 рублей и направил бумаги дальше. Я накрыл мужикам поляну на природе и купил Люде шоколадку.
Через полгода, когда все уже благополучно забыли про этот курьез, на завод приехал зам.министра химической промышленности, пожал мне на сцене руку и вручил 260 рублей за победу во всесоюзном конкурсе. Завод расщедрился и тоже выдал 260 рублей. Я накрыл мужикам поляну в кабаке и купил Люде торт с шампанским.
Еще через год из Белоруссии в службу главного инженера пришел запрос на техническую документацию «гидрокомпенсаторной насадки, применяемой для снижения газожидкостной дисперсной фазы при заливе ПАВов в емкости с объемом более 10 м3».
Продолжение следует...
Про производство ч.1 Про производство ч.2 Про производство ч.3 Про производство ч.4 Про производство ч.5 Про производство ч.6 Про производство ч.7 Про производство ч.8 Про производство ч.9