4. Санкт-Петербург 12.09.10 (продолжение)

Oct 11, 2010 07:00

Ростральные колонны появились на стрелке Васильевского острова в 1810 году. Одна из них была маяком для судов на малой Неве, другая - указывала путь в Большую Неву. Маяки зажигались ночью и в туман, и служили до 1885 года. Ростральные колонны являются памятником военно-морской славы России. Колонны, сложенные из пудожского камня, достигает высоты в тридцать два метра. Внутри колонн находится винтовая лестница. Металлический треножник, держащий чашу-светильник, находится на верхней площадке каждой колонны. Ярко-оранжевые факелы на ростральных колоннах (в 1957 году к чашам подвели газ) зажигаются в дни праздников и торжеств в Санкт-Петербурге:

1.


Обычно ростральные колонны воздвигались в честь морских побед или как символ морского могущества страны. Традиция их строительства восходит к древнеримскому обычаю воздвижения столба, украшенного трофеем, отбитым у врага, который был перенесен с сухопутных сражений на морские.

Вид на Зимний дворец:

2.

Переход от Здания Биржи на Стрелку Васильевского острова:

3.

Здание Биржи - центральное строение архитектурного ансамбля стрелки Васильевского острова. Было построено для Санкт-Петербургской биржи, но впоследствии использовалось с различным назначением.
Решение о благоустройстве незастроенного пространства на стрелке Васильевского острова было принято комитетом городских строений в виде плана, утверждённого в 1767 году. Пустующую территорию следовало оформить в подковообразную площадь, что и было сделано. За шесть лет с 1783 по 1789 годы по проекту Джакомо Кваренги на берегу Большой Невы было построено главное здание Академии наук, а также вогнутая часть северного пакгауза (1795-1797). Таким образом, были построены здания слева и справа от места будущей биржи.
Кваренги был разработан Проект Санкт-Петербургской Биржи, строительство началось в 1783 году. Но в 1787 году строительство было приостановлено по причине того, что возводимое здание не соответствует облику города и градостроительным задачам.

Разработка нового проекта была поручена архитектору Тома де Томону. В 1805-1810 годах архитектор Тома-де-Томон построил на пустой площади между этими строениями здание новой Биржи, отвечающее потребностям растущей экономики России.
Перед зданием архитектор установил две ростральные колонны со скульптурами, символизирующими великие русские реки: Волгу, Днепр, Неву и Волхов.
Позже, в 1826-1832 годах архитектором И. Ф. Лукини были построены здания южного и северного пакгаузов и таможни, которые завершили архитектурный ансамбль площади.

Сейчас в здании расположена экспозиция Центрального военно-морского музея.
Центральный военно-морской музей - один из старейших музеев России и один из крупнейших морских музеев мира.
История музея ведется с 1709 г., когда по распоряжению Петра I была основана Модель-камера (от нидерл. model-kammer - комната моделей, кладовая образцов), где хранились корабельные чертежи и модели. Были приняты законодательные меры по систематическому пополнению коллекции.
В 1900-1904 гг. экспозиция музея была значительно перестроена и расширена. В 1908 году, к своему 200-летию, музей получил имя Петра Великого.
С 1924 - Центральный военно-морской музей.
Первоначально музей располагался в здании Главного Адмиралтейства, а в 1939-1941 гг. переехал в здание бывшей Фондовой биржи. Реконструкция помещений под музейную экспозицию, и проект Музея разработаны архитектором М. А. Шепилевским.
В феврале 1941 года экспозиция была открыта в новых залах.

Экспозиция музея состоит из десяти основных залов на первом этаже и выставочного комплекса временных экспозиций на втором. В музее насчитывается около 800 тыс. предметов:

4.

Панорама Биржевой площади.
Если кликнуть на фотографию, то откроется огромный файл:

5.

Размер 7 595px × 1 600px (8 283,12 КБ)

Биржевой мост (c 1922 по 1989 год - мост Строителей) - мост перекинутый через Малую Неву и соединяющий Биржевую площадь на стрелке Васильевского острова с Мытнинской набережной на Петроградской стороне.
Первый мост на этом месте был построен в 1893-1894 годах по проекту инженера Н. М. Мазурова. Это был двадцатипятипролётный деревянный трапецеидально-подкосный мост длиной в 326 м со средним 14-метровым разводным пролётом. Трасса моста пролегала по оси узкого Зоологического переулка. В 1930 и 1937 годах мост расширялся, деревянные пролёты были заменены на металлические.
Современный мост построен в 1957-1960 годах инженерами В. В. Демченко и Б. Б. Левиным по проекту архитекторов Л. А. Носкова и П. А. Арешева. Проект моста был составлен и одобрен ещё в 1940 году, но его постройке помешала Великая Отечественная война. Мост построили на 70 м ниже по течению. Одновременно с его постройкой перепланировке подверглись набережная Макарова на одном берегу и Мытнинская набережная - на другом, в результате чего стрелка приобрела ярко выраженную ось симметрии. Новому мосту авторы придали внешние формы, подобные Дворцовому мосту, усиливая это впечатление.
Мост состоит из пяти стальных сварных пролётных строений. Длины пролётов симметричны и составляют 37 м + 43.5 м + 53 м + 43.5 м + 37 м. Центральный пролёт - разводной, с двумя крыльями. Общая длина моста - 239 м, ширина между перилами - 27 м, ширина проезжей части - 21 м:

6.

7.

Стрелка Васильевского острова - восточная оконечность Васильевского острова в Санкт-Петербурге; один из самых завораживающих архитектурных ансамблей города; пример гармонии архитектуры города с пейзажем берегов Невы:

8.

Панорама со Стрелки Васильевского острова на Петропавловскую крепость.
Если кликнуть на фотографию, то откроется огромный файл:

9.


Летучий Голландец - это три видовых дорогих ресторана Петербурга с высокой кухней: японской, итальянской и русской, с авторским меню и бразильским грилем, элитный фитнес-центр с тремя залами и салон красоты. Кроме того с мая по сентябрь «Летучий Голландец» открывает единственный в Петербурге Понтон ресторан на открытой воде.

«Летучий Голландец» - одна из визитных карточек Санкт-Петербурга, трехмачтовый парусник, уникальная копия голландского флейта «Амстердам» 1748 года, пришвартованный на Мытнинской набережной.

Телевизионная башня Ленинградского радиотелевизионного передающего центра - стальная башня в Санкт-Петербурге, построенная в 1956-1962 годах для теле- и радиовещания на Ленинград и Ленинградскую область. Расположена на Аптекарском острове.
Изначально башня была высотой 316 метров, но после замены антенны на более современную в августе 1986 года она стала короче на 6 метров:

10.

Несколько видов Биржевого моста со Стрелки Васильевского острова:

11.

12.

Заячий остров (финское название Енисаари, фин. Enisaari, Jänissaari) - остров в устье Невы, на котором 16 мая 1703 год была заложена Петропавловская крепость:

13.

Петропавловский собор (официальное название - собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла) - православный собор в Петропавловской крепости, усыпальница русских императоров, памятник архитектуры петровского барокко.

Справа от Петропавловского собора Соборная мечеть.

Вид с Дворцового моста:

14.

Зимний дворец в Санкт-Петербурге - бывший императорский дворец в центре Санкт-Петербурга (Дворцовая набережная, 38):

15.

Статуи львов были установлены на Дворцовой пристани как украшение в 1832 году. Сейчас пристань со львами находится на Адмиралтейской набережной у восточного павильона Адмиралтейства (рядом с Дворцовым мостом). По мнению краеведов и блоггеров, эти львы являются самыми знаменитыми львами Санкт-Петербурга.
После последней перестройки пристань со львами, находясь рядом с Дворцовым мостом, составляет единый архитектурный ансамбль с его южным спуском.

Фигуры львов выполнены методом чеканки из листовой меди, они изготовлены в 1832 году на Александровском чугунолитейном заводе в Петербурге. На том же заводе по рисунку архитектора Л. Шарлеманя для львов отлиты чугунные пьедесталы с волютами.

В июне 2006 года были обнаружены повреждения скульптур львов. Специалисты предполагали, что туристы взбирались на ближнюю к Дворцовому мосту скульптуру сторожевого льва и проломили ему спину. Полая скульптура, изготовленная из тонкого листа меди, не выдержала человеческого веса и проломилась в области спины. Трещины стали видны невооруженным взглядом. Специалисты предложили установить внутри скульптуры прочный каркас.

16.

Кунсткамера - кабинет редкостей, музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук, - первый музей России, учреждённый императором Петром Первым и находящийся в Санкт-Петербурге.

Обладает уникальной коллекцией предметов старины, раскрывающих историю и быт многих народов. Но многим этот музей известен по коллекции «уродцев» - анатомических редкостей и аномалий. Здание Кунсткамеры является с начала XVIII в. символом российской академии наук.

Кунсткамера (нем. Kunstkammer - кабинет редкостей, музей). В прошлом название различных исторических, художественных, естественнонаучных и других коллекций редкостей и места их хранения.

Вид с Дворцовой пристани:

17.

Адмиралтейство. На крыше павильона у основания флагштока - композиции из дельфинов работы скульптора П.П. Соколова (1816):

18.

Идём по Адмиралтейской набережной к Медному всаднику:

19.

"Царь-плотник" - памятник на Адмиралтейской набережной, скульптор Л.А. Бернштам. Изображает Петра I, обучающегося корабельному делу.
Памятник был торжественно открыт 27 июня 1910 года. Его копию подарили правительству Голландии, и она была установлена в городе Заандам, где Петр I проходил обучение.

В 1919 году памятник был признан антихудожественным и отдан на переплавку.

В середине 90-х годов XX века сделали копию с сохранившегося дубликата в Заандаме, и 7 сентября 1996 года "Царь-плотник" был установлен на своем прежнем месте:

20.

Пётр I и Екатерина I работают у памятника Медному всаднику:

21.

Медный всадник - памятник Петру I на Сенатской площади. Памятник получил своё название благодаря знаменитой одноимённой поэме А. С. Пушкина, хотя на самом деле изготовлен из бронзы.

Конная статуя Петра выполнена скульптором Этьеном Фальконе в 1768-1770. Голову Петра лепила ученица Фальконе, Мари-Анна Колло. Змею по замыслу Фальконе вылепил Фёдор Гордеев. Отливка статуи под руководством мастера Емельяна Хайлова была закончена в 1778 году.

Гранитный монолит был найден в районе Лахты, в двенадцати верстах от Санкт-Петербурга. Когда-то по местным преданиям в скалу попала молния, образовав в ней трещину. Среди местных жителей скалу называли "Гром-камень".

В 1778 году из-за резкого изменения отношения Екатерины II к Фальконе он был вынужден покинуть Россию. А работы по завершению памятника были поручены Ю. М. Фельтену.

Памятник был торжественно открыт 9 августа 1782 года. По иронии судьбы на его открытие Фальконе так и не был приглашён:

22.

переход к Исаакиевскому:

23.

Северный фронтон. «Воскресение Христа».

Вверху по середине Апостол Иоанн.

Фраза, помещённая над северным портиком, - «Господи, силою твоею возвеселится царь»,- может считаться выражением идеи всего сооружения.
Рельеф фронтона северного портика - это «Воскресение Христа» (1839-1843, скульптор Ф. Лемер). В центре композиции - поднявшийся из гроба Христос, справа и слева от него - ангелы, а за ними перепуганные стражники и потрясённые женщины:

24.

Вырубка гранитных монолитов для колонн собора велась в каменоломне Пютерлакс недалеко от Выборга. Эти земли принадлежали помещице фон Экспарре. Преимуществом именно этого места для каменоломни было большой запас гранита, близость Финского залива с глубоким фарватером и почтового тракта. Вот что отметил в своём дневнике Монферран, впервые посетив каменоломню: «Удивление, которое мы испытывали, когда увидели… гранитные скалы, было, конечно, велико, но оно сменилось прямо восхищением, когда позже мы любовались в первом карьере семью необработанными ещё колоннами…»

Транспортировка из каменоломни осуществлялась на плоскодонных судах, специально для этого изготовленных на заводе Чарльза Берда. Монолиты колонн скатывали на морской берег, где их грузили на баржи. Каждое судно буксировалось двумя пароходами до пристани в Петербурге. Там монолиты выгружали и перевозили по специальному рельсовому пути на строительную площадку для их окончательной обработки. Применение этого рельсового пути на строительной площадке стало первым в России.

Следующим этапом строительства было возведение портиков до постройки стен собора. Такое решение архитектора, противоречащее правилам архитектуры, обуславливалось сложностью установки гранитных колонн.

Для подъёма колонн были построены специальные леса, состоящие из трёх высоких пролётов, образованных четырьмя рядами вертикальных стоек, перекрытых балками. В стороне были установлены 16 чугунных во́ротов-кабестанов, на каждом из которых работало по восемь человек. Колонну обшивали войлоком и циновками, обвязывали корабельными канатами и вкатывали в один из пролётов лесов, а концы канатов через систему блоков закрепляли на кабестанах. Рабочие, вращая во́роты, приводили монолит в вертикальное положение. Установка одной 17-метровой колонны весом 114 тонн занимала около 45 минут. Монферран в своих записях отмечал, «что деревянная конструкция лесов… столь совершенна, что при всех сорока восьми установках колонн ни разу не было слышно даже простого скрипа».

Первая колонна была установлена 20 марта 1828 года в присутствии царской семьи, иностранных гостей, многих архитекторов, специально приехавших для этого торжества, и простых горожан, заполнивших собой площадь и крыши окрестных домов. Под основание колонны была заложена платиновая медаль с изображением Александра I:

25.

Виды с колоннады Исаакиевского собора:

Стрелка Васильевского острова, Телевизионная башня, Петропавловская крепость, Адмиралтейский шпиль, Зимний дворец (Государственный Эрмитаж), Дворцовая площадь, Александровская колонна (Александрийский столп):

26.

27.

По углам основного объёма установлены четыре колокольни, как бы врезанные в стены:

28.

5. Санкт-Петербург 12.09.10 (продолжение)

собор, Питер, мост, церковь, Санкт-Петербург, панорама, russia, храм, памятник, набережная, st. petersburg, 2010

Previous post Next post
Up