Сияй же безумный алмаз!

May 06, 2015 23:00




Эти люди отупели от комфорта и близорукой скудости горизонта своей трусливой, мелкой жизни. Да, они трусы! Они овцы, не способные постоять за себя, не способные даже увидеть нависшую угрозу. При малейшей опасности они начнут жалобно блеять, пока им не прикажут заткнуться.


Ранее я обещал дать яркий пример феномена - именно в смысле чего-то специфического, частного, однако проливающего свет на общее так, что это общее не превращается в «холодное» абстрактное понятие, а остаётся живой «плотью и кровью».

Вот он феномен. Я называю его «Сияй же безумный алмаз!» Хотя, быть может кто-то предпочтёт его назвать жемчужиной среди дерьма. Для понимания феномена необходимо просмотреть несколько минут нижеследующего видео от предложенного момента и до конца.

image Click to view



Я выбрал именно эту картинку в силу явного, очевидного контраста между музыкантом, играющим потрясающую по красоте музыку, и аудиторией фестиваля, внимающей музыке. Когда я наткнулся на это видео, в моем сознании вдруг что-то сложилось: я увидел эпоху. Я увидел это как чёткий лик современности.

Для понимания приведу ещё один уточняющий пример - и тоже феномен. Это было в конце лета 2011 года: когда уже прогремели арабские революции, а в России всё отчётливей пахло гарью надвигающегося Майдана, который заклокотал в начале декабря того же года в Москве на Болотной площади. Так вот... Лето, жара. Я еду на поезде по Финляндии в город Пори - это на берегу Ботнического залива. Европейское спокойствие, стерильность, машинерия предупредительности и добропорядочного комфорта. Я еду в поезде и читаю аналитический сборник «Радикальный ислам. Взгляд из Индии и России», созданный на основе конференции ЭТЦ Сергея Кургиняна с индийской политической и спецслужбистской элитой. В книге описывается глобальные связи современного терроризма и его сложная переплетённость с различными спецслужбами - могущественное Зазеркалье современного мира, который - согласно надрывным крикам последователей Поппера - видите ли, открытый («открытое общество»), и никак иначе.

Я всё это читаю. И тут в какой-то момент я вижу происходящее как бы со стороны, причём совершенно частная картина поезда вдруг становится ликом современности. Я думаю: «Ведь все эти люди, они отупели от комфорта и близорукой скудости горизонта своей трусливой, мелкой жизни. Да, они трусы! Более того, они овцы, не способные постоять за себя, не способные даже увидеть угрозу, потому что страх перед ней тут же отворачивает от неё взор. Если в вагон зайдут террористы, они начнут испуганно жаться друг другу и жалобно блеять, пока им не прикажут заткнуться. Они так и умрут с большими жалобными глазами, остекленевшими от безмерного последнего удивления, обиды на само мироздание, что так бывает - в их плюшевый, столь хорошо охраняемый рай ворвались ощерившиеся серые волки!»

Через несколько дней грянул Брейвик со своим холодным, методичным, «пифагорейски точным» отстрелом.

А теперь вернёмся к фестивалю с красноречивым названием «Дорога в Утопию», на котором нежданно негаданно зазвучала, как гром среди ясного неба, - как она вообще там оказалась? - прекрасная музыка. Замечу, что подобные мероприятия - не какая-то маргинальная исключительность на теле современной Европы. Это повальное явление - в этих или схожих формах. И я не могу сказать, что эти люди просто тупые бесполезные овцы. Так вообще не стоит думать о людях. Но дело не только в этом. Там, наряду с праздношатающимися кретинами (такими, как находящийся «под кайфом» идиот, скачущий, как макака на сцене рядом с музыкантом), есть значительная часть, которая действительно что-то ищет. Они называют это «духовностью». И какая-то часть из них (пусть наименьшая) действительно ищет не просто избавления от яда современной жизни, а духовного бытия. И если она есть - духовна жажда - то это самое ценное в них, вне зависимости от их социального и прочего облика. Я считаю, что это та группа, на которую нужно обратить взоры тем, кто действительно борется за переустройство мира, кто верит, что такое переустройство может быть только коммунистическим: эти люди потенциально наши, сколь бы далеки они ни были от конкретных идей коммунизма. Автор этих строк уверен, что будущее мира будет решаться способностью исторически накалённого движения ответить на духовные запросы людей, погибающих от удушья их отсутствия. Я предлагаю читателям подумать над этим. Быть может, какие-то пояснения я дам в какой-то из последующих статей.

Но есть ещё один важнейший аспект: все эти люди - и прожигатели жизни и ищущие - первостатейный актив Майдана. А как иначе? Что их собирает на фестивали? Тошнота, блевотина современной жизни - всей без исключения. Их претензия - к цивилизации. Они все - антиглобалисты, антиурбанисты, проповедники «ухода от», расширения сознания и слияния с природой и так далее и тому подобное. Их отношение к цивилизации определяется именно этим анти-. В плоскости социально-строительной, исторической у них нет никакого положительного, созидательного посыла. И если они его не приобретут, то станут тем тараном, который сметёт современную цивилизацию. Что мы и видим на Майдане. Мы все помним, кто был его активом! Да эти люди - не члены военизированных группировок, вроде «Правого сектора». Однако, ещё не вечер... Да и на одних экстремистах далеко не выедешь. Нужна «гражданская» массовка. Они и станут основным горючим для топки Майдана, они зажгут этот огонь!



Фотография с этого самого фестиваля. Ну чем не дрова для Майдана?

Для прояснения этого важнейшего момента привожу в несколько отредактированном виде отрывок из своей давнишней статьи, написанной более года назад, когда Майдан в Киеве полыхал своим чёрным ненасытным пламенем. Кстати, я тогда назвал Майдан порочным отпрыском растлённой Богини Утопии. А теперь этот фестиваль - «Дорога в Утопию». И на нём - то самое разращённое дитя...

Итак, текст:

В беспросветно-скучной, тошнотной жизни современного отчаявшегося человека Майдан вспыхивает ярким протуберанцем надежды, экстаза, эйфории собственной нужности, любовного слияния с братьями по духу. Майдан для одержимого становится квинтэссенцией жизни, всё же остальное - серые сумерки, тени, безъязыкое мутное шараханье в водах псевдосуществования. Майдан - пульс, сумасшедший ритм «истиной жизни», где каждая секунда дорога, яркий новый мир, куда человек с восторгом ныряет, выпутавшись из сумрачных блужданий в лабиринте абсурда, где он доселе прозябал, вечно гонимый - чем? Инстинктом? Разгневанным богом? Временем? Его молчанием? Ведь стрелки давно перестали идти! - он истлевал, истончался, отсутствовал, словно весь превратившись в ноги, которые даже не бежали - соскальзывали с мыльной, тягучей поверхности современной жизни.

«Остановись мгновенье! Ты прекрасно!» - вот лозунг Майдана, апофеоз его дионисийского разгула. Вечный Майдан - вот она мечта одержимого. И не кривите душой, эта быть может и ваша мечта! Что? Я слышу ропот негодования: «Да как он смеет?! Это не про нас!» Не кривите душой! Спросите себя! Спросите не таясь! Спросите самое своё бытие! Frag das sein! Спросите сейчас! Во имя правды откажись от заведомой чванливой уверенности в ответе. Только так можно увидеть правду - сама современная жизнь, во всех её проявлениях, жаждет Майдана, ибо она жаждет избавления от себя!

В этом нерв Майдана, исток его пульсирующей похоти: в тяге отдать самого себя, раствориться в оргиастической стихии, ибо невыносимо! И тут не важно, что утолит эту боль - Майдан или чего-либо другое: чем полнее даруемое забвение, тем лакомее то, что его даёт. Все лозунги - «евроинтеграция», «самостийность», «смена власти», и пр. - всего лишь необходимая декорация: лишь бы шоу продолжалось. Да и зачем им всё это? Они выбрали кое-что другое. Майдан. Майдан навсегда!

Разгрызая в пыль скорлупу Реальности они с восторгом взмывают в опиумный эфир Его Величества Майдана - королевства, которое ещё «круче», чем слёты хиппи на так называемые фестивали, вроде «Систо», чем массовые кувырканья по лесам любителей ЛСД и другие подобные вещи: огромный, пёстро-озорной, шумный калейдоскоп, который предлагает (читай - навязывает) современная жизнь. Здесь - на Майдане - эфир Виртуальности ещё пленительнее, ещё плотнее, ещё реальнее, чем вымученные объятья всеобщей любви хиппарей на фестивалях (объятья превращающиеся в грызню при малейшей сложности или неудобстве, объятья, удерживаемые лишь критическими дозами наркотических веществ и особым этикетом, который преподносится, как поведение людей «Любви ради Любви», но, по сути своей, является удивительно тоталитарным, подавляющим всяческое отклонение от его всепронизывающего диктата, уничтожающим всяческое подлинное чувство и живой интерес к людям) - эти объятия имеют слишком уж густой привкус наигранности и не приносят, в конечном счёте, человеку ничего кроме падения в тёмный глухой колодец разочарования - этого глашатая Реальности. Чтобы избежать этой боли требуется форсированная интенсификация объятий и... наркотиков. Не случайно, один мой знакомый называл Майдан - «офигительным (я намеренно смягчаю выражения) психоделическим трипом».

Майдан - это фестиваль «Систо» (или «Радуга» или какой угодно другой: радения ёгов в Крыму или буддистов из столичных городов где-нибудь на Алтае), но только в 1000 раз более «отрывной»! Вечно голодное желание «уйти в отрыв» от пакостной реальности года... (поставьте здесь любой, который вам особо памятен, любой, когда вы ныряли «в отрыв» особенно глубоко, любовно и самозабвенно), в отрыв от давящей свинцовым облаком обесточенного, бессмысленного - и потому тоталитарного - спутано-противоречивого клубка всяческих «Ты должен!» осточертевшей всемертвящей квадратной формы современной жизни, бьющей ежесекундно несчастного обывателя, заточённого в неё бессрочно, своими тупыми шершавыми углами по затылку. Содержание покинуло форму. Остался только регламент, суета, заменяющая содержание, и... пустота, боль которой заставляет всякого судорожно наращивать суету и стенать от жажды «отрыва».



Здесь (на Майдане) погоня за придание статуса Реальности эфирной Виртуальности - а именно в этом одно из главных усилий всех виртуализующих действ, мероприятий, акций, конвульсивных шараханий квазижизней, всех подобных фестивалей, компьютерных игр, сквотов, субкультур, ежесекундных однообразных надрывно-перегретых восклицаний и жестов - выходит на качественно новый уровень! Посмотрите, на новом Майдане места зарезервированы уже и для нас! Так неужели мы поддадимся искушению? Неужто вы считаете, что ответ на этот вопрос сугубо тривиален?

***

Современный коммунизм должен обрести подлинную духовную полноту. Он не может, как это было до сих пор, позиционировать себя как прагматично-позитивное социальное учение. Оглянитесь вокруг! Сейчас совсем другое время. Кого сегодня волнуют социальные проблемы взятые сами по себе? Сегодня человек загипнотизирован Смертью, она его обступила со всех сторон. И вся жизнь - лихорадочное хватание за всё более изощрённые формы бегства от этой скорбной подруги. Абсурд человеческого существования, невыносимая бессмысленность бытия - вот главная боль современного человека. А вовсе не эксплуатация. Прийти к ним с «эксплуатацией» - значит наверняка потерять их, их просто стошнит.

Так не пора ли опамятоваться? И понять: либо проповедуемый нами коммунизм станет прежде всего духовным движением, либо мы окажемся к роли главного паяца, «prince des sots» (принца дураков) в заключительном акте шаловливого соти, финалом которого будет гибель цивилизации. Занавес падёт уже скоро. И продолжения не будет, ибо не будет уже ничего.

Духовность, Фашизм, Феномен, Коммунизм, Утопия

Previous post Next post
Up